Сущность государственного кредита
Дефицит государственного бюджета приводит к тому, что возникает необходимость привлечения свободных финансовых ресурсов на его покрытие. Эти ресурсы мобилизуются как внутри страны (от юридических лиц, так и от других стран (правительств, финансово-кредитных учреждений) и международные финансово-кредитных институтов. Главным способом привлечения этих средств является государственный кредит.
Государственный кредит - денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.
Государство может выступать в следующих ролях: кредитора; заемщика; гаранта (означает поручительство государства за заемщика).
Отличия государственного кредита от частного:
Частный кредит: | Государственный кредит: |
1) мобилизуется для производственных нужд; 2) мобилизуется ссудный капитал. 3) погашение производится из прибавочного продукта или стоимости, которая возникает в процессе производства; 4) расширяет сферу применения капитала (производственную сферу) | 1) мобилизуется для производственных и непроизводственных нужд; 2) мобилизуется платежные и покупательские средства; 3) погашение производится из бюджетных доходов (в основном за счет налоговых поступлений). 4) сужает сферу применения капитала. |
Государственный кредит выполняет функцию перераспределения денежных средств на условиях их последующего возврата. Это связано с аккумуляцией временно свободных денежных средств населения и хозяйствующих субъектов. В этой функции государственный кредит является одной из форм организации сбережений населения. С помощью кредита, относительно небольшие, в среднем, сбережения населения, концентрируются у государства и направляются на финансирование его потребностей. Это достигается путем выпуска облигаций государственных займов, размещаемых среди населения, хозяйствующих субъектов, впуска других видов ценных бумаг государства (казначейских обязательств, казначейских бонов, сертификатов); происходит «пространственное перераспределение» денежных средств. Наличие только свободно обращающихся займов дает возможность населению свободу выбора организационных форм сбережений. Объективными результатами действия этой функции является увеличение объема и ускорения темпов расширенного воспроизводства.
Перераспределительная функция государственного кредита проявляется также в его свойстве «антицинирования», когда средства, используемые в текущем периоде, могут возвращаться кредитору через десятки лет, то есть за счет налогов, взимаемых с будущих поколений; таким образом достигается перераспределение средств будущих поколений в пользу нынешних («перераспределение во времени»).
Вторая функция государственного кредита – регулирующая. В первую очередь государство регулирует денежные потоки, воздействуя на величину ссудного процента: выступая заемщиком на рынке ссудных капиталов оно повышает спрос на этот капитал, в результате чего повышается норма ссудного процента. Таким образом государство вступает в конкуренцию на этом рынке и вытесняет с него частных инвесторов («эффект вытеснения»). Это вызывает ограничение их инвестирования в определенные виды бизнеса. Одновременно при покупке ценных бумаг государства достигается сокращение денег (наличных и безналичных) в обращении, что может быть эффективным для ликвидации последствий эмиссии денег.
Таким образом, если с помощью перераспределительной функции кредита государство непосредственно направляет денежные ресурсы в определенные отрасли или на развитие необходимых производств, то путем регулирующей функций достигается дополнительное косвенное воздействие на субъектов хозяйственных отношений, не принимающих участия в отношениях по государственному кредиту.
Роль государственного кредита сводится к его возможностям в мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и направления их на финансирование, первоочередных нужд государства.
Государство может выступать не только в качестве заемщика, но и как кредитора.
Государственное кредитование – это форма субсидирования и средство перераспределения финансовых ресурсов по кредитным каналам.
Основная сфера государственного кредитования – капиталовложения: финансирование приоритетных производств; финансирование жилищного строительства; финансирование отраслей экономической и социальной инфраструктуры.
Государство выступает как гарант на рынке ссудных капиталов. Это особая форма государственного кредитования в случае рисков по задержке платежей; банкротства; политических и прочих причин.
Источники государственного кредита – временно свободные средства, которые появляются у предприятий, банков, пенсионных фондов, страховых фондов, населения.
Кредитные ресурсы используется государством для:
1) финансирования бюджетного дефицита;
2) финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия;
3) финансирования хозяйственных органов местных органов власти;
4) регулирования денежного обращения страны.
Классификация государственного кредита может производится в соответствии:
со сроками погашения;
с доходностью;
с валютой займа;
с местом и способом размещения;
Формы внутреннего государственного кредита:
1) выпуск государственных займов
2) обращение части кладов населения в сбербанках в государственные займы.
3) казначейские ссуды.
Государственные займы – кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату.
Отличие займов от налогов:
Займы | Налоги |
1) добровольный характер; 2) скрытая форма принуждения. | 1) принудительный характер; 2) явная форма принуждения. |
Законом Республики Казахстан «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» предусмотрены следующие виды и формы государственных займов:
1) по отношению к заемщику:
займы Правительства;
займы Национального банка;
займы местных исполнительных органов;
2) по рынкам ссудного капитала:
внешние государственные займы;
внутренние государственные займы;
3) по форме заимствования:
эмиссия государственных ценных бумаг;
заключение договоров (соглашений) о займе.
Государственные эмиссионные ценные бумаги по срокам действия подразделяются на:
1) краткосрочные, со сроком обращения до 1 года;
2) среднесрочные – от 1 до 10 лет;
3) долгосрочные – свыше 10 лет.
Обращение части остатков по вкладам населения в банках в ссудный фонд для финансирования государственных расходов, обычно проводится через сберегательные банки и если их капитал принадлежит государству, то по рискам использования депозитов отвечает государство; в случае государственного участия в капитале сберегательного банка (акционерного) - возникают проблемы вариантов эффективного использования привлеченных средств в соответствии с мнениями учреждений (акционеров) банка.
Казначейские ссуды выражают денежные отношения по оказанию финансовой помощи хозяйствующим субъектам, в стабильной работе которых заинтересовано государство или населению органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности.