Органы управления финансами и их функции

ТЕМА 7 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Вопросы:

7.1Понятие об управлении финансами

7.2 Органы управления финансами и их функции

7.3 Финансовое планирование и прогнозирование

7.4 Государственное регулирование финансов

7.5 Управление финансовыми ресурсами

Понятие об управлении финансами

Под управлением финансами понимают «сознательное воздействие органов управления на финансы страны, регионов, хозяй­ствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую дея­тельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сба­лансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономи­ческих и социальных задач». В системе управления финансами, как и в другой управляемой системе, выделяют объект и субъект управления. Объектами управ­ления являются группы финансовых отношений, а субъектами — финансовые органы управления.

К объектам финансового управления также можно отнести взаимоотношения:

- между хозяйствующими субъектами по поводу распределе­ния доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санк­ции и др.);

- между страховыми организациями, с одной стороны, и хозяй­ствующими субъектами и населением, с другой стороны, по поводу образования и использования страховых фондов;

- между хозяйствующими субъектами и вышестоящими орга­низациями по поводу образования и распределения фондов денеж­ных средств, создаваемых вышестоящей организацией;

- внутри предприятий, учреждений, организаций по распре­делению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.

Объекты управления финансами классифицируются так­же по звеньям финансовой системы Российской Федерации. По этому признаку следует выделить следующие объекты финансового управ­ления: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъек­тов и местные финансы.

Субъектами управления финансами являются законодательные и исполнительные органы власти и управления в соответствии с ком­петенцией в финансовой сфере. Их правомерно классифицировать по звеньям финансовой системы. Так, текущее управление государ­ственными финансами осуществляет Министерство финансов Рос­сийской Федерации и его территориальные органы. Управление местными финансами осуществляют финансовые органы муници­палитетов. Крупные хозяйствующие субъекты создают специализи­рованные органы управления финансами (департаменты финансов, финансовые управления или отделы), в небольших организациях функции по управлению финансами входят в должностные обязан­ности экономистов, в основном главных бухгалтеров.

К функциям управления финансами следует относить финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовый контроль, учет финансовых ресурсов и других денежных средств, а также регулирование финансов на основе использования всех этих функций.

Воздействие субъекта на объект управления может осуществлять­ся с помощью как административно-распорядительных, так и экономи­ческих методов управления. Административно-распорядительные методы предполагают выработку приказов, распоряжений, других распорядительных документов, их доведение до подчиненных и контроль за исполнением. Экономиче­ские методы основаны на материальной заинтересованности персонала в повышении эффективности выполнения своих функций.

Органы управления финансами и их функции

Управление финансами осуществляется посредством исполь­зования соответствующего управленческого аппарата. Общее управ­ление финансами осуществляют высшие органы власти и управле­ния: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламенти­рует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Феде­ральному Собранию Бюджетное Послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рас­сматривает проект федерального бюджета России и утверждает за­кон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концепту­альные основы финансовой политики.

Главным органом, осуществляющим текущее управление госу­дарственными финансами, является Министерство финансов Рос­сийской Федерации.

Руководство Министерством финансов Российской Федерации осуществляют министр финансов и его заместители. Ор­ганизационная структура Министерства финансов Российской Фе­дерации включает одиннадцать департаментов:

- административный;

- бюджетной политики;

- бюджетной политики в отраслях экономики и социальной сферы;

- бюджетной политики в сфере государственной военной и пра-воохранительной службы и государственного оборонного заказа;

- межбюджетных отношений;

- международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов;

- налоговой и таможенно-тарифной политики;

- регулирования государственного финансового контроля, ауди­торской деятельности и бухучета;

- федерального казначейства (казначейство);

- финансовой политики;

- правовой.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Рос­сийской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, нало­говой, страховой, валютной, банковской деятельности, государствен­ного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бух­галтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных плате­жей, включая определение таможенной стоимости товаров и транс­портных средств, инвестирования средств для финансирования на­копительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, про­тиводействия легализации доходов, полученных преступным путем, я финансированию терроризма.

Главная задача Министерства финансов Российской Федера­ции — разработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государ­ственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгал­терской отчетности, добычи, производства, переработки драгоцен­ных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции:

- разработка проекта федерального бюджета и прогноза кон­солидированного бюджета Российской Федерации;

- прогнозирование и кассовое планирование исполнения и ис­полнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

- финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

- совершенствование методов бюджетного планирования и по­рядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

- управление государственным внутренним и внешним дол­гом Российской Федерации;

- осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

- координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

Министру финансов разрешено иметь двух заместителей. Пре­дельная численность центрального аппарата Министерства финан­сов Российской Федерации не должна превышать 1370 работников (без персонала по охране и обслуживанию зданий), а территориаль­ных органов Министерства — 51 777 работников.

Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации, является федераль­ное казначейство. В структуру федерального казначейства входят Главное управ­ление федерального казначейства, территориальные органы в субъек­тах Российской Федерации, органы федерального казначейства в рай­онах, городах и городских районах. Органы казначейства выполняют следующие задачи:

- управление денежными средствами на счетах казначейства, предварительный и текущий контроль целевого использования бюд­жетных средств;

- составление краткосрочного прогноза объемов ресурсов феде­рального бюджета;

- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государ­ственных финансов для органов государственной власти и управ­ления;

- подготовка отчетности о финансовых операциях по соответ­ствующему бюджету;

- разработка методологических и инструктивных материалов по исполнению соответствующего бюджета.

Для выполнения этих задач органы федерального казначейства:

- осуществляют кассовое исполнение федерального бюджета и распоряжение средствами, находящимися на соответствующих счетах в банковской системе, кассовое обслуживание бюджетов субъек­тов Российской Федерации и местных бюджетов, распределение доходов между бюджетами различных уровней;

- ведут сводный реестр распорядителей и получателей средств федерального бюджета, учет операций по движению средств федерального бюджета, сбор, обработку и анализ информации и состав­ляют отчетность;

- осуществляют краткосрочное прогнозирование доходов и кас­совое планирование расходов федерального бюджета.

При контроле всех поступлений и выплат денежных средств бюджетов и внебюджетных фондов в структуре исполнительной вла­сти казначейство реализует функции кассира и главного бухгалтера. Получаемая от казначейства информация позволяет руководству Министерства финансов Российской Федерации и Правительству РФ объективно оценивать работу органов государственного управления и оптимизировать распределение бюджетных потоков по министер­ствам и ведомствам.

Финансовое планирование и прогнозирование

Планирование выступает основным средством использования экономических законов в процессе управленческой деятельности. Планирование - это комплексный процесс заблаговременного приня­тия решений, включающий в себя исследование, анализ и собственно планирование.

Планирование как вид управленческой деятельности направле­но на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период:

- всегда представляет собой предварительное принятие реше­ний на основе комплексного анализа, направленных на достижение требуемых результатов в перспективе;

- должно быть гибким и способным адаптироваться к посто­янным изменениям самого объекта управления, изменением внеш­ней среды, т.е. процесс планирования — процесс итерационный;

- роль заключается не только в предсказании будущего состо­яния объекта и не в пассивном приспособлении к изменениям, а в ак­тивном преобразовании объекта планирования.

Под финансовым планированием понимают деятельность по достижению сбалансированности и про­порциональности финансовых ресурсов. Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, состоя­щих из доходной и расходной частей. Важную роль в обеспечении про­порциональности и сбалансированности развития экономики играют балансы финансовых ресурсов (финансовые балансы). Финансовый баланс представляет собой свод всех доходов и расходов бюджета и го­сударственных внебюджетных фондов, в него включается также при­быль организаций, остающаяся в их распоряжении, и амортизация. Финансовый баланс построен на основе сопоставления доходов с рас­ходами. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса.

Финансовый баланс является основным аналитическим инст­рументом при проектировании бюджета Российской Федерации и прогнозировании источников капитальных вложений, формирую­щийся на территории субъекта РФ. Он составляется на основе отчетно­го финансового баланса за предыдущий год, ожидаемых в текущем году итогов и основных параметров прогноза социально-экономи­ческого развития Российской Федерации.

Важнейшей составной частью финансового планирования яв­ляется бюджетное планирование. В процессе бюджетного планиро­вания определяются направления распределения и перераспределе­ния бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленными в Бюджетном послании Президента РФ и конкрети­зированными в бюджетной политике. Как часть финансового пла­нирования бюджетное планирование является одним из важнейших инструментов регулирования экономики и подчинено требованиям финансовой политики государства.

Под финансовым прогнозированием понимают предвидение возможного финансового положения государства, обоснование пер­спективных показателей финансовых планов. Финансовое прог­нозирование предшествует финансовому планированию, основано на концепции развития финансовой политики страны на среднесроч­ный или долгосрочный период. Финансовые прогнозы позволяют наметить и проанализировать разные варианты финансового обес­печения развития страны и ее регионов, формы и методы реализа­ции финансовой политики.

Наши рекомендации