Безопасность коммерческих секретов и деловой информации фирмы.
Оценка риска
Среди наиболее важных разделов бизнес-плана выделяется управление рисками. Значимость этого раздела объясняется тем, что инвесторы и кредиторы, другие партнеры хотят знать, с какими проблемами, трудностями может столкнуться фирма, как собственник и менеджеры предполагают выйти из рисковой ситуации, насколько эффективны внутрифирменные подходы к минимизации ущерба.
В процессе своей деятельности хозяйствующий субъект может столкнуться со следующими видами рисков:
1. Рыночный риск, возникающий в результате ухудшения возможностей получения сырья и различных материалов; повышения их цен; изменения требований потребителей; усиления конкуренции; изменения цен и спроса на продукцию фирмы; потерей позиций на рынке; негативно могут сказаться и неожиданные тенденции в развитии отрасли, трудности в получении банковского кредита, изменения общей экономической ситуации в стране, включая изменения системы налогообложения, валютного курса, повышения или непредвиденного снижения уровня инфляции, социальная нестабильность в стране. Это так называемые внешние риски;
2. К внутренним рискам относятся:
- срывы планов работ из-за недостатка рабочей силы, нехватки материалов и нарушения сроков их поставки, невыполнения заказчиками и подрядчиками своих обязательств, ошибок в планировании работ, изменений в руководстве, слабое управление, перерасход средств из-за срывов планов работ, низкую квалификацию персонала, неправильное составление смет;
- изменение технологии, ухудшение качества производимой продукции и снижение производительности труда;
- прямой ущерб имуществу (транспортные катастрофы, уничтожение, хищение или порча товара при транспортировке, риск, связанные со стихийными бедствиями), косвенные потери, связанные с демонтажем и передислокацией поврежденного имущества;
- финансовый риск.
На основе результатов анализа причин возникновения рисковых ситуаций разрабатывается программа мер по минимизации ущерба от рисков и определяются размеры расходов. Анализ рисков и проведение мероприятий по их предотвращению возлагается, как правило, на эксперта.
Перечень рисков весьма обширен, вероятность каждого типа риска различна, неодинакова и сумма убытков, которые они могут вызвать. Поэтому в бизнес-плане требуется хотя бы ориентировочная оценка ущерба для предприятия от наиболее вероятных рисков.
Величина риска обычно определяется в процентах от величины потерь, измеряемой в денежных единицах, умноженной на вероятность ее наступления:
Р = П х В / 100,
где Р – величина риска; П – величина потерь; В – вероятность потерь.
Если для экономически развитых стран вероятность риска максимально равна 0,3, то для российских условий ее значение составляет 0,9, хотя в реальности показатель может быть меньшим.
Деятельность предприятия, и задачей менеджмента предприятия является снижение уровня риска. Для этого используются диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение всей необходимой, достоверной информации о предстоящем выборе и результатах.
Диверсификация предполагает распределение инвестиционных средств между различным видами деятельности фирмы.
Для снижения степени риска используются имущественное страхование (страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, грузов и т.п.), страхование от несчастных случаев (то есть страхование общей гражданской и профессиональной ответственности).
Лимитирование предполагает установление ограничений на сумму расходов, объемы продаж в кредит, на вложения капиталов и т.д.
Используя резервирование для снижения уровня риска, фирма создает своего рода фонд средств на покрытие непредвиденных расходов, связанных с устранением последствий наступления риска: финансирование дополнительных работ, компенсация непредвиденного повышения материальных, финансовых и трудовых затрат, возникающих в процессе функционирования предприятия.
Кроме того могут использоваться и меры юридического, психологического характера, обеспечения соблюдения коммерческих тайн.
Управленческие решения чаще всего принимаются в условиях неопределенности результатов и ограниченности информации. Значит, чем полнее и достовернее информация, тем больше возможностей подготовить хороший прогноз и снизить риск.
Малая предсказуемость экономической ситуации в России требует постоянного учета динамики рыночных изменений.
Управление риском в первую очередь призвано решать вопросы уменьшения влияния внутренних рисков, и, в сущности, эту цель преследует само бизнес-планирование. Минимизация внутренних рисков предусматривает:
- обеспечение платежеспособности предприятия на любой стадии его развития и наименьшей зависимости от влияния внешних факторов;
- увязывание всех стадий производственного процесса и налаживание надежного его обеспечения;
- организацию реализации производимой продукции и получения доходов;
- экономию средств на финансовом обеспечении производства, увеличение его рентабельности и сокращение сроков окупаемости, возрастание в целом прибыльности деятельности;
- оптимизацию организационного построения и системы управления.
Анализ риска предусматривает выявление его качественных и количественных характеристик. При этом количественный анализ позволяет определить его размеры, что также является сложной задачей, обычно решаемой с использованием методов статистического анализа, анализа уместности затрат, экспертных оценок, использования аналогов и др. Уменьшение же риска требует уже иных аналитических методов, таких как методы математической статистики, экономико-математического моделирования.
Оценка риска производится с помощью используемых в рыночной экономике методов, таких как: усредненный отчетный доход, индекс приведенной стоимости, средневзвешенная цена капитала, а также учет его вероятностного характера, в том числе с помощью модифицированных показателей, по которым рассчитываются величины ожидаемой доходности и вероятности ее появления.
Планирование в условиях инфляции - задача сложная. В качестве основополагающих принципов, применимых для каждого предпринимателя, может быть рекомендовано руководствоваться следующими:
- отдавать предпочтение краткосрочным проектам;
- применять так называемый модифицированный коэффициент дисконтирования, в котором должна содержаться поправка на прогнозируемый уровень инфляции.
Метод дисконтирования денежных поступлений используется для расчетов рентабельности инвестиционных вложений, где учитывается фактор времени, принимается в расчет изменение стоимости денег во времени.
Коэффициент дисконтирования используется в процедуре расчета сложных процентов и позволяет определить стоимость инвестиций через некоторое количество лет:
S = P ( 1 + r )n ,
где P – начальная сумма инвестиции;
S – стоимость инвестиций через n лет;
r – ставка процента, указанная в виде десятичной дроби.
Снизить воздействие инфляции на результаты финансовой деятельности позволит также контроль над уровнем рентабельности, закладываемой в расчетную цену продукции. Ее величина (р) рассчитывается как результат деления получаемой прибыли (П) на произведенные затраты (З), и для выражения ее в процентах следует результат умножить на 100%:
р = П х 100% / З.
При вычислении рентабельности в условиях изменения экономических факторов (цены, удельных затрат, объема реализации) может анализироваться «чувствительность» планов.
Финансовый план
Результирующей частью бизнес-плана является финансовый план. Финансовое планирование на предприятии заключается в планировании всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Оно осуществляется посредством разработки финансовых планов - перспективных, текущих, оперативных. Финансовый план обобщает все предыдущие разделы в стоимостном выражении и содержит проектные данные о финансовых потоках, размерах инвестиций, объемах продаж, сведения об источниках финансирования и назначении используемых средств, сроке окупаемости инвестиций, издержках производства и обращения, о процентном соотношении доходов и расходов, использовании собственных и заемных средств. В нем указываются также источники и сроки погашения задолженности, сроки выплаты дивидендов владельцам акций акционерных обществ.
Планированию и прогнозированию финансовых ресурсов компании, эффективного их использования предшествует экономический анализ. Он служит основой для принятия управленческих решений на уровне руководства компанией, является исходным материалом для работы финансовых менеджеров. Анализ финансовых результатов работы предприятия на конкретную дату включает:
- оценку динамики показателей балансовой и чистой прибыли;
- изучение факторов, влияющих на величину прибыли и ее динамику;
- измерение показателей рентабельности;
- выявление и оценку резервов роста прибыли, способов их реализации.
С учетом результатов экономического анализа осуществляется планирование показателей финансовых результатов деятельности предприятия. Цель планирования состоит в достижении максимизации доходов для обеспечения финансирования развития предприятия.
Работа над бизнес-планом включает составление баланса с отражением в нем необходимой для планирования информации, анализ безубыточности деятельности; прогнозируется прибыль, возможность убытков и процесс движения денежных средств, а также анализ отклонений от запланированного. При составлении финансового раздела бизнес-плана используется статистическая, бухгалтерская и иная информация.
Сущностью предпринимательской деятельности, в соответствии с действующим в настоящее время законодательством, может считаться ее направленность на получение прибыли, которая служит показателем безубыточности деятельности фирмы и в то же время является стимулом для ее развития в рыночных условиях. В условиях перехода к рыночной экономике наиболее важным представляется финансовый аспект деятельности фирмы, который, наконец-то, перестает быть “игрой с цифрами” и становится главным показателем успеха. Вследствие этого финансовым вопросам правления здесь будет уделено более пристальное внимание, в том числе, в третьей главе данного исследования.
Таким образом, финансовый раздел можно считать ключевым в бизнес-плане. Однако, поскольку в условиях переходной экономики еще нельзя говорить о стабильном уровне инфляции, может сокращаться и сам период планирования. В зарубежной практике оптимальным считается период, равный трем годам. У нас долгосрочное планирование сегодня, в принципе, представляется нереальным, но и при использовании подобных среднесрочных планов предприниматели должны быть готовы к их ежегодной или еще более частой корректировке.
Основное требование к финансовому плану – он не должен расходиться с данными других разделов бизнес-плана. Любые несоответствия здесь недопустимы, они могут свидетельствовать о некомпетентности разработчика, недобросовестности подхода как к составлению плана, так и к самой предпринимательской деятельности.
Финансовый план должен представлять достоверную информацию относительно достигнутых и ожидаемых результатов деятельности фирмы, которые принесут ей определенную прибыль. По этим данным составляют свое мнение не только эксперт, но и инвестор или заимодавец.
Конечно, любой финансовый прогноз и план не обеспечивает стопроцентной гарантии достижения намеченного, но даже простая нерадивость его составления увеличивает риск предпринимательства, в результате чего и вероятность получения внешних займов может сводиться к нулю. Рисковать своими средствами, очевидно так же нецелесообразно.
Структура финансового плана состоит из плана доходов и расходов, предусматривает балансовый отчет, прогноз прибылей и убытков, отчет о движении денежных средств, график достижения безубыточности. Финансовое планирование в целом следует осуществлять, постоянно соотнося прогнозные и фактические данные системы бухгалтерского учета. Это позволит контролировать степень выполнения запланированного, а значит, и систему управления в целом.
Балансовый отчет необходим для оценки величины и динамики изменений стоимости активов, величины чистого оборотного капитала, ликвидности активов, оборачиваемости товарных запасов. Все это в свою очередь позволяет оценить надежность предприятия и его финансово-экономический потенциал.
