Признание фактической себестоимости запасов
Способ поступления | Признание фактической себестоимости |
Приобретение за плату | Сумма фактических затрат на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством) Фактическими затратами могут быть: суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги; таможенные пошлины; невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены МПЗ; затраты по заготовке и доставке до места их использования, включая расходы по страхованию; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ |
Изготовление силами организации | Сумма фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование таких затрат осуществляются в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции |
Внесение в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации | Денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации |
По договору дарения (безвозмездно) | Рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету |
Получение по договорам, | Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих |
предусматривающим передаче организацией, исходя из цены, по которой в
оплату сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет
неденежными стоимость
средствами аналогичных активов
Фактическая себестоимость складывается и рассчитывается, как правило, только по окончании отчетного месяца. Вместе с тем движение материалов (поступление, использование) обычно происходит систематически. Любое движение материалов оформляется первичными документами и отражается в бухгалтерском учете. Таким образом, возникает необходимость использования в текущем учете фиксированных цен. Их принято называть учетными ценами. За учетную цену может быть принята договорная или плановая цена материалов.
Договорная цена устанавливается в договорах на поставку, заключенных между организацией и поставщиком.
Плановая цена рассчитывается организацией исходя из договорных цен и планируемых сумм транспортно-заготовительных расходов (погрузка, хранение, доставка, разгрузка и т.д.) и прочих расходов (командировочные расходы по заготовлению, комиссионные вознаграждения, проценты за кредит и т.д.).
Фактическая себестоимость материалов, как правило, отличается от учетной цены, поскольку планируемые дополнительные расходы не совпадают с фактическими расходами.
В соответствии с п.2 ст.254 НК для целей налогового учета стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей.
Операции по поступлению в организацию материалов от поставщиков в программе регистрируются с помощью универсального документа "Поступление товаров и услуг". Сначала с документом работают на складе, где заполняют экранную форму, формируют приходный ордер, и документ записывают в информационную базу; затем в бухгалтерии, где проверяют правильность заполнения экранной формы, после чего документ проводят.
В списке документов этого вида (меню "Основная деятельность" -+ пункт "Покупка" -> подпункт "Поступление товаров и услуг") открываем форму нового документа.
Документ вводим с датой поступления материалов. Устанавливаем флажок "Отразить в налоговом учете".
В шапке документа также указываем:
• склад, на который поступили материалы(выбором из справочника "Склады (места хранения)");
• поставщика материалов(выбором из справочника "Контрагенты");
• основание расчетов с поставщиком(выбором из справочника "Договоры");
На закладке "Товары" щелчком на пиктограмме добавляем новую строку табличной части.
В табличной части в колонке "Товары" по кнопке "Номенклатура".
открываем справочник
В правом окне делаем текущей группу "Сырье и материалы", через меню "Перейти" командной панели формы списка открываем форму списка регистра сведений "Счета учета номенклатуры" и добавляем в него запись со счетами по умолчанию для всех элементов группы.
Двойным щелчком мыши или по кнопке "Выбрать" командной панели формы справочника "Номенклатура" "переносим" материалв заполняемую строку табличной части документа "Поступление товаров и услуг". Указываем количество поступившего материала и цену за единицу (включая налог). Остальные колонки заполняются автоматически, включая счета бухгалтерского и налогового учета (значениями по умолчанию для группы, в которую входит материал).
Аналогично вводим данные для второй позиции накладной.
На закладке "Дополнительно" указываем реквизиты приходного ордера склада (номер и дату) и лицо, ответственное за совершение операции.
Документ заносим в информационную базу (по кнопке "Записать), формируем и выводим на бумажный носитель приходный ордер по унифицированной форме № М-4, закрываем форму.
Оформленный приходный ордер вместе с документами поставщика передается в бухгалтерию. Здесь сверяется правильность заполнения экранной формы документа, щелчком на пиктограмме документ проводится, после чего через поле "Ввести счет-фактуру" открывается форма нового документа "Счет-фактура полученный". В документе приводятся сведения о номере и дате выписки счета-фактуры, предъявленного к оплате поставщиком. Этот документ также проводится.
При проведении документа "Поступление товаров и услуг" формируются четыре бухгалтерские проводки с кредита счета 60.01 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", объекты аналитического учета(субконто 1) и (субконто 2) в дебет счетов:
• 10.01 "Сырье и материалы", объекты аналитического учета(субконто 1) и (субконто 2) – на сумму и объекты аналитического учета - на сумму;
• 19.03 "Налог на добавленную стоимость по приобретенных материально-производственным запасам", объекты аналитического учета(субконто 1) и (субконто 2) - на сумму.
Одновременно при проведении этого документа формируются записи по отражению операции поступления материалов на счетах налогового учета - по одной записи для каждого наименования материалов по дебету счета 10.01, виду учета "НУ" и кредиту счета
Кроме того, по каждому наименованию материалов производятся записи в регистрах подсистемы учета НДС "НДС предъявленный" - на сумму налога к оплате по каждой позиции материалов и "НДС расчеты с поставщиком" на общую сумму покупки с налогом.
