Классификация логистических издержек.
Термин издержки принято использовать в торговле.
Издержки обращения – выражение в денежной форме совокупных затрат живого и овеществленного труда в процессе доведения продукта из сферы материального производства до потребителя. Различают чистые и дополнительные издержки обращения.
Чистые издержки обращения – вызваны существованием товарно-денежных отношений и связаны со сменой форм собственности, они не увеличивают стоимость продукции, товаров.
Дополнительные издержки обращения – увеличивают стоимость проданной продукции, связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся: транспортные издержки и издержки хранения.
Транспортные издержки – затраты на транспортировку продукции и товаров от места производства до потребителя; выполняются как собственным транспортом, так и транспортными компаниями. Они включают оплату транспортного тарифа, других сборов транспортных компаний, затраты на содержание собственного транспорта, затраты на погрузочно-разгрузочные работы, экспедирование грузов, плата за хранение в пути следования и др. Транспортные издержки являются дополнительными издержками, они связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения.
Издержки хранения – вид издержек обращения и логистических издержек; затраты связаны с обеспечением сохранности продукции и товаров. Они являются дополнительными издержками и носят производительный характер, но только при хранении нормативного объема запасов и путей для непрерывного процесса производства. Включают в себя: затраты на содержание складов (амортизация), з/п складского персонала + страховые взносы, недостачи в пределах норм естественной убыли, управленческие расходы и др.
Сократить расходы на хранение можно путём ускорения оборачиваемости запасов.
К об. = выручка / средняя стоимость товара за период
К об. в разах = себестоимость продажи / средняя стоимость товара за период
(сколько оборотов совершают затраты относительно себестоимости/выручки)
К об. в днях = 365 / К об.
Влияние логистики на эффективность фирмы зависит от того, как реализуется логистика.
В торговле логистические издержки занимают большой удельный вес, можно выделить группы управленческих решений, связанные с логистикой, которые влияют на финансовые результаты компании:
1) использование рабочей силы, средств и предметов транспорта;
2) платежи компании, которые включаются в издержки либо в прочие расходы: налог на имущество, платежи за природные ресурсы (земельный налог);
3) уменьшение активов компании в результате неэффективности логистики: штрафы, которые уплачены за несвоевременные поставки;
4) упущенная прибыль, например, когда на складе нет товара, который пользуется спросом.
В практике учёта, анализа, как отельного вида затрат, выделяют логистические издержки – это затраты на выполнение логистических операций. Они включают в себя: издержки обращения и часть издержек производства.
Логистические затраты выражаются в руб. и представляют собой затраты трудовых, материальных, информационных ресурсов и связаны с доставкой товаров до потребителя.
Для логистических затрат характерно:
− распределение по различным группам;
− высокая доля в общих затратах компании;
− изменение величины в разные периоды времени;
− распределение ответственности за возникновение затрат между отделами компании;
− трудоёмкость расчёта общего объёма затрат и распределение их по группам товаров.
в бухгалтерской отчетности компании, которая является публичным документом, логистические издержки не отражаются, они входят в показатель «себестоимость продажи». Так как логистические издержки отражаются в бух.отчетности только как элементы других показателей, то их сложно анализировать.
В экономической литературе содержится различная классификация логистических затрат (логистических издержек), её можно представить в виде схемы:
1. Прямые логистические затраты (затраты на оплату транспорта и использование производственных факторов) – отражаются в учёте как производственные, прежде всего, это затраты на оплату транспорта, топлива, амортизации и др.
2. Форс-мажорные затраты – связаны с чрезвычайными обстоятельствами: пожар, теракт, наводнение и пр.
3. Упущенная потенциальная выгода (упущенная прибыль) – её определяет менеджер компании, она не отражается в налоговом и бух.учёте.
По целевому назначению логистические издержки в сфере торговли делятся на:
− издержки на содержание товарных запасов – прямо зависят от объёма запасов: затраты на содержание складов, арендная плата, страхование складских запасов, оборудование складов и т.д.;
− реализация товарной продукции: на получение запасов, оформление заказов, договоров, комиссионное вознаграждение посреднику, транспортные издержки и т.д.
В анализе, в статистике величина издержек может быть представлена абсолютной суммой (в руб.), может быть представлена натуральным показателем (площадь складских помещений) либо относительным показателем (уровень издержек).
Уровень логистических издержек = ∑ издержек / товарооборот * 100%
Уровень издержек показывает удельный вес издержек в продажной цене товара. Например, по данным РосСтата уровень издержек в розничной торговле в РФ составляет 18-20%.
