Органы управления финансами и их функции
ТЕМА 7 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
Вопросы:
7.1Понятие об управлении финансами
7.2 Органы управления финансами и их функции
7.3 Финансовое планирование и прогнозирование
7.4 Государственное регулирование финансов
7.5 Управление финансовыми ресурсами
Понятие об управлении финансами
Под управлением финансами понимают «сознательное воздействие органов управления на финансы страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач». В системе управления финансами, как и в другой управляемой системе, выделяют объект и субъект управления. Объектами управления являются группы финансовых отношений, а субъектами — финансовые органы управления.
К объектам финансового управления также можно отнести взаимоотношения:
- между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.);
- между страховыми организациями, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и населением, с другой стороны, по поводу образования и использования страховых фондов;
- между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;
- внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.
Объекты управления финансами классифицируются также по звеньям финансовой системы Российской Федерации. По этому признаку следует выделить следующие объекты финансового управления: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы.
Субъектами управления финансами являются законодательные и исполнительные органы власти и управления в соответствии с компетенцией в финансовой сфере. Их правомерно классифицировать по звеньям финансовой системы. Так, текущее управление государственными финансами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы. Управление местными финансами осуществляют финансовые органы муниципалитетов. Крупные хозяйствующие субъекты создают специализированные органы управления финансами (департаменты финансов, финансовые управления или отделы), в небольших организациях функции по управлению финансами входят в должностные обязанности экономистов, в основном главных бухгалтеров.
К функциям управления финансами следует относить финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовый контроль, учет финансовых ресурсов и других денежных средств, а также регулирование финансов на основе использования всех этих функций.
Воздействие субъекта на объект управления может осуществляться с помощью как административно-распорядительных, так и экономических методов управления. Административно-распорядительные методы предполагают выработку приказов, распоряжений, других распорядительных документов, их доведение до подчиненных и контроль за исполнением. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности персонала в повышении эффективности выполнения своих функций.
Органы управления финансами и их функции
Управление финансами осуществляется посредством использования соответствующего управленческого аппарата. Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.
Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное Послание.
Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.
Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.
Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.
Руководство Министерством финансов Российской Федерации осуществляют министр финансов и его заместители. Организационная структура Министерства финансов Российской Федерации включает одиннадцать департаментов:
- административный;
- бюджетной политики;
- бюджетной политики в отраслях экономики и социальной сферы;
- бюджетной политики в сфере государственной военной и пра-воохранительной службы и государственного оборонного заказа;
- межбюджетных отношений;
- международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов;
- налоговой и таможенно-тарифной политики;
- регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета;
- федерального казначейства (казначейство);
- финансовой политики;
- правовой.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, я финансированию терроризма.
Главная задача Министерства финансов Российской Федерации — разработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции:
- разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;
- прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
- финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
- совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;
- управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
- осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;
- координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.
Министру финансов разрешено иметь двух заместителей. Предельная численность центрального аппарата Министерства финансов Российской Федерации не должна превышать 1370 работников (без персонала по охране и обслуживанию зданий), а территориальных органов Министерства — 51 777 работников.
Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации, является федеральное казначейство. В структуру федерального казначейства входят Главное управление федерального казначейства, территориальные органы в субъектах Российской Федерации, органы федерального казначейства в районах, городах и городских районах. Органы казначейства выполняют следующие задачи:
- управление денежными средствами на счетах казначейства, предварительный и текущий контроль целевого использования бюджетных средств;
- составление краткосрочного прогноза объемов ресурсов федерального бюджета;
- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов для органов государственной власти и управления;
- подготовка отчетности о финансовых операциях по соответствующему бюджету;
- разработка методологических и инструктивных материалов по исполнению соответствующего бюджета.
Для выполнения этих задач органы федерального казначейства:
- осуществляют кассовое исполнение федерального бюджета и распоряжение средствами, находящимися на соответствующих счетах в банковской системе, кассовое обслуживание бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, распределение доходов между бюджетами различных уровней;
- ведут сводный реестр распорядителей и получателей средств федерального бюджета, учет операций по движению средств федерального бюджета, сбор, обработку и анализ информации и составляют отчетность;
- осуществляют краткосрочное прогнозирование доходов и кассовое планирование расходов федерального бюджета.
При контроле всех поступлений и выплат денежных средств бюджетов и внебюджетных фондов в структуре исполнительной власти казначейство реализует функции кассира и главного бухгалтера. Получаемая от казначейства информация позволяет руководству Министерства финансов Российской Федерации и Правительству РФ объективно оценивать работу органов государственного управления и оптимизировать распределение бюджетных потоков по министерствам и ведомствам.
Финансовое планирование и прогнозирование
Планирование выступает основным средством использования экономических законов в процессе управленческой деятельности. Планирование - это комплексный процесс заблаговременного принятия решений, включающий в себя исследование, анализ и собственно планирование.
Планирование как вид управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период:
- всегда представляет собой предварительное принятие решений на основе комплексного анализа, направленных на достижение требуемых результатов в перспективе;
- должно быть гибким и способным адаптироваться к постоянным изменениям самого объекта управления, изменением внешней среды, т.е. процесс планирования — процесс итерационный;
- роль заключается не только в предсказании будущего состояния объекта и не в пассивном приспособлении к изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования.
Под финансовым планированием понимают деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, состоящих из доходной и расходной частей. Важную роль в обеспечении пропорциональности и сбалансированности развития экономики играют балансы финансовых ресурсов (финансовые балансы). Финансовый баланс представляет собой свод всех доходов и расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов, в него включается также прибыль организаций, остающаяся в их распоряжении, и амортизация. Финансовый баланс построен на основе сопоставления доходов с расходами. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса.
Финансовый баланс является основным аналитическим инструментом при проектировании бюджета Российской Федерации и прогнозировании источников капитальных вложений, формирующийся на территории субъекта РФ. Он составляется на основе отчетного финансового баланса за предыдущий год, ожидаемых в текущем году итогов и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Важнейшей составной частью финансового планирования является бюджетное планирование. В процессе бюджетного планирования определяются направления распределения и перераспределения бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленными в Бюджетном послании Президента РФ и конкретизированными в бюджетной политике. Как часть финансового планирования бюджетное планирование является одним из важнейших инструментов регулирования экономики и подчинено требованиям финансовой политики государства.
Под финансовым прогнозированием понимают предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию, основано на концепции развития финансовой политики страны на среднесрочный или долгосрочный период. Финансовые прогнозы позволяют наметить и проанализировать разные варианты финансового обеспечения развития страны и ее регионов, формы и методы реализации финансовой политики.