Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Аргунова Людмила Георгиевна
Аргунова Людмила Георгиевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Направление подготовки
081100.68 «Государственное и муниципальное управление»
Степень выпускника
Магистр
Москва
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы территориального общественного самоуправления» подготовлена Аргуновой Людмилой Георгиевной, д.и.н., доцентом кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии
Рецензенты:
1. Куракина Ольга Даниловна, д.ф.н., профессор
2. Фролова Елена Викторовна, к.с.к., доцент
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы территориального общественного самоуправления» утверждена на заседании кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии (Протокол № _6_ от «_12_» января_ 2011г.).
Цели освоения дисциплины
Целями учебной дисциплины «Основы территориального общественного самоуправления» являются изучение теоретических и практических основ территориальной организации местного самоуправления в РФ, изучение сущности, места и роли территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления, его миссии в местном сообществе. А также выработка навыков анализа опыта территориального общественного самоуправления, конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями, способности к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Основы территориального общественного самоуправления» относится к вариативной части общенаучного цикла дисциплин и предназначена для студентов, обучающихся по специальности “Государственное и муниципальное управление”, изучающая организацию и функционирование территориально общественного самоуправления.
Данный курс дает студентам необходимые знания по территориальной организации местного самоуправления, а также объединяет знания по другим специальным дисциплинам в единый комплекс, который позволяет выпускнику оптимизировать свою практическую организационно-управленческую деятельность.
Содержание курса органично сопрягается с рядом предметов, в частности, социально-экономических и общепрофессиональных дисциплин: «Управление в социальной сфере», «Муниципальное управление жилищно-коммунальным хозяйством».
Дисциплина изучается после таких курсов, как “Теория и механизмы государственного управления”, “Правовое обеспечение государственного и муниципального управления”, “Экономика общественного сектора”, “Муниципальное управление и местное самоуправление” и др.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
– компетенция конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями. Способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-3);
– умение критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза (ПК-15);
- владеть навыками анализа и исследования тенденций развития в области общественного самоуправления (ПК-26).
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
ЗНАТЬ* | – особенности местного самоуправления и о его месте в системе управления государством; – о роли местного самоуправления в становлении демократических основ в Российской Федерации; – теоретические основы местного самоуправления; – научные разработки и прогрессивные теории в области социального, муниципального управления и местного самоуправления; – основные законодательные акты в изучаемой области; – территориальные основы организации местного самоуправления; – критерии и показатели оценки эффективности местного самоуправления; – о реформировании и модернизации системы властных отношений, разграничении полномочий и ответственности между центром, регионами и муниципальными образованиями. |
УМЕТЬ* | – анализировать состояние местного самоуправления, выявлять острые проблемы, – прогнозировать последствия принимаемых решений, планировать работу, моделировать управленческую ситуацию, – строить организационные структуры, налаживать обратную связь, – обеспечивать высокую эффективность управленческой деятельности и местного самоуправления. – обобщать передовой отечественный и зарубежный опыт; – устранять проблемы взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти в вопросах развития местного самоуправления |
ВЛАДЕТЬ* | – навыками работы с законодательными и нормативно-правовыми документами; – навыками работы с населением, общественными организациями, органами власти; – навыками выработки управленческих решений и контролю над их реализацией; – разработки целевых и комплексных программ, концепций и стратегий развития территории; – использования современных информационных технологий. |
Быть компетентным* | – в компетенции конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями. В способности и готовности к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества; – в умении структурировать проблемное пространство, оценивать и выбирать альтернативы в условиях демократического общества; – в умении критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза; – в умении систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления; – в использовании полученных знаний в области местного самоуправления; – в выработке мер по совершенствованию взаимодействия органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления, с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями. |
4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет __4__ зачетных единиц, __144___ часов.
