Составление бюджета некоммерческой организации

Составление бюджета базируется на принципах программно-целевого планирования:

§ на основании данных о прошлых периодах деятельности;

§ на основании расчетов потребности в ресурсах;

§ на реализации уставных задач исходя из имеющихся финансовых ресурсов.

В настоящее время применяются три подхода к составлению бюджетов некоммерческих организаций.

Первый подход предполагает планирование на основе данных предыдущего периода деятельности некоммерческой организации. Он подходит для стабильно действующих организаций, не собирающихся вносить кардинальные изменения в свою деятельность.

Второй подход наиболее предпочтителен для организаций, начинающих или осваивающих новые проекты или программы, т. е. не имеющих данных за предыдущий период по этим направлениям деятельности. Он основан на расчете и оценке потребностей организации в материально-техническом обеспечении с применением экспертных оценок предполагаемых расходов.

Третий подход соединяет в себе первые два. В его основе — соединение данных, полученных от предыдущего периода работы организации, и расчетные элементы для начала новой деятельности.

Исходя из алгоритма разработки программ и проектов некоммерческие организации определяют потребности вматериальных и трудовых ресурсах, финансовые затраты и объем финансовых ресурсов.

На рис. 7.2 представлена последовательность процедуры определения финансовых ресурсов в зависимости от поставленных целей где Составление бюджета некоммерческой организации - student2.ru , Составление бюджета некоммерческой организации - student2.ru , … Составление бюджета некоммерческой организации - student2.ru — цели; Составление бюджета некоммерческой организации - student2.ru — комплекс мероприятий, направленных на достижение Составление бюджета некоммерческой организации - student2.ru ; Составление бюджета некоммерческой организации - student2.ru — ресурсы, необходимые для выполнения Составление бюджета некоммерческой организации - student2.ru .

Составление бюджета некоммерческой организации - student2.ru

Рис 7.2. Последовательность этапов определения ресурсной базы

На первом этапе задаются стратегические цели, на втором — определяются пути реализации выработанных целей, на третьем — оценивается и определяется ресурсная финансовая база.

На рис. 7.3 представлена схема определения финансовых ресурсов на основе анализа имеющихся или предполагаемых ресурсов, необходимых для достижения целей, где Составление бюджета некоммерческой организации - student2.ru - наличие финансовых ресурсов; Составление бюджета некоммерческой организации - student2.ru , Составление бюджета некоммерческой организации - student2.ruСоставление бюджета некоммерческой организации - student2.ru -комплекс мероприятий, направленных на освоение Составление бюджета некоммерческой организации - student2.ru ; Составление бюджета некоммерческой организации - student2.ru , Составление бюджета некоммерческой организации - student2.ruСоставление бюджета некоммерческой организации - student2.ru -цель или цели, достижение которых возможно при наличии Составление бюджета некоммерческой организации - student2.ru и выполнении Составление бюджета некоммерческой организации - student2.ru .

Составление бюджета некоммерческой организации - student2.ru

Рис. 7.3. Последовательность этапов оценки возможности достижения цели

На рис. 7.3 показана процедура принятия решения, где на первом этапе анализируются имеющиеся финансовые ресурсы. На втором этапе идут постановка комплекса задач и поиск путей их реализации, исходя из имеющихся ресурсов. На третьем этапе выбираются цели, достижение которых возможно при имеющихся финансовых ресурсах.

Наши рекомендации