Базы распределения косвенных расходов для предприятий рыбной промышленности, рекомендуемые отраслевой инструкцией
№ п/п | Статьи расходов | База распределения |
1. | Расходы на подготовку и освоение производства | Сумма основной заработной платы производственных рабочих (без доплат по прогрессивно-премиальной системе) и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования |
2. | Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования | Сумма основной заработной платы производственных рабочих без доплат по прогрессивно-премиальной системе |
3. | Транспортные расходы | Масса сырья, направленного в обработку |
4. | Общепроизводственные расходы | Сумма основных затрат без стоимости сырья, полуфабрикатов собственного производства и материалов, покупных изделий, полуфабрикатов и услуг производственного характера сторонних предприятий и организаций, тары и тарных материалов (к этим затратам в данном случае относятся топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих с отчислениями на социальное страхование, расходы на подготовку и освоение производства, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования) |
5. | Общехозяйственные расходы | Цеховая себестоимость продукции за минусом стоимости сырья, материалов, тары и тарных материалов |
6. | Прочие производственные расходы | Производственная себестоимость (без прочих производственных расходов) |
7. | Коммерческие расходы | При невозможности отнесения внепроизводственных расходов прямым путем они распределяются между видами обработки пропорционально их производственной себестоимости |
Стоимостные показатели в качестве базы распределения характеризуются тем недостатком, что изменяются с течением времени, поскольку являются зависимыми от инфляционных процессов, политики поставщиков и посредников, конкурентной среды, поэтому в качестве баз распределения косвенных затрат целесообразно применять как стоимостные, так и количественные показатели, т. е. выраженные в натуральных (технических) величинах.
10.8. Особенности отнесения затрат для судов флота рыбной промышленности при разработке нормативной калькуляции
Нормативный метод учета по факторам производства реализуется с помощью системы нормативных калькуляций, рассчитанных для отдельных факторов производства, и количественной оценки каждого фактора. Величина издержек производства (плановых или фактических) по этому методу определяется алгебраическим суммированием количественных оценок факторов производства.
Нормативный метод учета затрат по факторам производства предполагает наличие "факторов производства", единиц их измерения и нормативных калькуляций затрат. "Факторы производства" по характеру действия, устойчивости, повторяемости должны быть постоянными, и под их влиянием должно происходить непрерывное формирование затрат, т. е. они должны быть базой для формирования затрат. Можно выделить следующие группы факторов производства:
- интенсивность и характер использования производственных мощностей во времени;
- объем, ассортимент и сортность продукции;
- организационные факторы;
- объем и характер внешних и внутренних связей предприятия.
Фактор "объем, ассортимент и сортность продукции" показывает количество и видовой состав выпускаемой продукции, объем грузоперевозок (в тоннах или тонно-милях) по видам груза. За калькуляционную единицу можно принять: одну тонну произведенной продукции или одну туб (муб) консервов и т. д., а нормативная калькуляция затрат для этого фактора назовем "нормативная калькуляция на продукцию".
Фактор "интенсивность и характер использования производственных мощностей во времени " оценивает влияние времени как такового на уровень издержек производства. Калькуляционной единицей этого фактора являются судо-сутки содержания судна в различных режимах (порт, переходы, промысел, ремонт, отстой и т. д.), а нормативные калькуляции для этого фактора называются "режимные нормативные калькуляции затрат".
Нормативная калькуляция затрат для "организационных факторов" называется рейсовой (цикличной) нормативной калькуляцией затрат. Единицей измерения для данного фактора будет один рейс.
Фактор "объем и характер внешних и внутренних связей предприятия" количественно оценивается в единицах массы, мест получаемых грузов материально-технического снабжения, вывезенной рыбопродукции. Для него составляется транспортная нормативная калькуляция.
При расчете нормативных калькуляций затрат необходимо тщательно рассмотреть каждый элемент статей затрат, особенно комплексных, установив при этом, каким фактором производства обусловливается его величина, что служит основой для нормирования затрат по этому элементу расходов. Отнесение статей затрат по нормативным калькуляциям производится по методике, приведенной в табл. 10. 5.
Таблица 10.5