Правление СНТ и его компетенция
Согласно ст. 22 Закона № 66-ФЗ, правление - это коллегиальный исполнительный орган, подотчетный только общему собранию членов объединения.
Местные органы власти не вправе вмешиваться в деятельность правления товарищества, и оно им не подотчетно. Правление освобождается от представления отчетов в местные органы власти о соответствии возводимых на участках строений установленным нормам и правилам, о целевом использовании государственных кредитов членами товарищества. Не вменяется в обязанность правления осуществление контроля за проведением работ членами товарищества по закладке сада, благоустройству его территории, осуществление инвентаризации насаждений и строений, возводимых членами товарищества на своих участках, что существовало в прежних типовых уставах садоводческих товариществ.
Правление товарищества избирается в соответствии с Уставом из числа его членов на срок два года общим собранием членов товарищества, если Уставом товарищества не предусмотрено иное. Численный состав членов правления устанавливается общим собранием членов товарищества.
Вопрос о досрочном переизбрании членов правления может быть поставлен по требованию не менее чем одной трети членов товарищества.
Заседания правления товарищества созываются председателем правления в сроки, установленные правлением, а также по мере необходимости.
Заседания правления правомочны, если на них присутствует не менее двух третей его членов. Решения правления принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов правления.
К компетенции правления относятся:
1) практическое выполнение решений общего собрания членов товарищества;
2) оперативное руководство текущей деятельностью товарищества;
3) составление приходно-расходных смет и отчетов товарищества, представление их на утверждение общего собрания его членов;
4) распоряжение материальными и нематериальными активами товарищества в пределах, необходимых для обеспечения его текущей деятельности;
5) организационно-техническое обеспечение деятельности общего собрания членов товарищества;
6) организация учета и отчетности товарищества, подготовка годового отчета и представление его на утверждение общего собрания членов товарищества;
7) организация охраны имущества товарищества и имущества его членов;
8) организация страхования имущества товарищества и имущества его членов;
9) организация строительства, ремонта и содержания зданий, строений, сооружений, инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования;
10) приобретение и доставка посадочного материала, садового инвентаря, удобрений, химикатов;
11) обеспечение делопроизводства товарищества и содержание его архива;
12) прием на работу в товарищество лиц по трудовым договорам, их увольнение, поощрение и наложение взысканий, ведение учета работников;
13) контроль за своевременным внесением вступительных, членских и целевых взносов, взносов в спецфонды;
14) совершение сделок от имени товарищества;
15) оказание членам товарищества содействия в безвозмездной передаче сельскохозяйственной продукции детским домам, домам-интернатам для престарелых и инвалидов, дошкольным образовательным учреждениям;
16) осуществление внешнеэкономической деятельности товарищества;
17) рассмотрение заявлений членов товарищества.
Правление СНТ в соответствии с законодательством РФ и Уставом товарищества имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности товарищества и обеспечения его нормальной работы.
Имеет ли право быть избранным в состав правления СНТ лицо, не являющееся членом товарищества, но имеющее земельный участок на его территории?
Закон № 66-ФЗ (ст. 8) не предусматривает права граждан, не являющихся членами садоводческого некоммерческого товарищества и ведущих хозяйство в индивидуальном порядке, быть избранными в состав правления товарищества. Их отношения строятся на условиях, заключенных в письменной форме договоров в порядке, определяемом общим собранием членов товарищества. При этом собранием устанавливаются размеры платежей за пользование объектами социально-бытовой инфраструктуры общего назначения (эксплуатация дорог, электро- и водоснабжение, объекты благоустройства и т.п.).
При нарушении прав \"индивидуалов\", в частности на отказ правления и общего собрания товарищества в заключении с ними договоров на индивидуальное ведение хозяйства, указанные граждане вправе обжаловать такие действия в судебном порядке.
Поэтому взаимоотношения не членов товарищества с его органами управления (правлением и общим собранием) носят не организационно-правовой характер, основанный на членстве в товариществе, а гражданско-правовой, в основе которого лежат договорные отношения.
В связи с этим статьей 22 Закона № 66-ФЗ совершенно четко установлено, что правление садоводческого некоммерческого товарищества \"избирается из числа его членов на срок два года общим собранием членов такого товарищества\".
Однако изложенное не означает, что граждане, ведущие садоводство в индивидуальном порядке на территории товарищества, должны быть отрешены от деятельности органов управления этим товариществом. Они вправе участвовать в общих собраниях членов товарищества, высказывать свое мнение с правом совещательного голоса, участвовать в работе комиссий.