Прогноз прибылей и убытков дает возможность определить прибыльность проекта.
Отчет о движении денежных средств имеет большое значение для выбора оптимального варианта привлечения собственных или заемных средств, эффективного вложения временно свободного капитала. Необходимость роста производства, инвестиций в качество продукции может снизить ликвидность предприятия. Этот документ дает возможность вовремя заметить возникновение такой ситуации и принять соответствующие меры.
Баланс доходов и расходов включает такие разделы, как: доходы и поступления (суммарная прибыль, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества компании; доходы от продажи продукции и услуг, по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других фирм, от операций с валютой; амортизация основных фондов и нематериальных активов; налоги и платежи, относимые на издержки производства и обращения и на финансовые результаты, прирост устойчивых пассивов; прочие доходы и поступления); расходы и отчисления (инвестиции; прирост оборотных средств; выплата доходов по ценным бумагам; погашение ссуд банка; отчисления в резервный фонд компании, на социальное развитие и материальное поощрение, а также вышестоящей организации; взносы в экологический, благотворительные и межотраслевые внебюджетные фонды; прочие отчисления и расходы); взаимоотношения с бюджетом (платежи и налоги в бюджет; ассигнования из бюджета). В связи с этим, баланс доходов и расходов позволяет установить предельные цифры расходования средств и спланировать необходимую сумму поступления средств, проследить динамику изменения прибыли от продажи продукции и услуг в течение всего срока реализации проекта по месяцам и кварталам.
График достижения безубыточности отражает проектную динамику выручки и полных затрат на производство и реализацию продукции, тот уровень продаж (то есть безубыточный), при котором выручка от произведенной и реализованной продукции покрывает все расходы. График показывает и степень воздействия на выручку и затраты таких факторов, как объем реализации, цены, себестоимость продукции.
В финансовом плане находят (во всяком случае должны найти) отражение внешние факторы, влияющие на финансовые показатели предприятия: динамика объемов реализации из-за меняющегося спроса, цен на сырье и материалы, возможное снижение производительности труда и др.
Баланс активов и пассивов отражает распределение активов, пассивов и чистого капитала, что обычно осуществляется по стандартной форме (независимо от размеров фирмы). План-баланс характеризует финансовое состояние фирмы на конец планируемого периода, и анализ его позволяет “сделать выводы об устойчивости ее финансового положения в конкретный период времени”.
Активы включают в себя: основные средства (землю, оборудование и др.), с учетом необходимых амортизационных отчислений; оборотные - в виде денежных средств, ценных бумаг, товарных запасов, авансовых выплат и др., которые могут быть обращены в деньги; а также отдельные нематериальные активы (патенты, авторские права).
К пассивам относят обязательства: долгосрочные (закладные, кредиты банковские и в форме оборудования) и краткосрочные (счета кредиторов, различные векселя, задолженности по зарплате, невыплаченные налоги и др.).
Чистый же капитал составляют: нераспределенная прибыль, собственный или иной капитал. Все эти статьи должны быть отражены в специальной форме баланса, которая сегодня утверждена Министерством финансов и должна неукоснительно соблюдаться.
Баланс может составляться ежегодно, ежеквартально или даже ежемесячно – в зависимости от требований банка (или иного кредитора), а также от желания и технической возможности исполнителя. В принципе, наличие компьютера и соответствующих программ, что уже далеко не редкость, позволяют удовлетворить даже самого “привередливого пользователя”.
Анализ баланса можно осуществлять при исчислении оборотного капитала – как разности между объемом оборотных средств и краткосрочными обязательствами. Отрицательное значение величины оборотного капитала свидетельствует о неликвидности предприятия. При этом необходимо руководствоваться тем, что его величина должна иметь достаточно высокое положительное значение. Более точный и содержательный анализ ликвидности производится с использование коэффициентов текущей или срочной ликвидности, значение которых, по рекомендациям специалистов, должно быть не ниже 2,0.
Дополнительную информацию о финансовом состоянии дел на предприятии также может дать сравнение текущих и прошлых балансов с тем, чтобы вовремя отслеживать существенные отклонения. Но это реально лишь для предприятий, имеющих определенный опыт работы в сфере предпринимательства, когда в наличии есть его результаты. Очевидно, что начинающему предпринимателю следует использовать иные методы.
Финансовый план
Финансовый план - последний раздел бизнес плана. Финансовый план поможет вам и каждому потенциальному инвестору определить, как много потребуется наличности и когда, чтобы начать и сохранить прибыльный бизнес. Вы также должны быть в состоянии оценить, какую прибыль вы можете получить при том размере капитала, который готовы или собираетесь инвестировать. Рассмотрены все основные отчеты финансового плана:
1. Отчет о прибылях и убытках;
2. КЭШ или план по наличности;
3. Прогнозный баланс;
4. Основные фонды;
5. Финансовые коэффициенты.
Финансовый план поможет вам и каждому потенциальному инвестору определить, как много потребуется наличности и когда, чтобы начать и сохранить прибыльный бизнес. Вы также должны быть в состоянии оценить, какую прибыль вы можете получить при том размере капитала, который готовы или собираетесь инвестировать. Составление финансовых прогнозов прибыли компании, потока наличности и финансового положения заставит вас детально обдумать финансовые операции, которые вы планируете осуществить. В ходе этого процесса ясно выявится любое противоречие, расхождение или нереалистическое предположение. Информация, которая будет нужна, чтобы объединить финансовые прогнозы, в большей своей части уже собрана в предыдущих разделах, когда составлялись планы продаж, текущей деятельности и трудовых ресурсов.
Данный раздел покажет вам, как объединить все прогнозы в финансовый план. Поскольку многообразие информации, с которой вы будете работать, может привести к ее недостоверности, вам, чтобы не ошибиться, необходимо разработать три варианта прогнозов:
• пессимистический,
• наиболее реальный,
• оптимистический.
Различия в прибылях и наличности при переходе от одного варианта к другому покажут степень риска, с которым вы, возможно, встретитесь.
Стратегия финансирования
В разделе "Финансы" необходимо изложить план получения средств для создания или расширения Вашего предприятия.
Первый вопрос:какой объем средств необходим для реализации данного проекта?
Второй вопрос:откуда намечается получить эти деньги и в какой форме?
Третий вопрос:когда можно ожидать полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них?
Ответ на первый вопрос вытекает из самого раздела. А вот ответ на второй вопрос - тема для особого разговора. Практически здесь речь должна идти о том, какую долю необходимых средств можно и нужно получить в форме кредита, а какую лучше привлечь в виде паевого капитала. Соотношение этих двух источников финансирования - задача, не имеющая однозначного решения. Слишком уж много факторов здесь влияют на все заинтересованные стороны. Если же попытаться выделить какие-то основные моменты, то они состоят в том, что банкиры обычно стараются уменьшить свой риск, полагая, что нести его должны главным образом владельцы предприятия и инвесторы-акционеры. Поэтому финансирование через кредиты предпочтительнее для проектов, связанных с расширением производства на уже действующих (и действующих успешно) предприятиях. С одной стороны, от таких предприятий банкиры не будут требовать повышения платы за кредит, т.к. риск вложений здесь не слишком велик, а с другой - не составит проблемы найти материальное обеспечение кредитов, т.к. в качестве него могут выступить имеющиеся активы.
Для проектов же, которые связаны с созданием нового предприятия или реализацией технического новшества, предпочтительным источником финансирования может служить паевой или акционерный капитал.
Наконец, что касается третьего аспекта данного раздела - оценки сроков возврата заемных средств, - то это требует проведения и включения в бизнес-план специальных расчетов, которые дают возможность определить срок окупаемости вложений.
Проведенный анализ для полноты его представления в общей структуре бизнес-плана и корректности расчетов следует изложить в следующей форме.
Деловое расписание
Деловое расписание - необходимый раздел бизнес- плана. В нем фиксируется временной график ключевых действий (разработка продукта и процесса его производства, анализ рынка, разработка программы продаж). Следует указать и важнейшие частные задания, критические события, определяющие успех дела. Перечень таких событий включает: завершение дизайна; представление продукта на выставках; заказ сырья, материалов и комплектующих в количествах, необходимых для организации планируемого объема производства, начало производства; получение первого заказа, первая продажа, оплата первых счетов. Составление делового расписания позволяет контролировать ключевые моменты дела, предусматривать и корректировать возникающие сбои с тем, чтобы уменьшить возможный риск.
Грамотно составленное деловое расписание демонстрирует зарубежному партнеру профессионализм управленческой команды. Покажите на графике решающие для успеха вашего бизнеса события: создание фирмы;
окончание НИОКР;
создание прототипа изделия;
достижение договоренностей с торговыми представителями;
выход на торговые показы продукции;
подписание соглашений с оптовиками;
• заказ материалов в количествах, необходимых для производства первых партий;
начало производства;
получение первых заказов;
поставка первых партий товара;
получение первых платежей и поступлений на
счет.
На графике отразите, сколько времени проходит от момента приобретения сырья до получения денежной выручки по каждому выпускаемому продукту или услуге; как изменяется численность управленческого и производственного персонала, идет процесс приобретения или строительство зданий, сооружений и оборудования по мере развития бизнеса.
Безопасность коммерческих секретов и деловой информации фирмы.
Для обеспечения защиты интеллектуальной собственности на предприятиях вводится определенный порядок работы с информацией и доступа к ней, включающий в себя комплекс административных, правовых, организационных, инженерно-технических, финансовых, социально-психологических и иных мер, основывающихся на правовых нормах республики или на организационно-распорядительных положениях руководителя предприятия (фирмы).
Эффективная защита коммерческой тайны возможна при обязательном выполнении ряда условий:
- единство в решении производственных, коммерческих, финансовых и режимных вопросов;
- координация мер безопасности между всеми заинтересованными подразделениями предприятия;
- научная оценка информации и объектов, подлежащих классификации (защите). Разработка режимных мер до начала проведения режимных работ;
- персональная ответственность (в том числе и материальная) руководителей всех уровней, исполнителей, участвующих в закрытых работах, за обеспечение сохранности тайны и поддержание на должном уровне режима охраны проводимых работ.
Включение основных обязанностей рабочих, специалистов и администрации по соблюдению конкретных требований режима в коллективный договор, контракт, трудовое соглашение, правила трудового распорядка.