Если при приобретении материалов имели место дополнительные расходы (например, транспортно-заготовительные), они включаются в фактическую себестоимость материалов. Для отражения этих расходов в бухгалтерском учете предназначен документ "Поступление доп. расходов". Документ может быть введен либо через форму списка (меню "Основная деятельность" -» пункта "Покупка" -* подпункт "Поступление доп. расходов") либо на основании документа "Поступление товаров и услуг" из формы списка документов этого вида.
В списке документов "Поступление товаров и услуг" делаем текущей строку с реквизитами документа поступления материалов, щелчком на пиктограмме открываем перечень
документов, которые могут быть введены на основании, в котором выбираем "Поступление доп. расходов.
При проведении документа "Поступление доп. расходов" производятся также записи в подсистеме учета НДС: в регистре накопления "НДС предъявленный" - на сумму налога к оплате, приходящуюся на каждую позицию материалов, в регистре накопления "НДС расчеты с поставщиком" - на общую сумму услуг по доставке материалов.
Учет операций отпуска материалов со склада
Списание материалов на расход в производство отражается по кредиту счета 10 "Материалы" в дебет счетов затрат 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" и т.д.
При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка для целей бухгалтерского учета производится одним из следующих способов:
• по себестоимости каждой единицы;
• по средней себестоимости;
• по себестоимости первых по времени приобретений (способ ФИФО);
• по себестоимости последних по времени приобретений (способ ЛИФО).
При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:
• метод оценки по стоимости единицы запасов;
• метод оценки по средней стоимости;
• метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
• метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Способ оценки по каждой группе (виду) запасов для целей бухгалтерского учета закрепляется как элемент учетной политики организации, выбранный метод оценки сырья и материалов в налоговом учете закрепляется в учетной политике для целей налогообложения.
Оценка материалов по средней себестоимости производится путем деления общей себестоимости группы (вида) материалов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.
Применение способов средних оценок фактической себестоимости материалов, отпущенных в производство или списанных на иные цели, может осуществляться следующими вариантами:
- исходя из среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка),
в расчет которой включаются количества и стоимость материалов на начало
месяца и все поступления за месяц (отчетный период);
- путем определения фактической себестоимости материала в момент его
отпуска (скользящая оценка), при этом в расчет средней оценки включаются
количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до
момента отпуска.
Применение скользящей оценки должно быть экономически обосновано и обеспечено соответствующими средствами вычислительной техники.
Вариант исчисления средних оценок фактической себестоимости должен раскрываться в учетной политике организации.
Отпуск и расход материалов в учете отражается следующими записями:
Операция | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | ||
дебет | кредит | дебет | кредит | |
1. Отпуск материалов в производство | ||||
2. Возврат из производства неиспользованных материалов | ||||
3. Отпуск материалов на нужды аппарата управления | 26.01 | |||
4. Отпуск упаковочного материала в торговой организации | 44.01 | 44.01 | ||
5. Отпущено на сторону (продано) | 91.02 | 91.02.4 |
Операции по передаче материалов в производство в программе "1С:Бухгалтерия 8.0" отражаются с помощью документа "Требование-накладная".
Сначала с документом работают в подразделении, которому требуются материалы. Здесь заполняется экранная форма в части запрашиваемого количества материалов, выписывается требование-накладная, документ сохраняется в информационной базе без проведения. При получении материалов кладовщик проставляет в требовании-накладной .фактическое количество отпущенных со склада материалов, а первичный документ передает в бухгалтерию. Здесь ранее введенный документ "Требование-накладная" открывается, указывается фактически отпущенное количество материалов, после чего документ проводится.
Для отражения в учете отпуска со склада специальной одежды и специальной оснастки предназначен документ "Передача материалов в эксплуатацию (меню "Основная деятельность", пункт "Производство", подпункт "Передача материалов в эксплуатацию"). В форме документа в шапке указывается склад, с которого отпускаются "специальные" материалы, и подразделение, в которое они передаются для эксплуатации. В табличной части приводятся сведения об отпускаемых материалах и необходимые данные для отражения операции в регистрах учета: для специальной одежды - на закладке "Спецодежда", для специальной оснастки - на закладке "Спецоснастка" табличной части экранной формы документа.
Возврат на склад специальной одежды и специальной оснастки из экплуатации в программе «1С:Бухгалтерия 8.0» отржается с помощью документа «Возврат материалов из эксплуатации» (меню «Основная деятельность», пункт «Производство», подпункт «Возврат материалов из эксплуатации»). В форме документа в шапке указывается склад, на который возвращаются «специальные» материалы, и подразделение, в котором они находились в эксплуатации. В табличной части приводятся о возвращаемых материалах и небходимые данные для отражения операции в учете: для специальной одежды – на закладке «Спецодежда», специальной оснастки – на закладке «Спкцоснастка».
