Менеджмент-теория управления предприятием в рыночных условиях
Сущность и функции денег. Понятие инфляции
Экономическая деятельность напрямую связана с деньгами. Деньги появляются в истории цивилизации путем выделения из всего товарного мира единственного товара, играющего роль всеобщего эквивалента.Сначала эту роль брали на себя различные товары, пользовавшиеся наибольшим спросом или имеющиеся в изобилии (соль, хлопок, меха) на определённой территории. С появлением благородных металлов (золота, серебра) именно они были признаны всеобщим эквивалентом для всех стран, т.е. деньгами.
Деньги – это благо особого рода, всеобщий эквивалент, обладающий наибольшей способностью к обмену, а значит абсолютно ликвидное средство. Ликвидность является важной характеристикой денег. Она проявляется в способности (степени, лёгкости) любого блага (имущества) быть обмененным на наличные деньги.
Первоначально при обмене товаров использовались деньги в виде слитков золота и серебра. Это затрудняло товарное обращение тем, что необходимо было взвешивать денежный металл, дробить его на мелкие части, устанавливать пробы и т.д. Постепенно слитки золота и серебра стали заменятся монетами и банкнотами.
Сущность денег раскрывается в их функциях.
1) Деньги как средство обращения: деньги выступают посредником при обмене товаров, снижая тем самым издержки обращения за счёт уменьшения усилий и времени на совершение купли-продажи, т.е. деньги представляют собой ценность и предъявляются в ответ на названную цену какого-либо продукта. Поэтому эта функция признаётся самой важной функцией денег.
2) Деньги принимаются в качестве средства платежа, ими оплачиваются все покупки товаров и ресурсов.
3) Деньги как средство обмена деньги обеспечивают обращение товаров, создавая возможность нормального функционирования экономики: расширения специализации производства – роста производительности труда – повышения благосостояния общества.
4) Как мера стоимости деньги выступают в качестве масштаба для измерения ценности разнообразных благ и ресурсов.
5) Как средство сбережения: если деньги покидают сферу обращения, превращаясь в различные ценности, имеющие способность сохранить свою покупательную способность в будущем (золото, ценные бумаги, валюта), то они выполняют функцию средства сбережения (накопления).
Возможность и необходимость денег возникает в результате отделения актов продажи от купли. Если за продажей товара не последовала покупка, то у продавца на руках остаются деньги, которые могут с этого времени функционировать в виде запаса. Таким образом, деньги – особый актив, сохраняемый после продажи товара и обеспечивающий его владельцу покупательную способность в будущем.
Т.к. деньги наиболее ликвидный актив, то они являются удобной формой хранения богатства. В современной развитой рыночной экономике в наличной форме люди не охотно хранят деньги, но накопление денег в безналичной форме, на банковских счетах осуществляется практически всеми гражданами.
Инфляция и ее виды
В различные кризисные ситуации вынуждают государство всё чаще прибегать к печатному станку для выпуска в обращение необеспеченных золотом и товарами бумажных денег. Переполнение каналов обращения бумажными деньгами приводит к их обесцениванию по отношению к золоту и всей массе других товаров.
Инфляция – нарушение законов денежного обращения, проявляющееся в избытке денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями оборота, или в обесценивании денег, которое сопровождается ростом товарных цен.
Инфляцией называется повышение уровня цен в экономике, продолжающееся в течение некоторого периода времени. Повышение уровня цен, инфляция, означает падение покупательной способности денег. Будучи, наряду с безработицей, проявлением макроэкономической нестабильности, инфляция является объектом макроэкономической политики.