Для отдельных компаний уровень издержек рассчитывается по видам товарооборота, например, для оптовых компаний в товарооборот включаются складской и транзитный оборот; для розничной компании в товарооборот включается продажная стоимость товара.
Логистические издержки объединяют в группы:
1) Операционные логистические издержки – затраты на выполнение логистических операций по функциям (перевозка, хранение, складская переработка, прием и обработка запасов и т.д.).
2) Затраты, связанные с администрированием логистических систем (управленческие).
3) Затраты на компенсацию логистических рисков (страхование).
4) Капитальные затраты, связанные с замораживанием оборотного капитала в запасах.
Многие авторы разделяют логистические издержки следующим образом:
1) деление затрат по фазам;
2) деление затрат по местам возникновения затрат;
3) деление по связям затрат с основным компонентом логистических процессов;
4) деление по структуре затрат;
5) деление в зависимости от объема запасов;
6) деление при принятии управленческих решений.
Классификация | ||
По видам затрат | По фазам происхождения и местам возникновения затрат | По основным компонентам логистических процессов |
1. материальные затраты (амортизация, потребление материалов, энергии, топливо, з/п, сторонние услуги) | 1. затраты на фазе снабжения (отдел снабжения, склады, транспортный отдел) | 1. затраты на продвижение товара |
2. нематериальные затраты (нематериальные услуги, обязательные платежи à налоги) | 2. затраты на фазе производства (отдел управления производством, отдел внутреннего транспорта) | 2. затраты на запасы |
3. прочие затраты (чрезвычайные (потери) влияют прямо на финансовый результат компании) | 3. затраты на фазе реализации (отдел продаж, коммерческий отдел, склады, транспортный отдел) | 3. затраты на … процессы |
Подробная классификация логистических издержек позволяет компании создавать формы внутренних отчетов, которые составляют отдел логистики, коммерческий отдел, отдел продаж. Фактические затраты, которые отражены в отчетах, сравнивают с плановыми, далее проводят анализ причин отклонений. Уровень издержек и их абсолютная сумма могут быть ключевыми показателями (KPI) для логиста компании. На основе выполнения KPI решается вопрос о материальном стимулировании. Должностные инструкции логистов должны предусматривать составление внутренних отчетов в определенные директором компании сроки. Компания должна снижать логистические затраты. Этого можно достичь следующими способами:
− увеличить транзитный товарооборот
− увеличить складские запасы и таким образом увеличить их оборачиваемость
− для транспортировки товара привлекать сторонний транспорт
− снизить з/п и численность персонала
На величину логистических затрат влияют внутренние и внешние факторы.
Внутренние факторы: масштабы деятельности компании, структура ассортимента, объем поддерживаемых запасов, финансовая ситуация в компании и т.д.
Внешние факторы: уровень стоимости логистических услуг, который определяется рынком, ставка налога на имущество и земельный налог, транспортный налог, амортизация, ставка по кредитам и займам, ставка страховых взносов и т.д.
Затраты на продвижение материалов в компании непосредственно связаны с логистикой и состоят из:
− А амортизационные отчисления
Амортизация по основным средствам, которая используется в логистических процессах = Цена основных средств (начальная стоимость основных средств) * Норма амортизации
− затраты на трудовые ресурсы (L)
L = n * Lср
n – численность работников
Lср – средняя з/п с учетом страховых взносов
− затраты на использование материалов (См)
См = М + Т + Э + Мпр
М – стоимость материалов
Т – стоимость топлива
Э – стоимость энергии
Мпр – стоимость прочих материалов
− прочие расходы на продвижение (налоги) (Спр)
Тогда затраты на продвижение материалов представляют собой внутренние расходы компании, к которым добавляются внешние расходы:
С = A + L + См + Спр + Стр
Затраты на продвижение материалов происходят на всех фазах: закупка, производство, продажа. Как правило, эти затраты имеют постоянный характер.
В логистических системах выделяют затраты на запасы, которые состоят из: затраты на формирование запасов, затраты на поддержание запасов, затраты в результате исчерпания запасов.
