Глава 2 технологическая схема формирования туров
И ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В РЕСУРСАХ
Основным объектом купли-продажи туристского рынка является туристский продукт. Это специфический вид продукта, включающий в себя специально разработанный маршрут (тур) с утвержденной программой обслуживания, дополнительно предоставляемые услуги, а также товары, сопутствующие туристскому обслуживанию.
Продукт туристский - совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуги) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших во время его путешествия.
При создании туристского продукта используются услуги различных партнерских организаций: гостиниц (для размещения туристов), ресторанов, кафе (для питания) и т. д. Туроператор (турорганизатор) в данном случае выполняет роль посредника между потребителем (туристом) и производителями данных услуг, формирующего комплекс необходимых туристу услуг для путешествия или отдыха.
Все предприятия и организации, участвующие в комплексном обслуживании туристов во время прохождения тура, называются поставщиками услуг, с которыми туристская фирма оформляет свои отношения в договорном порядке. В договоре указываются виды услуг, сроки и периодичность их предоставления и другие условия. Например, при размещении групп туристов в гостинице заключается договор, в котором наряду с обязательными для этого документа статьями указываются количество номеров, их разрядность, вместимость, сроки заезда групп туристов (график заезда) и т. д.
Услуги могут быть самыми разнообразными: размещение, питание, экскурсии, транспортные услуги, походы, медицинские услуги и т. д. Однако на любых турах обязательно предоставляются размещение, питание, транспорт, экскурсии. При формировании туристского продукта такие услуги принято называть базовыми. Услуги, включенные в пакет тура при его продаже, называются основными. Они также могут быть разнообразными и зависят от цели путешествия, вида и уровня обслуживания. Основные услуги часто совпадают с базовыми (рис. 2.1).
Гостиница | Фирма-туроператор | Бизнес развлечений | ||||
Ресторан | Спортивные предприятия | |||||
Экскурсионное бюро | Сувенирная торговля | |||||
Транспортная фирма | Музеи и др. | |||||
Потребитель (турагенство, турист, корпоративный потребитель) | ||||||
Рис. 2.1. Блок-схема формирования и реализации туристского продукта
Во время потребления тура туристы часто заказывают и оплачивают дополнительные услуги (экскурсии, поездки в тематические парки, дополнительное питание и пр.). Такие услуги принято называть дополнительными, так как по отношению к цене пакета тура они оплачиваются дополнительно.
Любой продукт, в том числе туристский, имеет свои потребительские свойства. Это те свойства, которые делают его отличимым от других продуктов и позволяют определять его качество. Они также являются ориентирами при разработке и реализации туристского продукта.
К потребительским свойствам туристского продукта относятся:
• целостность - завершенность продукта, его способность полностью удовлетворить потребности клиента;
• эффективность - наибольший эффект для туриста при наименьших расходах с его стороны;
• надежность - качество, связанное с достоверностью информации, соответствием содержания продукта и рекламы;
• ясность - потребление продукта, его направленность должны быть понятны туристу и обслуживающему персоналу;
• гибкость - способность продукта и системы обслуживания приспособиться к другому типу потребителя и быть невосприимчивым к замене обслуживающего персонала;
• гостеприимство - профессиональное умение дать людям почувствовать, что им рады. Слагаемыми гостеприимства являются: достоинство, уважение, любезность персонала, радушное отношение к гостям и туристам.
Расчет группового показателя турпродукта по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат клиента на приобретение и потребление турпродукта. Полные затраты потребителя определяются по формуле
где 3 - полные затраты потребителя на приобретение и потребление турпродукта;
Зе - единовременные затраты на приобретение турпродукта;
С, - средние суммарные затраты на потребление продукции, относящиеся к i-й услуге;
Т - общее количество услуг тура.
Технология планирования потребностей в ресурсах
Задача планирования потребности в материальных ресурсах решается с помощью моделей, приведенных в табл. 2.1 (п - переменная). Указанные формулы могут быть использованы и с другими аргументами: объем производства, доход и пр. Кроме того, в некоторых случаях целесообразно применять метод весов, то есть каждому значению потребности в прошлом придавать определенный вес, который учитывается при расчете будущей потребности.
Принцип ограничения нормы управляемости состоит в том, что одному руководителю целесообразно подчинять лишь определенное число сотрудников, которыми он может успешно управлять. В противном случае возрастает число перекрестных связей между подчиненными, что порождает либо поверхностное рассмотрение руководителем отдельных вопросов, либо вообще бесконтрольность выполнения некоторых функций.
Специалистами по управлению широко применяется формула В. А. Грэйкюнаса, математически определяющая обоснованные нормы управляемости. Из формулы следует, что руководителю, имеющему Н подчиненных, приходится осуществлять и контролировать:
а) Н прямых одиночных отношений;
б) Н(Н - 1) перекрестных или косвенных отношений;
в) Н((Н- I)2 - 1) групповых отношений (между начальником и группой подчиненных в различных сочетаниях).
Сумма этих трех величин, равная Н((Н - 1 )2 + Н - 1), или Н2(Н - 1), сопоставлялась с физическими возможностями руководителя, позволяющими эффективно контролировать определенное число деловых связей, то есть определялось рекомендуемое количество под-. чиненных одному руководителю (табл. 2.3). Рациональная норма управляемости – 5-6 человек.
Таблица 2.3
Зависимость количества деловых связей от числа подчиненных
Число подчиненных | Общее количество деловых связей |
Разделение управленческого труда основывается на понятии линейных и функциональных связей. Линейные связи выражают прямое непосредственное обязательное подчинение одних элементов структуры другим. Функциональные связи - это связи, по которым реализуются отдельные (специализированные) функции управления.
Различные варианты организаций линейных и функциональных связей образуют различные варианты структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная (рис. 2.4-2.7).
Рис. 2.4. Линейная структура управления:
Р - руководитель; И – исполнитель
Рис. 2.5. Функциональная структура управления:
ФР - функциональный руководитель (например,
финансовый директор, директор по маркетингу и т. д.)
Рис. 2.6. Линейно-функциональная структура управления:
- функциональное руководство; линейное руководство
Руководитель | ||||||||||||||||||||||||
Руководитель разработки 1 | ЗР | ЗР | ЗР | ЗР | ||||||||||||||||||||
НИР | ОКР | Испы-татель-ное | Обеспе-чиваю-щее | |||||||||||||||||||||
Руководитель разработки 2 | ||||||||||||||||||||||||
Руководитель разработки 3 | ||||||||||||||||||||||||
Подразделения | ||||||||||||||||||||||||
Рис. 2.7. Матричная структура управления: ЗР - заместитель руководителя
Разработанная и принятая на фирме организационная структура управления не должна являться застывшей формой. В соответствии с изменениями условий функционирования объекта должны происходить и изменения его организационной структуры управления (табл. 2.4). Таблица 2.4
Особенности типов структур управления