Основными причинами инфляции являются:
1) диспропорции между различными сферами народного хозяйства
2) экономическая политика государства, которая приводит к обесцениванию денег вследствие их избыточного выпуска
Выделяют следующие виды инфляции:
1- по темпам:
· умеренная (рост цен незначителен 3-5% в год)
· ползучая (5-10%)
· галопирующая (рост цен происходит стремительно и скачкообразно до 200%)
· гиперинфляция (больше чем на 200% в год)
2- по форме (по свободе цен):
· открытая (характерна для стран с развитой рыночной экономикой)
· подавленная
Инфляция по свободе цен подразделяется на открытую и подавленную. При открытой инфляции деятельность рыночного механизма хотя и затруднена, но сохраняется, поэтому инфляционные процессы здесь протекают в их естественной форме. Подавленная инфляция порождена неверной деятельностью государства. Например, введение им временного замораживания доходов и цен, установление верхних пределов их роста; стремление удержать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темпы роста производительности труда; или даже тотальный административный контроль над ценами и доходами.
3- по степени охвата:
· локальная
· мировая
4- по соотношению темпов роста на конечную продукцию и сырьё
· сбалансированная – цены растут одинаковыми темпами
· несбалансированная – цены на конечную продукцию растут меньшими темпами, чем на сырьё
5 – по способам формирования ожиданий:
· ожидаемая
· неожидаемая
Первая предсказывается и прогнозируется заранее, вторая - нет.
6 – по причинам роста цен:
· инфляция спроса
· инфляция предложения
Первая (инфляция спроса) имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реального объема товаров и услуг. Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объем продукции и вызывает инфляцию спроса.
Второй вид — инфляция предложения или производителей, где рост цен объясняется возрастанием издержек источника инфляции, обусловленной ростом издержек, — это увеличение заработной платы или цен на сырье и энергию.
В последнее время экономисты стали выделять особый новый вид инфляции — стагфляцию. Как известно стагфляция одновременное возрастание общего уровня цен, сокращение объемов производства и, следовательно, увеличение безработицы. Стагфляция тесно связана с инфляцией предложения и спроса. А причинами является структурное несовершенство рынка и отсутствие конкуренции, т.к. у монополий нет стимулов для снижения издержек.
к негативным последствиям инфляционных процессов относятся:
■ снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);
■ обесценивание сбережений населения (повышение процентов по вкладам, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);
■ потери у производителей заинтересованности в создании качественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);
■ ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидание повышения цен на продовольствие;
■ ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).
Менеджмент-теория управления предприятием в рыночных условиях
Менеджмент в общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Менеджмент – это искусство управления. Менеджмент включает в себя теорию управления и практические образцы эффективного руководства.
Управление представляет собой процесс выработки и осуществления управляющих воздействий. Управляющее воздействие - это воздействие субъекта на объект управления. Механизм менеджмента ключает следующие элементы: сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, передачу управляющих воздействий и при необходимости – их корректировку.
Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями. Поэтому любое действие менеджмента - это мероприятие экономического характера. В основе менеджмента лежат целенаправленный поиск, непрерывное обучение и организация работы для наиболее эффективного использования всех ресурсов.
Менеджмент как наука, возникшая на базе практического опыта управления, опирается на всю сумму знаний об управлении, накопленных человечеством, и содержит концепции, теории, принципы, способы и формы управления. Ее основные задачи:
- объяснение природы управленческого труда;
- установление причинно-следственных связей в этой области;
- выявление факторов и условий эффективности совместного труда;
- разработка методов эффективного оперативного управления;
- прогнозирование событий, разработка методов стратегического управления и политиками организации.
Менеджмент как искусство включает: организации - сложные социально-технические системы, и людей, работающие в них. Практически научиться управлению можно лишь через опыт, которым в совершенстве владеют люди, имеющие соответствующий талант. При принятии управленческих решений менеджер, как правило, не имеет полного объема информации, необходимой для этого. Никто и никогда не может гарантировать менеджеру правильность принятых решений, которые будут реализовываться в будущем. Все это делает одними из важнейших факторов менеджерского искусства умение доверять своей интуиции и смелость принятия в различных условиях решений любой сложности.
В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения, они выполняющие следующие основные задачи в управлении:
- сопоставление существующего состояния с желаемым («Где мы?» и «Куда идем?»);
- формирование руководящих требований к действиям («Что надо сделать?»);
- критериев принятия решений («Какой путь лучший?»);
- инструментов контроля «Куда мы в действительности пришли, и что из этого следует?» (рис. ).