- Организация специального делопроизводства, порядка хранения, перевозки носителей коммерческой тайны. Введение соответствующей маркировки документов и других носителей закрытых сведений;
- Формирование списка лиц, уполномоченных руководителем предприятия (фирмы) классифицировать информацию и объекты, содержащие сведения, составляющие КТ;
- Оптимальное ограничение числа лиц, допускаемых к КТ;
- Наличие единого порядка доступа и оформления пропусков;
- Выполнение требований по обеспечению сохранения КТ при проектировании и размещении специальных помещений; в процессе НИОКР, испытаний и производства изделий, сбыта, рекламы, подписания контрактов, при проведении особо важных совещаний, в ходе использования технических средств обработки, хранения и передачи информации и т.п.;
- Организация взаимодействия с государственными органами власти, имеющими полномочия по контролю определенных видов деятельности предприятий и фирм;
- Наличие охраны, пропускного и внутри объектового режимов;
- Плановость разработки и осуществления мер по защите КТ, систематический контроль за эффективностью принимаемых мер;
- Создание системы обучения исполнителей правилам обеспечения сохранности КТ.
При организации защиты коммерческой тайны, имущественных и финансовых ценностей директор (президент) предприятия (фирмы) руководствуется прежде всего экономической целесообразностью. Здесь обязательно надо учитывать два момента: 1) затраты на обеспечение экономической безопасности должны быть, как правило, меньшими в сравнении с возможным экономическим ущербом и 2) планируемые меры безопасности содействуют, как правило, повышению экономической эффективности предпринимательства.
Центральное место в организации обеспечения экономической безопасности предприятия (фирмы) занимает выбор структуры службы, позволяющей эффективно решать эти вопросы.
На предприятиях с незначительным объемом сведений, составляющих КТ, а также товарных и денежных средств, управление обеспечением режима безопасности может осуществить сам руководитель предприятия (фирмы) или по совместительству назначенный его приказом сотрудник, имеющий соответствующий опыт работы. Служба безопасности (СБ) предприятия (фирмы), как правило, подчиняется непосредственно руководителю предприятия и создается его приказом.
Она является структурной единицей предприятия, непосредственно участвующей в производственно-коммерческой деятельности. Деятельность СБ осуществляется во взаимодействии со структурными подразделениями предприятия.
Структура и штаты СБ в зависимости от объема работ и особенностей производственно-коммерческой деятельности определяются руководителем предприятия и, по мнению авторов, должны комплектоваться инженерно-техническими работниками специалистами основного профиля работы данного предприятия (фирмы), а также специалистами, имеющими практический опыт защиты информации или работы с различными группами людей. Назначение на должность начальника (зама) СБ предприятия (фирмы), а также его освобождение производится только руководителем предприятия.
Вышеназванные и другие требования вносят в Положение о службе безопасности, которое разрабатывается по указанию директора.
Наиболее оптимальная структура СБ может быть определенная при анализе всех функций обеспечения экономической безопасности и выделении из всего комплекса тех, которые наиболее адекватно соответствуют производственно-коммерческой деятельности предприятия (фирмы).
Для выполнения этого этапа работ приведем наиболее полный комплект функций, выполняемых с привлечением специалистов предприятия службами экономической безопасности.
Типы бизнес-структур
Структура - форма организации системы, единство устойчивых взаимосвязей между составляющими систему элементами. Структура подчиняется общим законам функциональных отношений, изучение которых является одной из важнейших задач кибернетики.
Много говорят и пишут о функциональной структуре, подвергая ее критике и сравнивая с более модной "процессной" структурой. Также часто приходится слышать о дивизиональной структуре, матричной структуре(к ее разновидностям можно отнести проектную структуру), редко, но все же еще вспоминают о линейно-функциональной и линейно-штабной структурах.
При кажущемся обилии и разнообразии вариантов структур, суровая действительность говорит нам о том, что редкая организационная структура предприятия может быть отнесена к одному из "чистых" типов организационных структур. Функциональные службы и "штабные" подразделения усиливаются проектными командами, непрофильные виды деятельности выводятся на аутсорсинг, а отделы органзационного развития не успевают фиксировать и регламентировать возникающие новые горизонтальные и вертикальные связи. Зачастую призыв к определению вида имеющейся организационной структуры предприятия можно услышать только из уст консультантов по управлению, испытывающих затруднения при выборе подходящей методики оценки и анализа организационных структур.
Есть ли в связи с этим смысл еще раз поднимать вопрос о классификации оргструктур? Конечно же есть. Дело в том, что понять всю сложность организационной структуры современного предприятия можно только при разделении ее на составляющие компоненты. И почти каждый из компонентов, если рассматривать его в чистом, абстрактном виде, может стать основой для формирования соответствующей организационной структуры.
Несмотря на то, что идеализированные свойства такой оргструктуры сделают ее абстрактной и весьма далекой от нынешних реалий, представление о ее предполагаемых свойствах может способствовать пониманию влияния соответствующего компонента на организационную структуру в целом. Именно с такой целью мы и будем далее рассматривать типы организационных структур.
Ипотечное кредитование
Ипотека — это одна из форм залога, при которой закладываемое недвижимое имущество остается в собственности должника, а кредитор в случае невыполнения последним своего обязательства приобретает право получить удовлетворение за счет реализации данного имущества.
Следует различать понятия ипотека и ипотечное кредитование, при котором кредит выдаётся банком под залог недвижимого имущества. Ипотечный кредит — одна из составляющих ипотечной системы. При получении кредита на покупку недвижимого имущества сама приобретаемая недвижимость поступает в ипотеку (залог) банку как гарантия возврата кредита.
Ипотекой является также залог уже существующего недвижимого имущества собственника для получения им кредита или займа, которые будут направлены либо на ремонт или строительство, либо на иные нужды по усмотрению заемщика-залогодателя.