Количество часов по учебному плану
(очная форма обучения)
Всего __144_____часов
Аудиторные занятия ___60_______часов, в том числе интерактивных занятий _____32______часа*
Самостоятельная работа ___57____часов
№ п/п | Раздел, тема | Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | ||||||||||||
Всего | Самостоят. работа | Аудиторные занятия | |||||||||||||
Всего | Лекционные | Групповые (семинары, практические) | Лабораторные | Конт. раб. | Рефераты / эссе | Курсов. раб/ проект | Расчетно-графическая работа | Зачет* | Экзамен | Контр. точки по мод.-рейтинг. системе | |||||
Раздел1Тема1 | |||||||||||||||
Раздел1Тема2 | |||||||||||||||
Раздел1Тема3 | 4* | 4* | + | ||||||||||||
Раздел1 Тема4 | 4* | ||||||||||||||
Раздел2Тема5 | 2* | 4* | |||||||||||||
Раздел2Тема6 | |||||||||||||||
Раздел2Тема7 | 4* | 4* | + | ||||||||||||
Раздел2Тема8 | 2* | 4* | |||||||||||||
Общая трудоемкость | часы | ||||||||||||||
з.е. | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||
*-интерактивные занятия
5. Содержание дисциплины «Основы территориального общественного самоуправления»
№ п/п | Наименование разделов и тем дисциплины | Содержание темы | |
Раздел 1 Теоретические основы ТОС | |||
Тема 1 | Сущность и значение территориального общественного самоуправления населения в системе местного самоуправления | Местное самоуправление в России: цели и задачи. Сочетание форм прямой и представительной демократии в системе местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан. Понятие и система территориального общественного самоуправления (ТОС). Отличительные признаки ТОС: территориальный принцип организации и деятельности, общественная форма, самоуправленческая природа. Принципы и функции ТОС. | |
Тема 2 | Правовые основы функционирования территориального общественного самоуправления | Федеральная законодательная база. Законодательство субъекта Российской Федерации. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Недостатки региональной и местной законодательной базы в определении компетенции и полномочий территориального общественного самоуправления. Уставы (Положения) территориального общественного самоуправления. Гарантии прав и защита законных интересов ТОС. Правовая ответственность органов территориального общественного самоуправления. | |
Тема 3 | Полномочия территориального общественного самоуправления и финансово-экономическая основа их реализации –лекция-беседа | Полномочия органов ТОС в решении хозяйственно-экономических проблем территории: сохранении жилого фонда; поддержании чистоты и порядка на своей территории; контроле за использованием земель; поддержании в порядке дорог и тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства; благоустройстве и озеленении территории; снабжении населения топливом; сохранении памятников истории и культуры; обеспечении противопожарной безопасности и т.д. Передача органам территориального общественного самоуправления функции заказчика на выполнение отдельных работ по благоустройству, коммунальному обслуживанию и ряда других общественно значимых работ. Ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности органов территориального общественного самоуправления | |
Тема 4 | Организационные формы осуществления территориального общественного самоуправления – лекция-дискуссия | Собрание (сход), конференция граждан - высший руководящий орган территориального общественного самоуправления . Легитимность создаваемых органов территориального общественного самоуправления. Исполнительно-распорядительный орган территориального общественного самоуправления : порядок формирования, структура и компетенция, организация работы. Председатель, члены, комиссии и комитеты территориального общественного самоуправления. Порядок избрания, полномочия, основные направления работы. | |
Раздел 2 Основные направления деятельности ТОС | |||
Тема 5 | Зарубежный опыт организации и деятельности территориального общественного самоуправления –лекция-беседа | Опыт стран Западной Европы и США. Объединения жителей Швеции: общенациональная система; деятельность локальных (контактных) комитетов; участие жителей в эксплуатации зданий и содержании микрорайона; «коллективные дома» (co-housing). Традиции соседских сообществ в Великобритании. Локальные (микрорайонные) организации жителей: представительные (ассоциации жителей, советы микрорайонов); группы взаимопомощи (жилищные кооперативы, группы родителей с детьми, клубы пенсионеров и т.д.); благотворительные группы; группы интересов меньшинства (матерей-одиночек, эмигрантов и т.д.); группы давления; согласительные группы; специальные группы для проведения разовых социально-культурных мероприятий. Организации жителей и местного общественного самоуправления в США. Институты поддержки жилищных движений и местных сообществ в Западной Европе и США. Взаимодействие с местными органами самоуправления. | |
Тема 6 | Вопросы компетенции и направления деятельности органов ТОС | Определения целей и задач конкретного территориального общественного самоуправления. Установление сфер совместной компетенции, основных направлений совместной работы органов МСУ и территориального общественного самоуправления. Основные подходы к установлению границ территории и сфер деятельности территориального общественного самоуправления. Выявление реальных ресурсов для решения проблем. Основные направления деятельности органов территориального общественного самоуправления: хозяйственно-экономическая и финансовая, социально-культурная, организационная, охрана правопорядка, окружающей среды и другие. Определение приоритетов деятельности. | |
Тема 7 | Практическая организация деятельности ТОС в муниципальных образованиях –проблемная лекция | Особенности территориального общественного самоуправления в городских и сельских поселениях. Разработка нормативной документации, регулирующей деятельность территориального общественного самоуправления. Развитие хозяйственной инициативы территориального общественного самоуправления через систему муниципального заказа на основе конкурса. Привлечение собственных ресурсов (доходов от собственной деятельности, добровольных сборов и средств спонсоров и т.д.). Организация общественных работ. Условия и порядок заключения хозяйственных договоров. Основы бизнес-планирования. Взаимоотношения территориального общественного самоуправления населения с органами местного самоуправления. | |
Тема 8 | Условия развития и становления движения ТОС в России лекция-дискуссия | Проблемы становления территориального общественного самоуправления. Информационно-разъяснительная деятельность органов местного самоуправления среди населения о значении и сущности территориального общественного самоуправления (ТОС). Информационно-разъяснительная работа среди населения о целях и задачах создания ТОС. Привлечение СМИ, представителей органов МСУ и лидеров действующих территориального общественного самоуправления. Выявление и подготовка (обучение) лидеров и членов инициативных групп по созданию территориального общественного самоуправления. Оказание помощи инициативным группам граждан в проведении собраний (сходов), конференций. Создание организационных, материальных и финансовых условий для формирования и деятельности органов ТОС. Формирование системы поддержки. | |
Планы групповых занятий и образовательные технологии