Объекты учета материальных ценностей включаемых в состав краткосрочных активов и из оценка
Документальные оформление и учет поступления материалов
Документальное оформление и учет расходов материалов
Документальное оформление и учет топлива , запчастей, автомобильных шин
Учет хозяйственного инвентаря, форменной и фирменной одежды
Учет лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни
Учет денежных документов
В1
Для обеспечения производства продукции, выполнения работ, оказан я услуг организации, кроме долгосрочных активов, приобретают краткосрочные материальные активы. Краткосрочные материальные активы - элемент производственной и коммерческой деятельности организации. Основными элементами краткосрочных материальных ценностей являются: материально- производственные запасы, готовая продукция, товары.
Материально- производственные запасы - часть имущества организации, предназначенная для использования при производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также используемые для нужд управления. Они приобретают не для продажи, а для их переработки и использования внутри организации. Материально-производственные запасы - объекты финансового и управленческого учета. Детальный учет материально-производственных запасов ведут в системе управленческого учета. Материально-производственные запасы условно можно подразделить на 6 основных групп:
· Сырье и материалы (основные материалы, покупная комплектующие изделия, удобрения )
· Топливо
· Запасных части
· Инвентарь и хозяйственные принадлежности
· Семена и корма для учета продуктов с/ х производства
· Животные на выращивании и откорме.
До учета вышеназванных объектов типовым планом счетов предусмотрены счета: 10, 11, 14, 15, 16. К счету 10 предусмотрено 12 субсчетов:
1. Сырье и материалы
2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия
3. Топливо
4. Тара и тарные материалы
5. Запасные части
6. Прочие материалы
7. Материалы, переданные в переработку на сторону
8. Временные сооружения
9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты
10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе
11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации
12. Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы
Материально-производственные запасы на счетах бухгалтерского учета выражают в количественном отношении и денежной оценки. Учет в денежной оценке усложняется в развитии денежных отношений. Цены подвержены колебаниям, изменение цен оказывает влияние на величину показателей себестоимости и прибыли.
Учет материальных запасов осуществляется в соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету запасов (постановление Минфина РБ номер103 от 12. 11. 10)
Запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость запасов, приобретённых за плату определяется в сумме фактических затрат организации на приобретение. К фактическим затратами на приобретение относят:
1. Стоимость запасов по ценам приобретения
2. Таможенные сборы и пошлины
3. Вознаграждение уплачиваемые посреднической организацией, через которую приобретены запасы
4. Затраты по заготовки и доставке до места их использования включая расходы по страхованию
5. Затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию
6. Фактическая себестоимость запасов при их изготовлении в организации определяется в сумме фактических затрат связанных с производством запасов
7. Фактическая себестоимость запасов внесенных в качестве вкладов в уставный фонд организации определяется исходя из их оценки согласно договору
8. Фактическая себестоимость запасов полученных организацией безвозмездно чаще всего определяется исходя из рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
При отпуске товаров в производство и ином выбытии из оценка производится одним из следующих способов :
· По себестоимости каждой единицы
· По средней себестоимости
· По себестоимости первых по времени приобретения запасов ( способ ФИФО)- этот способ основан на допущении, что запасы используются в течение отчетного периода в последовательности из приобретения. То есть запасы, которые отпущенные первые в производство должны быть оценены по себестоимости первых приобретений.
В2
Материалы используемые на производство, на строительные и ремонтные работы, на хозяйственные нужды, приобретение материалов у поставщиков осуществляется на основании договора купли- продажи (договора поставки). При поставке материалов поставщиком выписываются сопроводительные документы, к ним относятся товарно - транспортные накладные и другие документы. Товарно - транспортная накладная выписываемся поставщиком при поставке материалов автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная оформляется в 4 экземплярах, первый остается у поставщика, 2,3,4 вручается водителю. 2-ой - получателя, 3,4- для грузоперевозчика. Третий экземпляр служит основанием для расчетов на оказанные услуги по перевозке материалов заказчиков автотранспорта. Четвертый прикладывается к путевому листу и служит основанием для начисления заработной платы водителю.
Порядок приема материала и прохождения расчетных документов в организации устанавливается организацией с учетом условий поставки и транспортировки.
На складе получателя материалы принимаются материально-ответственными лицами. С материально - ответственным лицом должны быть заключен договор о полной ответственности. Материалы принимаются на основании сопроводительных документов поставщика. При расхождении поступивших материалов по ассортименту количеству, указанных в сопроводительных документах приемку осуществляет комиссия. Комиссия оформляет акт о приемке материалов.
На поступивших материалы организации составляют приходные ордера и акты о приемке материалов (составляется, если имеются расхождения).
Материалы принимаются к учету по фактической себестоимости. В зависимости от принятой в организации учетной политики поступление материалов может отражаться с использованием счетов 15, 16. В случае использования 15,16 на счете 15 отражается стоимость, заготовления материалов по фактической себестоимости. Отклонение фактической себестоимости и стоимости материалов по учетным ценам списывается на Д (К) счета 16.
