Аудиторские доказательства
аудиторские доказательства - информация, полученная аудитором для выработки мнений, на которых основывается подготовка аудиторского заключения и отчета.
Аудиторские доказательства состоят из первичных документов и учетных записей, которые кладутся в основу финансовой отчетности, а также подтверждающей информации из других источников. Аудитор должен получить такое количество аудиторских доказательств, которая бы обеспечила способность сделать необходимые выводы, при использовании которых будет подготовлен аудиторское заключение.
При подготовке аудиторских доказательств аудитор, как правило, не изучает всю имеющуюся информацию, а определяет основные элементы, характеризующие состояние объекта, который проверяется. Этим он отличается от ревизора. Полученные аудитором данные позволяют судить о состоянии объекта проверки с допустимой величиной риска относительно полноты подтверждения достоверности данных.
Аудиторские доказательства должны удовлетворять следующим требованиям:
1) достаточность;
2) уместность;
3) достоверность.
Достаточность - это полнота полученной информации, которая характеризует содержание или состояние объекта аудита.
Достоверность аудиторских свидетельств подтверждают результаты, полученные во время документального или фактического контроля. Выбор приемов получения доказательств зависит от специфики объекта аудита.
Уместность- информация, которую использует аудитор, должна позволить ему сделать обоснованный вывод относительно:
· баланса (или все активы и пассивы учтены, неизменность учетной политики)
· статей учета финансовых результатов ( или все доходы и расходы учтены, правильность подсчетов и раскрытия в статьях).
Надежность - это качество информации, обеспечивающей обоснованную отсутствие в ней ошибок и исправлений, отражает достаточную информацию. Надежность аудиторских доказательств зависит от источника их получения - внутреннего или внешнего, а также от их характера. По характеру существуют визуальные, документальные и устные доказательства.
Классификация аудиторских доказательств:
1) зависимости от способа получения:
- прямые доказательства (первичные) - это объективная и полная характеристика объекта, полученная в результате проведения аудитором независимых процедур проверки состояния объекта контроля;
- косвенные доказательства (вторичные) - это данные внутреннего контроля, информация, поступившая от администрации, третьих лиц;
2) за носителями информации :
- документальные;
- устные;
3) по доказательным значением документы, которые проверяются, делятся на
- первичные документы;
- учетные записи (регистры);
- главная книга;
- бухгалтерская отчетность;
- планы, сметы, калькуляции;
- материалы проверок и ревизий;
- материалы внутрихозяйственного контроля предприятия;
- данные, полученные аудитором при проведении документального и фактического контроля;
- неофициальные и вспомогательные документы.
Документирование аудита.
Аудит должен сопровождаться обязательным документированием, т.е. отражением полученной информации.
К процессу документирования есть ряд требований, которые регламентируются стандартом № 2 «Документирование аудита». Под термином "документация" понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.
К рабочей документации относятся:
1. план и программы аудита
2. описание применяемых аудиторских процедур, их результатов
3. различные объяснения, заявления, пояснения аудируемого лица
4. копии документов аудируемого лица
5. описание систем б/у и внутреннего контроля аудируемого лица
6. аналитические документы аудитора или аудиторской организации
7. прочие документы
Рабочая документация может быть создана непосредственно аудитором или получена от аудируемого лица или 3-х лиц.
Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами, как:
-характер аудиторского задания;
-требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;
-характер и сложность деятельности аудируемого лица;
-характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
-необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;
-конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.
Обязательно должны входить в состав рабочей документации документы, содержащие все сведения, необходимые и достаточные:
-для составления аудиторского заключения и письменной информации по результатам проведения аудита
-для подтверждения того, что аудит проведен в соответствии с актами, регулирующими аудиторскую -деятельность в РФ
-для осуществления аудиторской организацией контроля за ходом аудита
-для планирования аудита
Все существующие вопросы, требующие профессионального суждения аудитора вместе с выводами по этим вопросам, подлежат отражению в рабочей документации. Рабочая документация находится в собственности аудиторской организации. Копии документов аудируемого лица включаются в рабочую документацию только с согласия аудируемого лица. Это не относится к официальной бух .отчетности.
Рабочая документация должна храниться в архиве организации не менее 5 лет. В случае пропажи или гибели руководитель организации должен назначить служебное расследование и оформить результаты соответствующим актом.