В случае неисполнения основного обязательства, взыскание обращается только на заложенное недвижимое имущество, а залогодержатель имеет преимущественное право на удовлетворение своих требований перед другими кредиторами должника. Одним из способов снижения рисков кредитора является ипотечное страхование.
Кредит выдаётся обычно на длительный срок. Процентная ставка по ипотечному кредиту обычно ниже, чем по другим видам кредитов, особенно в случае низкой оценки рисков, которой, например, может способствовать низкое соотношение суммы кредита к оценочной стоимости недвижимости, ликвидность и другие причины. Обычно банк выдвигает к заёмщику ипотечного кредита менее жёсткие требования, чем при других видах кредитования, тем не менее обычной практикой является проверка дохода, требование страхования залога, проверка оценки недвижимости аккредитованными оценщиками, иногда проверка непрерывного стажа работы и прочие действия, повышающие безопасность сделки. Погашение ипотечного кредита часто осуществляется равными платежами — аннуитетами. Размер такого постоянного аннуитетного платежа (A) вычисляется по формуле:
, где S — величина (тело) кредита, p — величина процентной ставки за период (в долях), n— количество периодов. Но существуют и многие другие программы погашения. Одна из иных форм — дифференцированные платежи (когда тело кредита выплачивают равными долями, а процентные платежи меняются от максимума в начале, до минимума в конце); здесь размер первого платежа (A1) таков: A1 = S*(p+1/n). Зачастую ошибочно полагают, что достоинством этой формы платежей является меньшая сумма процентов (меньше переплата). На самом деле, главное различие состоит в перераспределении нагрузки выплат между различными периодами погашения.
Финансовый риск
Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т.е. денежных средств).
Под финансовыми рисками понимается вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь (снижения прибыли, доходов, потери капитала и т.п.) в ситуации неопределенности условий финансовой деятельности организации.
Финансовые риски подразделяются на три вида:
1. риски, связанные с покупательной способностью денег;
2. риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски);
3. риски, связанные с формой организации хозяйственной деятельности организации.
1 группа финансовых рисков. К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности рисков: инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности.
Инфляционный риск характеризуется возможностью обесценения реальной стоимости каптала (в форме денежных активов), а также ожидаемых доходов и прибыли организации в связи с ростом инфляции.
Инфляционные риски действуют в двух направлениях:
-сырье и комплектующие, используемые в производстве дорожают быстрее, чем готовая продукция
-готовая продукция предприятия дорожает быстрее, чем цены конкурентов на эту продукцию.
ить на материальные, трудовые, финансовые.
Дефляционный риск - это риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижения доходов.
Валютные риски - опасность валютных потерь в результате изменения курса валютной цены по отношению к валюте платежа в период между подписанием внешнеторгового, внешнеэкономического или кредитного соглашения и осуществлением платежа по нему. В основе валютного риска лежит изменение реальной стоимости денежного обязательства в указанный период. Экспортер несет убытки при понижении курса валюты цены по отношению к валюте платежа, так как он получит меньшую реальную стоимость по сравнению с контрактной. Для импортера валютные риски возникают, если повысится курс валюты цены по отношению к валюте платежа. Колебания валютных курсов ведут к потерям одних и обогащению других фирм. Участники международных кредитно-финансовых операций подвержены не только валютному, но и кредитному, процентному, трансфертному рискам.
Риски ликвидности - это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительской стоимости.
2 группа финансовых рисков.Инвестиционный риск выражает возможность возникновения непредвиденных финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности предприятия. В соответствии с видами этой деятельности выделяются и виды инвестиционного риска: риск реального инвестирования; риск финансового инвестирования (портфельный риск); риск инновационного инвестирования. Так как эти виды инвестиционных рисков связаны с возможной потерей капитала предприятия, они включаются в группу наиболее опасных рисков.
Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск снижения финансовой устойчивости, риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь.
Риск снижения финансовой устойчивости. Этот риск генерируется несовершенной структурой капитала (чрезмерной долей используемых заемных средств), т.е. слишком высоким коэффициентом финансового рычага. В составе финансовых рисков по степени опасности этот вид риска играет ведущую роль.
Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхования, хеджирования, инвестирования и т.п.).
Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.
Портфельные инвестиции связаны с формированием инвестиционного портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаги других активов. Термин "портфельный" происходит от итальянского "portofolio", означает совокупность ценных бумаг, которые имеются у инвестора.
Риск снижения доходности включает следующие разновидности:
процентные риски;
кредитные риски.
К процентным рискам относится опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами, селинговыми компаниями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам. Рост рыночной ставки процента ведет к понижению курсовой стоимости ценных бумаг, особенно облигаций с фиксированным процентом. При повышении процента может начаться также массовый сброс ценных бумаг, эмитированных под более низкие фиксированные проценты и по условиям выпуска, досрочно принимаемых обратно эмитентом. Процентный риск несет инвестор, вложивший средст средства в среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем повышении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем (так как он не может высвободить свои средства, вложенные на указанных выше условиях). Процентный риск несет эмитент, выпускающий в обращение среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем понижении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Этот вид риска при быстром росте процентных ставок в условиях инфляции имеет значение и для краткосрочных ценных бумаг.
Кредитный риск - опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску относится также риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга.
Кредитный риск может быть также разновидностью рисков прямых финансовых потерь.
