Анализ деятельности налоговых органов по контролю за деятельностью финансово-кредитных организаций
Как известно, от качества работы налоговых органов зависит экономическое благополучие государства. Одним из важных условий стабилизации государственной финансовой системы является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Успешное соблюдение этих условий определяется единой системой контроля за исполнением правовых норм налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременным поступлением налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Повышение качества контрольной работы налоговых органов является одним из приоритетных направлений налогового администрирования.
Среди показателей деятельности налоговых органов республики Дагестан, используемых для оценки контроля за деятельностью финансово-кредитных организаций, можно выделить показатели, характеризующие контрольную работу налоговых органов:
- показатели оценки камерального контроля, например удельный вес пассивного контроля в общей сумме доначислений по камеральным проверкам, среднее значение которого в Дагестане составляет около 30%;
- показатели оценки выездного контроля, которые позволяют оценить средние размеры доначислений по результатам выездных налоговых проверок (например, по результатам каждой пятой проверки в Дагестане в бюджет доначислено менее 50 тыс. руб.);
- показатели оценки контрольной работы с крупнейшими налогоплательщиками (например, коэффициент взыскания доначисленных платежей по результатам налоговых проверок, среднее значение которого составляет в настоящее время 40%);
- показатели оценки результатов выездных налоговых проверок. Например, среднее значение удельного веса результативных проверок составляет более 99%, однако коэффициент взыскания штрафных санкций не превышает 40%. Следовательно, проблема заключается в том, что не все выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах сопровождаются реальным поступлением штрафных санкций в бюджетную систему Российской Федерации.[11]
Налоговыми органами в РФ являются Министерство по налогам и сборам (МНС РФ) и в ряде случаев таможенные органы. Федеральные органы налоговой полиции выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции". Основной формой проведения налогового контроля является налоговая проверка налогоплательщиков.
Нередко предприятия при составлении бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов пользуются услугами опытных бухгалтеров других предприятий или аудиторских фирм. По существу, это тоже является первичным контролем. В мировой практике получил широкое распространение последующий аудиторский контроль. Такие проверки в определенной степени способствуют повышению уровня постановки бухгалтерского учета, устранению недостатков в исчислении налогов и, соответственно, пополнению доходной базы бюджета.
В соответствии с НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:
§ налоговых проверок;
§ получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;
§ проверки данных учета и отчетности;
§ осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
§ а также в других формах, предусмотренных Кодексом.[16]
Определены два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Главным отличием камеральной проверки от выездной является то, что камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, а выездная - по месту нахождения налогоплательщика. По методам документального контроля выделяют сплошную, выборочную и встречную проверку. Целью проверки коммерческих банков является выявление фактов нарушения ими налогового законодательства, а также контроль полноты и своевременности перечисления банком налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды. При проверке доходов банка обращается внимание на следующие особенности:
1. Были ли случаи, когда банку передавались безвозмездно основные средства, материальные и нематериальные активы и все ли эти факты отражены в учете;
2. Проверка полноты учета сумм от реализации банком основных средств и иного имущества банка.
3. В состав доходов при исчислении налогооблагаемой базы должны быть включены денежные средства, передаваемые учредителями на восполнение резервного фонда.
4. Компенсация разницы в процентах по ссудам, выдаваемым работникам банка, возмещение разницы при продаже наличной иностранной валюты, включая продажу валюты работникам банка, по курсу более низкому, чем установленный в этот день для сторонних покупателей, увеличивает налогооблагаемую базу банка.[14]
При проверке расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу банка, обращается внимание на следующие особенности:
1. Обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату, выплаченную за счет прибыли, оставшейся в распоряжении банка после уплаты налогов, не уменьшают налогооблагаемую базу и относятся на счет того источника, за счет которого была выплачена зарплата.
2. Начисленные и уплаченные проценты по межбанковским и централизованным кредитам уменьшают налогооблагаемую базу в пределах ставки ЦБ РФ, увеличенной на 3 пункта. Начисленные и уплаченные проценты по просроченным ссудам не уменьшают налогооблагаемую базу банка.
3. Начисленный износ по основным средствам уменьшает налогооблагаемую базу в том случае, если они имеют прямое отношение к банковской деятельности. Начисленный износ по предметам социально-культурного и бытового назначения не уменьшает налогооблагаемую базу.
4. По нормируемым расходам (представительские, командировочные, рекламные расходы и компенсация работникам за использование личного автотранспорта) необходимо прежде всего проверить наличие утвержденной сметы.[9]
§ платежное поручение и счета с указанием состава расходов, количества, цены и стоимости приобретаемых товаров или вида и стоимости их услуг;
§ при оплате наличными деньгами - выписанный счет (мягкий чек) с указанием количества, цены, стоимости приобретаемых товаров (услуг) и кассовый чек, подтверждающий, что указанные расходы оплачены.
Вся сумма представительских расходов должна быть подтверждена первичными документами:
Следует особо обратить внимание, не проводятся ли презентации, юбилеи, праздничные мероприятия под видом представительских расходов.
5. Расходы по подготовке повышения квалификации и переподготовке банковских работников принимаются в уменьшение налогооблагаемой базы при наличии: - договора с учебным заведением, имеющим лицензию на образование; - сметы расходов по повышению квалификации банковских работников; - подтверждающих документов, что работник банка прошел обучение
6. Необходимо отследить движение созданных резервов по каждой ссуде. Если созданный резерв по ссуде не уменьшал налогооблагаемую базу, то и при погашении ссуды возврат из резерва в той же сумме не должен увеличивать налогооблагаемую базу банка, если уменьшал, то при погашении ссуды ранее созданный резерв увеличивает налогооблагаемую базу банка.
7. Если в штате банка (филиала) имеется сторожевая охрана, то расходы по ее содержанию уменьшают налогооблагаемую базу банка. Если в штате банка значится служба охраны, безопасности, то все расходы, связанные с их содержанием, не уменьшают налогооблагаемую базу банка.[6]
По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами при обнаружении нарушения налогового законодательства составляется акт налоговой проверки. Рассмотрев материалы проверки, руководитель (заместитель) налогового органа в течение 10 дней вправе принять одно из следующих решений:
§ о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за со-вершение налогового правонарушения;
§ об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;
§ о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.[8]
Если руководителем (заместителем) налогового органа принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, то налогоплательщику направляется требование по уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных нарушений. В том случае, если налогоплательщик отказывается добровольно уплатить сумму налоговых санкций или пропустит срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается с исковым заявлением в Арбитражный суд.
В практике российских налоговых органов существует тенденция к перегибу - преобладание контрольной функции и функций карательного характера над функциями профилактики налоговых нарушений, воспитания уважения к налогам. И никакие дорогостоящие контрольные мероприятия залпового характера в виде массовых рейдов, круглосуточных налоговых постов не принесут желаемого результата, если не будет:
§ элементарной налоговой культуры у населения;
§ элементарной человеческой культуры у власти;
§ законопослушного налогоплательщика.[13]
Нормы налогового права по своей сути строятся на отношениях власти и подчинения. В этой связи важное значение имеет четкая законодательная регламентация деятельности налоговых органов, обеспечивающая соблюдение прав и законных интересов налогоплательщиков. Именно с этой целью НК РФ установил общие процессуальные нормы проведения налоговых проверок, нарушение которых со стороны налоговых органов может повлечь признание в судебном порядке решения ГНИ о привлечении плательщика к налоговой ответственности недействительным.