Прямые и косвенные затраты. Переменные и постоянные затраты, методы определения их величин
n Прямые затраты связаны с производством определенных видов продукции (например, сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и др.) и прямо относятся на объект калькуляции
n Косвенные затраты связаны с производством нескольких видов продукции (например, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств) и распределяются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым затратам или производственной площади)
n Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции – например, затраты на сырье и материалы, топливо и электроэнергию на технологические цели, сдельная зарплата производственных рабочих
n Постоянные затраты не зависят от динамики производства и продажи продукции – например, амортизация, арендная плата, повременная зарплата рабочих и обслуживающего персонала, управленческие расходы, проценты за пользование заемными средствами
Модель себестоимости продукции при выделении переменных и постоянных затрат (однопродуктовая модель)
Модель себестоимости продукции при выделении переменных и постоянных затрат (многопродуктовая модель)
Методы определения сумм переменных и постоянных затрат
n Минимаксный (метод высшей и низшей точек)
n Графический
n Статистический (на основе метода наименьших квадратов)
n Селективный (содержательный анализ каждой статьи затрат)
Минимаксный метод определения переменных и постоянных затрат(метод высшей и низшей точек для однопродуктовой модели)
Факторный анализ себестоимости продукции и издержкоемкости продукции.
Основные факторы общей величины себестоимости
n Объем выпуска (продаж) продукции в целом по предприятию (показатель применим к производству однородной продукции)
n Структура выпуска (продаж) продукции
n Уровень переменных затрат на единицу продукции
n Сумма постоянных затрат на выпуск (продажи)
продукции
Модель себестоимости продукции, отражающая структуру выпуска (продаж) (многопродуктовая модель с однородной продукцией)
Факторный анализ общей величины себестоимости (способом цепных подстановок)
Анализ издержкоемкости продукции (затрат на 1 руб. выпущенной или проданной продукции)
Издержкоемкость продукции (затраты на рубль продукции) – отношение общей величины себестоимости выпуска (продаж) к стоимости произведенной (проданной) продукции в действующих ценах
Факторы издержкоемкости
n Объем выпуска (продаж) продукции в целом по предприятию (показатель применим к производству однородной продукции)
n Структура выпуска (продаж) продукции
n Уровень переменных затрат на единицу продукции
n Сумма постоянных затрат на выпуск (продажи)
продукции
n Уровень цен на продукцию