Риски прямых финансовых потерь включают следующие разновидности: биржевой риск, селективный риск, риск банкротства, кредитный риск.
Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п.
Селективные риски (лат. selektio - выбор, отбор) - это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.
Риск банкротства представляет собой опасность в результате неправильного выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам.
3 группа финансовых рисков.К рискам, связанным с формой организации хозяйственной деятельности, относятся:
- авансовые
-оборотные риски.
Авансовые риски возникают при заключении любого контракта, если по нему предусматривается поставка готовых изделий против денег покупателя. Суть риска - компания - продавец (носитель риска) произвела при производстве (или закупки) товара определенные затраты, которые на момент производства ( или закупки ) нечем не закрыты, т.е. с позиции баланса рискодержателя могут закрываться только прибылью предыдущих периодов. Если компания не имеет эффективно налаженного оборота, то несет авансовые риски, которые выражаются в формировании складских запасов нереализованного товара.
Оборотный риск - предполагает наступление дефицита финансовых ресурсов в течение срока регулярного оборота: при постоянной скорости реализации продукции у предприятия могут возникать разные по скорости обороты финансовых ресурсов.
Портфельный риск- заключается в вероятности потери по отдельным типам ценных бумаг, а также по всей категории ссуд. Портфельные риски подразделяются на финансовые, риски ликвидности, системные и несистемные.
Риск ликвидности - это способность финансовых активов оперативно обращаться в наличность.
Системный риск- связан с изменением цен на акции, их доходностью, текущим и ожидаемым процентом по облигациям, ожидаемыми размерами дивиденда и дополнительной прибылью, вызванными общерыночными колебаниями. Он объединяет риск изменения процентных ставок, риск изменения общерыночных цен и риск инфляции и поддается довольно точному прогнозу, так как теснота связи (корреляция) между биржевым курсом акции и общим состоянием рынка регулярно и довольно достоверно регистрируется различными биржевыми индексами.
Несистемный риск- не зависит от состояния рынка и является спецификой конкретного предприятия, банка. Он может быть отраслевым и финансовым. Основными факторами, оказывающими влияние на уровень несистемно- портфельного риска, является наличие альтернативных сфер приложения (вложения) финансовых ресурсов, конъюнктура товарных и фондовых рынков и другие. Совокупность системных и несистемных рисков называют риском инвестиций.
Имидж компании.
Представление, которое компания создает о себе с помощью рекламы, формируя благоприятное представление у целевой аудитории. Это устойчивое представление потребителей, клиентов, партнеров и общественности о престиже компании, качестве его товара и услуг, репутации руководителей.
Внутренний имидж представляет собой восприятие и психологическое отношение к компании ее сотрудников, менеджеров, собственников, акционеров, правления и материнских организаций, составляющих внутреннюю среду компании. Внутренний имидж является не менее важным, нежели имидж во внешней сфере, поскольку наличие положительного представления вышеупомянутых субъектов к компании сплачивает коллектив, дает уверенность в завтрашнем дне каждому отдельному работнику, стимулируя его тем самым к большей степени идентификации с фирмой, более активной работе и отдаче общему делу, стремлению к повышению собственной квалификации, что, в свою очередь, положительно отражается на внешнем облике компании как устойчивой, профессиональной организации, хорошем работодателе и т.д.
Кроме того, именно сотрудники фирмы являются крупными информаторами потенциальных клиентов фирмы о ее внутренней атмосфере и реальной работе. Через друзей, знакомых, случайных собеседников можно очень многое узнать о компании и создать или изменить свое мнение о ней. Именно поэтому внутренний имидж является одним из важных факторов, воздействующих на внешний образ компании. Внешний имидж компании, подтвержденный положительными отзывами прессы, клиентов и т.д., подкрепляет уверенность в коллективе и качество внутреннего имиджа компании в целом.
Успешность деятельности современной компании во многом зависит от сплоченности персонала, доверительных, заинтересованных отношений между руководством и сотрудниками, от надежности вертикальных и горизонтальных связей. Таким образом, заботясь о внешнем имидже компании, внутренний ее имидж необходимо рассматривать как неразрывную составляющую первого.
Вкладывать средства во внешний PR и не заботиться о внутреннем — бесполезная трата денег. Приведем характерный для российских организаций пример явной недооценки силы и влияния внутреннего имиджа компании. Руководство одного московского мясоперерабатывающего комбината пожелало укрепить позиции на рынке, а для этого — повысить качество продукции, ужесточив требования к сырью. Казалось бы, что проще: спускай соответствующую директиву и старайся как можно громче оповестить общественность о своих достижениях. Не тут-то было. Подготовка рекламной кампаний и сама кампания шли весьма успешно, а вот с качеством продукции ровным счетом ничего не произошло. Рабочие продолжали безбожно нарушать технологию, кидая мясо без разбору в чаны для разных видов фарша. Им было плевать на то, какую колбасу они производят и кто ее будет покупать. Так и закончилась не успевшая начаться борьба за рынок.
Очевидно, что современный работник должен быть не менее заинтересован в успехах фирмы, в результатах своего труда, нежели ее руководство. Г. Воробьев в работе «Человеческие ресурсы и современная служба персонала» выделил следующие мотивы, способствующие повышению интереса работника в качестве собственной работе:
- соответствие, характера работы характеру работника; зарплата, выполняющая функцию обратной связи и складывающая на основе личного вклада, участия в работе коллектива и участия в прибылях;
- комфорт на рабочем месте, отсутствие которого должно компенсироваться денежной надбавкой;
- чувство хозяина, испытываемое на любом рабочем месте;
- самоуправление — уверенность работника в том, что высказанное им мнение, соединившись с мнениями других, может влиять на технологию производства, организацию управления, подбор и расстановку персонала.
