Формирование портфеля реальных инвестиционных проектов
В отличие от портфелей других объектов инвестирования портфель реальных инвестиционных проектов является, как правило, наиболее капиталоемким, наименее ликвидным, высокорисковым, а также наиболее сложным в управлении, что определяет высокий уровень требований к его формированию, отбору включаемых в него инвестиционных проектов.
В условиях становления рынка инвестиционных проектов в России, направленных на развитие отечественного производства, представляется целесообразным их осуществление на основе использования проектного финансирования с его системой тщательной оценки проекта, детальной разработки механизма реализации, распределения рисков между заемщиком, кредитором и другими участвующими в проекте сторонами.
В качестве источников информации о существующих инвестиционных проектах могут использоваться:
§ данные, накопленные администрациями регионов;
§ инвестиционные проекты, выдвинутые в рамках Программы конверсии предприятий ВПК;
§ инвестиционные проекты, являющиеся частью планов приватизации предприятий;
§ инновационные проекты различных проектных, научно-исследовательских институтов, вузов;
§ различные инициативные проекты.
Общий подход к рассмотрению реальных инвестиционных проектов предполагает оценку области деятельности проекта, анализ проекта, выбор метода финансирования, выявление рисков проекта, разработку схемы распределения рисков и схемы финансирования. Важной задачей является определение факторов, позволяющих произвести предварительный отбор инвестиционных проектов.
К таким факторам можно отнести:
§ приоритеты в политике реализации структурной перестройки экономики региона;
§ состояние отраслевой среды, характеризующееся стадией цикла, в которой находится отрасль, структура и конкурентоспособность отрасли, законодательство и нормативная база;
§ соответствие инвестиционного проекта стратегии деятельности
§ компании;
§ степень разработанности инвестиционного проекта;
§ концентрацию средств на ограниченном числе объектов;
§ сравнительно быстрые сроки окупаемости вложений;
§ наличие производственной базы и инфраструктуры для реализации инвестиционного проекта;
§ объем инвестиций, требующихся для реализации проекта;
§ форму инвестирования;
§ структуру источников финансирования инвестиционного проекта, долю собственных и привлеченных средств в реализации про наличие и качество маркетинговых исследований;
§ уровень риска несвоевременной реализации проекта и недостижения расчетной эффективности;
§ возможность использования льготной политики налогообложения;
§ поддержку инвестиционного проекта федеральными и/или региональными государственными структурами.
При проведении предварительного анализа учитываются также характеристика инициатора проекта (организационно-правовая форма собственности, структура уставного капитала, кредитная история, данные о производственных ресурсах и хозяйственной деятельности, финансовом положении) и сведения об обеспечении проекта (платежные гарантии, страховые депозиты, залог, страхование кредита, гарантии правительственных структур).
Отобранные в результате предварительной оценки инвестиционные проекты подлежат обязательной экономической экспертизе, которая играет существенную роль в анализе инвестиционных проектов. В ходе всесторонней экспертизы инвестиционных проектов проверяется достоверность приведенных в бизнес-плане основных характеристик проекта, осуществляются определение денежных потоков, генерируемых проектом, и расчет конкретных значений показателей эффективности, риска и ликвидности, сравнение и окончательный отбор инвестиционных проектов с учетом приоритетных целей инвестирования. При этом используются рекомендации международных методик оценки инвестиционных проектов (ЮНИДО, Всемирного банка, ЕБРР), подкрепленные программными продуктами, а также отечественных методик с использованием специальных компьютерных программ, представленных на российском рынке (PROJECT EXPERT, Альт-Инвест и др.).
Однако существует определенная ограниченность применения различных методик для принятия конкретных решений по формированию портфеля, поскольку помимо общего уровня проработанности проектов и обоснованности расчетов по ним необходимо иметь точное представление о таких важных вопросах, как способность инициаторов проекта осуществить его успешную реализацию и определить эффективность продвижения предлагаемой продукции на рынке.
Поэтому при формировании инвестиционного портфеля следует проработать не только финансовые характеристики проекта, но и другие его разделы, особенно связанные с менеджментом и маркетингом, которые зачастую являются наименее проработанными. Слабое знание рынка, мотивов поведения потребителя, перспектив реализации предлагаемой продукции и позиции предприятия на рынке существенно снижает конкурентоспособность проектов. Анализ практики свидетельствует о том, что затраты на экспертизу несопоставимы с возможными потерями, если проект, будучи профинансирован, потерпит коммерческую неудачу на рынке.