Региональные финансы, финансы региона, финансовый потенциал региона.
Региональный уровень – уровень субъекта РФ с входящими в его состав муниципальными образованиями.
Финансы региона – денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают приемлемые с точки зрения этих территорий уровни производства, товаров и услуг, устойчивый товарообмен и уровень жизни населения.
Финансы региона – составная часть финансовой системы государства. В этом контексте, финансы региона - совокупность денежных экономических отношений, возникающих по поводу формирования, использования и распределения региональных фондов финансовых ресурсов.
При анализе региональных финансов необходимо различать:
1 категория: собственно финансы субъектов РФ, включая:
средства бюджета субъекта;
средства внебюджетных фондов субъекта РФ;
государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ;
другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.
2 категория: финансовый потенциал региона – более емкая категория, которая охватывает все текущие финансовые возможности региона, включая:
консолидированный бюджет, то есть областной бюджет и бюджет муниципальных образований;
внебюджетные фонды;
различные межбюджетные потоки (поступающие трансферты и финансовая помощь бюджетам муниципальным образованиям);
ценные бумаги, эмитированные органами власти и управления субъекта РФ или органами местного самоуправления;
финансовый потенциал организаций и предприятий всех форм собственности;
средства населения и наличные или в банках, или в виде ценных бумаг;
финансовые ресурсы институтов кредитно-банковской системы региона.
Иногда для экономического анализа уровня развития региона в категорию «финансовый потенциал» включают и всю совокупность экономических активов, имеющих стоимостную оценку и способных выступить источником финансовых ресурсов в результате их реализации, залога, аренды. Это основные фонды и природные ресурсы в пределах региона.
Таким образом, финансы региона включаются в финансовый потенциал региона.
Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют 3 самостоятельных финансовых подсистемы:
государственная, в том числе самого субъекта;
муниципальных образований, институционально независимых от государства;
юридических и физических лиц.
Финансы частных предприятий не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, но они являются также объектами управления, объектами региональной финансовой политики через инструменты налогообложения или региональных заказов.
Таким образом, все подсистемы финансов региона в совокупности представляют собой прямой слепок с его экономики, его производственной, экономической и ресурсной базы.
Роль финансов региона определяется спецификой тех задач управление, которые реализуются на региональном уровне в федеральной структуре государства с учетом нормативно - закрепленной системы распределения полномочий (предметов ведения) и ответственности Федерации, её субъектов и институтов местного самоуправления
Финансы субъектов РФ основываются на принципах:
самостоятельность;
бюджетный федерализм;
государственная финансовая поддержка (трансферты);
гласность;
прозрачность.
Реализация полномочий органов государственной власти субъекта РФ осуществляется посредством:
участия в разработке проектов федеральных законов и других нормативно-правовых актов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ;
участия в разработке и реализации федеральных целевых программ на территории субъекта;
создания условий для активизации инвестиционных процессов, формирования благоприятного инвестиционного климата, включая стимулирование притока иностранных инвестиций в субъект РФ.
Финансы субъекта зависят от совокупности факторов социально-экономического развития, что в свою очередь отражается на его возможностях по формированию бюджета и социальных внебюджетных фондов.
3. Региональные бюджеты: содержание, функции, структура доходов и расходов территориальных бюджетов.
Региональный бюджет – бюджет субъекта РФ.
Статус региональных бюджетов двойственный:
они имеют самостоятельные источники доходов бюджета и направления расходования средств;
они занимают промежуточное положение в бюджетной системе государства, так как получают финансовую помощь и предоставляют её.
Доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений (преимущественно), а также неналоговых платежей.
Неналоговые доходы бюджета субъекта РФ формируются за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Расходы региональных бюджетов характеризуются следующим:
исключительно из расходной части региональных бюджетов финансируется:
деятельность органов государственной власти и управления субъекта РФ;
проведение выборов, референдумов;
деятельность СМИ;
формирование государственной собственности, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности региона;
поддержание и развитие дорожной сети регионального значения;
реализация региональных целевых экономических и социальных программ;
обслуживание и погашение государственного долго субъекта РФ;
оказание финансовой помощи местным бюджетам;
осуществление международных и внешнеэкономических связей;
в обязательном порядке компенсируются расходы местных бюджетов или недополучение доходов местными бюджетами из-за принятия органами власти субъекта РФ решений, повлекших эти изменения.
долевое финансирование из региональных бюджетов (совместно с федеральными и муниципальными бюджетами):
государственная поддержка отраслей промышленности (кроме атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи, дорожного хозяйства, развитие рыночной инфраструктуры;
НИОКР, обеспечивающие НТП;
обеспечение правоохранительной деятельности;
противопожарная безопасность;
охрана окружающей среды;
развитие федеральных и национальных отношений;
для комплексной характеристики процессов образования и исполнения всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы используется территориальное сводное финансовое планирование. Сводный финансовый баланс предполагает сведение различных видов финансовых планов:
финансовые планы хозяйствующих субъектов и организаций;
территориальных бюджетов;
баланс денежных доходов и расходов населения.
Эти планы отражают процесс создания, распределения и перераспределения национального дохода на данной территории.
Таким образом, главная задача сводного баланса – определение объемов финансовых ресурсов, созданных, потупивших и использованных в регионе (централизовано, децентрализовано).
Сводный финансовый баланс не является оперативным финансовым планом. База для его разработки:
показатели территориальных, экономических, финансовых, статистических органов;
данные профсоюзных организаций;
данные подразделений территориальных органов власти;
экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона;
показатели проектов, планов экономического и социального развития территории;
бюджетные показатели (территориальных и муниципальных бюджетов);
баланс доходов и расходов всех предприятий и организаций данной территории вне зависимости от их ведомственной подчиненности.
Форма и состав показателей следующая:
по горизонтали выделяют показатели:
год, предшествующий отчетному;
текущий год;
планируемый год.
по вертикали выделяют показатели:
доходы: статьи, сумма;
расходы: статьи, сумма;
разница между расходами и доходами (если расходы превышают доходы, указывается источник покрытия дефицита).