Несколько отличные подходы выделяет Сэм Блэк:
1. Полная и правдивая информация, направленная сверху вниз, снизу вверх и от сотрудника к сотруднику.
2. Атмосфера доверия между работником и работодателем.
3. Условия труда, безопасные и безвредные для здоровья.
4. Достойное вознаграждение.
5. Отсутствие конфликтов.
6. Удовлетворенность работой.
7. Гордость за свою организацию и уверенность в будущем.
Отмеченные выше факторы подтверждает также исследование, проведенное среди работников агропромышленного комплекса Нижегородской области, результаты которого показали важность следующих факторов, расположенных в порядке убывания их значимости:
1. Стремление к получению большого материального вознаграждения.
2. Желание спокойно работать без неприятностей и нервотрепки.
3. Хорошее отношение среди товарищей.
4. Уважение со стороны руководителя.
5. Желание проявить творчество в работе.
6. Удовлетворение от хорошо выполненной работы.
7. Осознание общественной значимости своего труда.
8. Стремление добиться максимальной самостоятельности в работе.
9. Потребность в продвижении по службе.
10. Желание избегать ответственности самостоятельного принятия решения.
11. Стремление проявить себя, выделиться.
Реклама. Цена.
Под рекламой понимается процесс формирования производителем (продавцом) у покупателя положительного представления о потребительских свойствах товаров с целью активизации спроса, создания нового образа изделия, выгодно отличающегося от аналогичного. Реклама должна быть ориентирована на предоставление обширной и достоверной информации о приобретаемых “благах”, получаемой “пользе”, “экономической выгоде” в самом широком ее понимании.
Говорить о том, что реклама должна быть профессиональной, сегодня уже излишне, так как первые шаги по производству рекламы в нашей стране, фактически, пройдены, и отыскать хороших ее разработчиков уже несложно. Хороший специалист по рекламе, по своей сути – не технолог, а, прежде всего психолог, поэтому ему легче отыскать “путь к сердцу клиента”.
В зарубежной практике рекламного бизнеса широко известны “три заповеди”:
- не полагаться на “народную молву”, так как с ее помощью широко распространяется лишь “отрицательная” реклама;
- не усердствовать в поисках “глубины” рекламы и не стремиться “поразить” клиента - лучше срабатывает простая и краткая, “запоминающаяся” реклама;
- не заниматься самодеятельной рекламой.
И наконец, в рыночной экономике бытует своего рода афоризм: плохая реклама – это недостаточная реклама. Рекламные затраты наиболее значимы на первых этапах, когда предприятию необходимо заявить о себе на рынке, впоследствии они стабилизируются на более низком уровне.
Помимо рекламной компании должны быть грамотно разработаны мероприятия по сбыту и продаже. Здесь решаются вопросы не только удобного расположения места реализации товара (магазина), но и полноценного обслуживания клиента. Следует отметить, что западный опыт распространения товаров не следует копировать, ибо чаще всего он не срабатывает и даже может вызывать отрицательную реакцию.
В зарубежной практике рекламной деятельности широко используется термин “позиционирование”, означающий комплексный выбор “рыночной ниши и определение порядка продвижения товаров и услуг в условиях конкуренции и воздействия других факторов”. Свою рыночную нишу можно (и нужно) выбирать на крупном рынке, но стратегия продвижения товара должна ориентироваться на выделение фирмы среди конкурентов в наиболее выгодном для клиентов направлении: по часам работы, форме предложения услуг и др., что определяется как порядок осуществления продаж и каналов сбыта. Это естественно вызовет необходимость изучения потребностей клиентуры и их удовлетворения конкурирующими фирмами.
Позиционирование, к сожалению, еще не приобрело широкого распространения в нашей стране, хотя этот путь представляется наиболее эффективным для развития рыночных отношений, и зарубежный опыт в данном вопросе может оказать ощутимую помощь.
Ценообразование - не менее важный инструмент в стратегии маркетинга. Начинающие предприниматели нередко, не решаясь “назначить” цену, искусственно ее занижают, и тем самым фактически невольно ее “диктуют”. Даже ставя задачу завоевания рынка, подобным способом этой цели не достигнуть. Это не просто наихудшая из возможных стратегий, а заведомо обреченная на провал. Среди многочисленных характеристик товара она занимает чуть ли не последнее место, не говоря уже о том, что понятия “цена” и “ценность” в восприятии человека, по свидетельству специалистов в области рекламы – тесно взаимосвязаны.
Следует отметить, что даже в наших условиях покупательские предпочтения сегодня на стороне более дорогостоящего и качественного товара, и это при том, что большая часть населения живет за порогом бедности. Данные о том, что следует понимать под порогом бедности, здесь сознательно не приводятся, ибо это уже тема отдельного исследования.
Сложившаяся практика предпринимательской деятельности свидетельствует о том, что цена должна не только покрывать издержки, но и работать на “имидж”, что в свою очередь приносит дополнительную прибыль. Цена является важной частью общей стратегии. Исследование покупательской способности не должно исключаться, но с ее помощью возможно определять ценовые рамки как гарантию избежания убытков и обеспечения желаемого уровня прибыли с помощью цены.