Особое значение и большую долю в составе затрат в логистической системе имеют затраты, которые связаны с привлечением запасов:
− затраты на формирование запасов: связаны с закупкой материалов и товаров, исследование рынка, затраты на транспорт
− затраты на хранение: амортизация по основным средствам, з/п персонала, налог на имущество, оплата услуг сторонних компаний
− затраты на исчерпание запасов: их определяют только в управленческом учете – это упущенная прибыль, которую компания могла бы получить при наличии запасов
В разных компаниях при выборе стратегии управления запасами выделяют разные виды издержек, но есть 5 основных:
1. на закупки
2. на содержание запасов
3. связанные с выполнением заказов
4. на сбор и обработку данных складской системы
5. на покрытие дефицита запасов
Логистические издержки на уровне компании измеряются в абсолютных показателях – рублях (в бух. и налоговом учете), но есть относительные показатели, которые рассчитывают в статистике в анализе при планировании:
Уровень совокупных логистических затрат (доля, удельный вес) = ∑ логистических затрат / товарооборот (выручка) * 100 %
Уровень затрат на запасы = затраты на запасы / ∑ запасов * 100 %
Уровень логистических затрат в общих затратах компании = ∑ логистических затрат / ∑ общих затрат (себестоимость) * 100 %
Компания должна снижать логистические затраты путем:
− снижать объем запасов на складе
− снижать транспортные затраты
− автоматизировать складские процессы
− совершенствовать управление логистическими процессами
Планирование объема запасов
Компания должна планировать объем запасов, который позволяет создать страховой запас, чтобы удовлетворить спрос покупателей. Спрос на товары, как правило, в течение года неравномерный, поэтому если нет запасов на складе, то возникают логистические издержки: дополнительные расходы на выполнение заказа, потери заказа и заказчика.
Для расчета потерь, которые связаны с отсутствием товара в продаже, проведем расчеты:
V дефицита = V продаж ср * K нестабильности спроса
V дефицита – отсутствие товара (в руб)
V продаж ср – средние продажи товара за месяц, квартал, год (в руб)
K нестабильности спроса – показывает отклонение max продаж от средней величины
K нестабильности спроса = V продаж max / V продаж ср – 1
Компания должна устанавливать прибыльность / рентабельность продажи (R)
R продаж = (выручка – стоимость закупки) / стоимость закупки
R – рентабельность продаж
Товарооборот, ∑ потерь от дефицита товаров на складе м.б. представлена:
∑ потерь = V дефицита * Т деф. * R продаж
∑ потерь = V продаж ср. * K нестабильности спроса * Т деф. * R продаж
Т деф. – время дефицита (в днях), когда нет товара на складе
Для определения максимального запаса, при котором стоимость его хранения сравняется с прибылью от его продажи, получается, сумму страхового запаса сравним с суммой потерь.
∑ страх. запаса = V запаса * K заемн. * Т запаса
Т запаса – время хранения страхового запаса на складе
K заемн. – стоимость привлечения заемных средств для создания запаса
Если учесть, что ∑ потерь = ∑ хранения, то получим Vmax запаса:
Vmax запаса = (V продаж ср * K нестабильности спроса * Т деф. * R продаж) / K заемн. * Т запаса = (V продаж ср * K нестабильности спроса * R продаж) / K заемн.
Пример:
По итогам работы компании за 2 года K нестабильности спроса на Т = 0,3; стоимость привлечения займа = 12 %; K нестабильности спроса = 0,3 в год, т.е. 1 % в месяц; стабильность займа = 12 % в год или 0,01; R продаж = 10 % = 0,1.
Vmax = (V продаж ср * 0,3 * 0,1) / 0,01 = 3 V продаж ср
На практике: компания создает страховые запасы в V -10 – 20 % от средних продаж.
Бюджетирование
В компании д.б. планирование, которое связано с составлением смет. Сметное планирование сегодня называют бюджетированием. Сметное планирование обычных видов деятельности компании представляет собой совокупность действий по составлению бюджетов хозяйственных операций. Сметное планирование основано на принципах:
1) выбор целей, задач, сроков и средств их решения
2) сбалансированность
3) системность
4) последовательность
Сметное планирование – один из видов финансового планирования, которое рассчитано на краткосрочный период.
Бюджет обычных видов деятельности компании и ее частей – директивный финансовый документ (обязателен к исполнению), который отражает план доходов/расходов на определенный период времени.
На практике бюджетированием занимается финансовая служба и др. отделы компании. Основной частью бюджета на краткосрочный период является бюджет движения денежных средств.
Если разложить оперативный бюджет, то получим несколько бюджетов хоз.процессов.
Порядок составления бюджетов:
1. Бюджет продажи
2. Бюджет производства (в промышленности)
3. Бюджет коммерческих расходов
Дальнейшее разложение этих бюджетов делит их на:
1) Бюджет заготовления
2) Бюджет производства
3) Бюджет заработной платы
4) Бюджет общецеховых расходов
5) Бюджет общепроизводственных расходов