Для отражения операций списания с учета специальной одежды и специальной оснастки в связи с истечением срока их использования, физическим износом и другим аналогичным причинам предназначен документ "Списание материалов из эксплуатации" (меню "Основная деятельность", пункт "Производство", подпункт "Списание материалов из эксплуатации").
В форме документа в шапке указывается подразделение, в котором специальная одежда и/или специальная оснастка находились в эксплуатации. В табличной части приводятся сведения о списываемых с учета материалах и необходимые данные для отражения операции в учете: для специальной одежды - на закладке "Спецодежда", специальной оснастки - на закладке "Спецоснастка".
Если за время эксплуатации спецодежды и спецоснастки их стоимость полностью не погашена, то на закладке "Списание расходов" указывается способ списания остатка стоимости. По умолчанию расходы списываются согласно шаблону, который использовался в период эксплуатации объекта (является частью описания элемента справочника "Назначения использования", "закрепленного" за объектом учета - элементом справочника "Номенклатура"). Если в этом есть необходимость, в поле "Способ списания" можно указать "В дебет счета, указанного в документе". В этом случае программа предлагает самостоятельно указать счета для списания непогашенной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете.
Инвентаризация материалов
Организации обязаны проводить инвентаризацию материалов:
• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме материальных ресурсов, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
• при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
• при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи материалов;
• в случае стихийных бедствий, пожара, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
• в случае расхождений между данными бухгалтерского и складского учета.
При инвентаризации материалов следует руководствоваться
Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств
(утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49),
Бухгалтерия к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись материалов по форме № ИНВ-3 для собственных материалов и по форме № ИНВ-5 для материалов, принятых на ответственное хранение и в переработку. Складские операции в этот период не совершаются. Материально ответственное лицо в данной описи дает расписку о том, что все документы склада записаны в карточки складского учета материалов и сданы в бухгалтерию. Затем комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие материалов путем обязательного их пересчета с заполнением графы "Фактическое наличие".
Во всех случаях расхождения, выявленные в результате инвентаризации (излишки или недостачи), оформляются составлением сличительных ведомостей по форме № ИНВ-18 и оцениваются по фактической себестоимости.
В бухгалтерском учете материалы, оказавшиеся в излишке, подлежат зачислению на баланс по фактической себестоимости (в дебет счета 10 "Материалы" с кредита счета 91.01 "Прочие доходы"). Недостача ценностей списывается со счета 10 "Материалы" в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
По решению руководителя организации сумма недостач в пределах норм естественной убыли (если такие нормы установлены) относится на издержки производства (в дебет счетов 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" с кредита счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей").
Недостачи сверх норм естественной убыли относятся на материально ответственные лица (в дебет субсчета 73.03 "Расчеты по возмещению материального ущерба" с кредита счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей").
В случае взыскания стоимости материалов с материально ответственных лиц по рыночным ценам, разница между фактической себестоимостью и рыночной ценой подлежит списанию на финансовые результаты. До взыскания с виновного лица указанная разница учитывается на счете 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 98.04 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей".
Потери материалов от стихийных бедствий относятся на финансовые результаты (в дебет счета 99.01 "Прибыли и убытки" с кредита счета 10 "Материалы").
В налоговом учете стоимость материалов при недостаче, если она не относится на материально-ответственное лицо, не учитывается для целей налогообложения, поэтому отражается на счете 91.02.7 по виду учета "ПР". Если недостача произошла в результате стихийного бедствия, то для целей налогового учета остаточная стоимость учитывается на счете 99.01 по виду учета "НУ".
Материалы, оказавшиеся в излишке, принимаются к налоговому учету по виду учета "ПР" (т.е. не учитываются для целей налогообложения). Вместе с тем, их фактическая стоимость формирует внереализационные доходы организации (п.20 ст.250 НК РФ) и отражается по кредиту счета 91.01.7 "Внереализационные доходы" плана счетов налогового учета, по виду учета "НУ".
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее окончания.
Для оформления результатов инвентаризации материалов в программе "1С:Бухгалтерия 8.0" предназначен документ "Инвентаризация товаров на складе" (меню "Основная деятельность", пункт "Складские операции", подпункт "Инвентаризация товаров на складе").
Проведение документа в бухгалтерском и налоговом учете не отражается, однако по результатам инвентаризации возможно проведение следующих операций:
• принятие к учету материалов, по которым в результате инвентаризации выявлен излишек. Для этого необходимо использовать документ "Оприходование товаров";
• списание с учета материалов, по которым в результате инвентаризации выявлена недостача. Для этого следует воспользоваться документом "Списание товаров".
• изменение местонахождения материалов, по которым в результате инвентаризации выявлена недостача в одном месте хранения и излишек в другом. Для этого нужно использовать документ "Перемещение товаров".
Документ "Инвентаризация товаров на складе" формирует печатные формы инвентаризационной ведомости товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3) и сличительной ведомости (форма № ИНВ-19).