Другие формы специальных мероприятий

Благотворительный базáр – выставка-продажа пожертвованных вещей с благотворительными целями.

В царской России традиционный благотворительный базар сопровождал общественные праздники, особенно Новый год и Рождество. Цены на вещи назначались высокие, не зависели от их реальной стоимости. Продавали эти вещи дамы-благотворительницы, обычно самые красивые и бойкие. В произведениях русских писателей встречается критика тех базаров, где деньги уходили на шампанское и увеселения, а сиротам и убогим оставалось совсем немного.

Сравните с «аллéгри» («быстрая» лотерея, когда розыгрыш и выдача призов производятся сразу после покупки билета). Традиционно аллегри проводились благотворительно, в пользу сирых и убогих. Участники таких лотерей не только покупали дорогие билеты, но и вносили в фонд лотереи призовые вещи. Сегодня подобные лотереи проводятся на презентациях для развлечения «тусовок», лишены, как правило, благотворительного характера.

Выставка – одна из главных форм прямого маркетинга, позволяющая демонстрировать и продавать товары и услуги (особо важная для оптовой торговли и рынка дорогих услуг). Выставки и ярмарки позволяют устанавливать долгосрочные связи с покупателями. На выставке осуществляются:

1) демонстрация образцов товаров и услуг, с возможностью показа «живьем», «в действии», что более эффективно, чем объявления в прессе или даже телереклама;

2) уточнение границ рынка сбыта, поиск новых направлений деятельности, сегментов рынка, расширение объемов сбыта;

3) PR – мероприятия, напр., презентация для покупателей и журналистов;

4) стимулирующие мероприятия «сейлз промоушн» в виде лотерей, раздачи фирменных сувениров, бесплатных образцов продукции, дегустаций, предоставления скидок;

5) изучение конкурентов и контакты с ними,

6) контакты с новыми партнерами.

Работа на выставке тщательно планируется: подготовка, проведение, подведения итогов.

1. Составляют перечень выставляемой продукции и готовый план выставочного стенда. Уточняют договор с организаторами (оргкомитетом). Составляют перечень и смету нужных для успеха на В. информационно-рекламных материалов: плакатов, буклетов, сувениров, технических описаний, фирменных папок и др. Определяется персонал для работы на В. и проводится его «ролевой» тренинг. Утверждается общая смета затрат.

2. Работу на В. планируют по направлениям:

- расписание работы стендистов и др. персонала, включая руководителей организации,

- инструктаж персонала, корректирующий его работу на В.,

- закрепление определенных экспонатов и тематики переговоров за конкретными исполнителями,

- организация завоза и вывоза оборудования и экспонатов,

- переговоры, заключение контрактов, продажа образцов или мелких партий продукции,

- организация учета и оценки посетителей стенда.

Стенды.Каждый участник выставки стремится иметь на своем стенде экспонат – «гвоздь» (сильный ай-стоппер), выделяющий стенд из ряда конкурирующих. В качестве «гвоздя» эффективно используются рабочие модели механизмов и приборов. На стенде должны быть поясняющие надписи и плакаты, указывающие на соответствующие предметы.

Для стенда (выставочной экспозиции) выделяют 3 зоны: основную, офисную и вспомогательную. В основной зоне показывают экспонаты и функционируют обслуживающие их люди – стендисты. В офисной зоне ведут переговоры, пьют, курят и питаются, заключают контракты. Из основной зоны не должно быть видно то, что происходит в офисной. Вспомогательная зона нужна для хранения образцов и партий товара, упаковки экспонатов, личных вещей сотрудников и т.д.

Стенд желательно оборудовать шкафами и вешалками для одежды, сумок и пакетов. Иначе эти вещи посетители В. могут принять за демонстрируемые экспонаты или сувениры. Стендисты должны выглядеть аккуратными и отдохнувшими. Поэтому необходимо организовать им отдых и питание.

На переговорах уместно предлагать серьезным посетителям чай, кофе, соки и, в исключительных случаях, шампанское и коньяк. Все манипуляции по приготовлению напитков и их употребление должны быть вне поля зрения др. посетителей выставки. Стендистов нужно ограничивать в пользовании мобильными телефонами и беседах между собой. Офисная зона стенда должна быть изолирована от шума и снабжена необходимыми материалами для переговоров: вариантами контрактов, прайс-листами, ручками, чистой бумагой, калькуляторами.

Папки с фирменной символикой и рекламными материалами должны быть или в руках у стендистов, или – в укромном месте. Иначе их легко возьмут «на память» заинтересовавшиеся посетители. Запас свободно раздаваемых рекламно-информационных материалов всегда должен быть достаточным.

При выборе места С. учитывают коридоры и направление движения посетителей выставки, специфику соседей и др. показатели. Обычно главный поток посетителей движется от входа к выходу, в направлении следующего зала. Экспонаты должны быть хорошо видны зрителям из этого потока. У входящих в очередной выставочный зал примерно 5 сек. на выбор определенного стенда.

С оргкомитетом выставки решаются следующие вопросы:

- аренда выставочной площади, открытой и закрытой;

- аренда и монтаж оборудования, выбор конструкции стенда;

- установление розеток и дополнительного освещения (если требуется);

- аренда и установка специальных подиумов для экспонатов;

- дополнительные услуги (шкафы, холодильник, мойка, паласы, столы, стулья) и уборка помещений стенда;

- изготовление надписи на фризе;

- организация публикаций об участниках в СМИ и размещение информации о них в каталоге В. (за отдельную плату);

- организация работы грузчиков, автопогрузчика.

Подводя итоги работы на выставке, нужно ответить на следующие вопросы:

1) удачно ли был размещен стенд,

2) хорошо ли он был оформлен и сконструирован,

3) оптимальна ли была площадь стенда,

4) основные неудобства и накладки в ходе В.,

5) какое еще оборудование и какие услуги нужно было бы заказать,

6) от чего следовало бы отказаться,

7) как работал персонал, стендисты.

Отдельно оцениваются коммерческие итоги выставки, как по прямо заключенным договорам, так и по перспективным контактам и клиентам. К участию в выставке целесообразно приурочить небольшую рекламную кампанию в СМИ, предлагая льготы, скидки, купоны посетителям В., фирменного стенда.

Кóнкурс– состязание с выделением лучших (победителей) из числа участников.

Различные конкурсы – эффективная PR–форма мобилизации как внутренних ресурсов компании, так и ее внешних контактов. Конкурсы часто проводят газеты, журналы, телеканалы и радиостанции. Фирмы становятся спонсорами конкурсов, рекламируя свои товары и услуги, предлагая их в качестве призов потребителям. Крупные корпорации проводят конкурсы среди своих покупателей, награждают отличившихся дилеров и т.д. Конкурсы используют и в работе с персоналом фирмы как инструмент поощрения лучших сотрудников и роста производительности труда.

Литература:

1. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: Учебное пособие. 3-е изд.-М.: Дело, 2001.-296 с.

2. Сайтел Фрейзер П. Современные паблик рилешнз. М.: Консалтинговая группа “Имидж-Контакт”: ИНФА – М, 2002.-592 с.

3. Джей Э. “Эффективная презентация» / Пер. с англ. Т.А. Сиваковой – Мн.: Амалфея, 1997. – 208 с.

Наши рекомендации