Основная корреспонденция по отражению приобретения материалов с использованием счета 15
Содержание операции | Д | К |
1. Поступили материалы от поставщика | ||
a. На стоимость материалов | ||
b. На сумму НДС | ||
c. Оприходование материалов по учетным ценам | ||
2. Разница между фактической себестоимостью приобретения материалов и их учетной ценой | ||
a. если выше | ||
b. если учетная цена выше фактической себестоимости |
Пример
Получены материалы от поставщиков 10 единиц по цене 50 000,НДС 20%. Итого к оплате 600 000,учетная цена 60 000 за единицу, доставка материалов 200 000
НДС -40 000
Итого к оплате 240 000
Фактическая себестоимость приобретения материалов 500 000 + 200 000 = 700 000
Учетная цена материалов 600
Содержание операции | Д | К | Сумма |
1. Отражаются затраты по приобретению материалов | 500 000 | ||
2. Отражается НДС | 100 000 | ||
3. Оплата поставщику | 600 000 | ||
4. Принят к вычету НДС | 100 000 | ||
5. Отражение транспортно-заготовительных расходов | 200 000 | ||
6. Отражается НДС | 40 000 | ||
7. Оплата за доставку | 240 000 | ||
8. Принят к вычету НДС | 40 000 | ||
9. Оприходованы материалы по учетным ценам | 600 000 | ||
10. Отражается разница между фактической себестоимостью приобретения и учетной ценой | 100 000 |
Основная корреспонденция по отражению в учете поступления материалов без учета 15 счета
Содержание операции | Д | К |
1. Поступление материалов от поставщика на основании договора купли - продажи | ||
2. Изготовление материалов самой организацией | ||
3. Внесение материалов учредителями в счет вклада в уставные фонды организации | 75-1 | |
4. Получение материалов безвозмездно от других юридических или физических лиц | 90-7 | |
5. Приобретение материалов работниками организацией за счет подответных сумм | ||
6. Поступление материалов от выбытия объектов ОС | 91-1 | |
7. Излишки | 90-7 | |
8. Послу плените материалов от верителя доверительному управляющему | 76-6 | |
9. Поступление (приобретение) материалов за счет финансовой помощи государства |
В3
Материалы используются на производство продукции, на строительные и ремонтные работы на управленческие нужды. Основными документами на отпуск материалов являются лимитно - заборные карты, накладные на внутреннее перемещения материалов, акт на списание материалов, требования-накладные.
Лимитно - заборные карты применяются при систематическом отпуске материалов на производство продукции. Отпуск сырья и материалов, потребность в которых возникает периодически, производится по требованию-накладной либо накладной. Накладная на внутреннее перемещения материалов составляется при передаче материалов из одного подразделения в другое подразделение. Акт на списание материалов составляется в результате из порчи, недостаче, морального устаревания. Списание материалов в расход отражается в учете по количеству и стоимости. Согласно пункту 14 инструкции по бухгалтерскому учету запасов, могут применяться следующие способы оценки для списания материалов:
1. По себестоимости каждой единицы
2. По средней себестоимости
3. По себестоимости первых во времени приобретения запасов (способ ФИФО)
Применение одного из способов перечисленных выше и вариант исчисления средней себестоимости предусматривается в учетной политике (смотри пункт 15,16 инструкции 133).
В текущем учете списание материалов производится по учетным ценам. Учетной ценой может быть:
· Цена приобретения
· Фактическая себестоимость материалов предыдущего отчетного периода
· Планово-расчетный цены (пункт 50 инструкции 133)
Транспортно-заготовительные расходы и отклонения в стоимости материалов, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на управленческие нужды подлежат ежемесячному списанию на счету бухгалтерского учета, на которые списаны материалы по учетным ценам. Списание отклонений в стоимости материалов или транспортно-заготовительные расходов производится пропорционально учетным ценам
Пример
Расчет фактической себестоимости отпущенных материалов в течение месяца
Показатель. | Учетная стоимость. | Фактическая себестоимость | Отклонения |
1. На первое число месяца | -5 | ||
2. Поступило за месяц 80 | |||
3. Итого с остатком. 75 | |||
4. Расход материалов | 716,3(650+(650*(75/735)) | 66,3 |
Д 20(23) К 10 650( списание по учетным ценам)
Д 20(23) К 16 66,3
Если отклонение согласно расчету отрицательное, то составляется бухгалтерская запись способом красное сторно Д 20(23) К 16.
Отражение на счетах бухгалтерского учета списания материалов
Содержание операции | Д | К |
1. На стоимость материалов отпущенных на основное производство | ||
a. По учетным ценам | 20 | 10 |
b. Отклонение фактической себестоимости от учетной цены (обычная либо запись способом красное сторно) | 20 | 16 |
2. Списание материалов на вспомогательное производство | ||
a. Списание материалов на вспомогательное производство | 23 | 10 |
b. Отклонение | 23 16 | |
3. Списание материалов израсходованных на общепроизводственные и общехозяйственные нужды | 25(26) | 10,16 |
4. Стоимости материалов, использованных на сбыт и реализацию продукции | 44 | 10,16 |
5. На стоимость материалов отпущенных на строительство здания | 08 | 10,16 |
6. Списание реализованных материалов | ||
a. На продажную стоимость материалов с НДС | 62 | 90-7 |
b. НДС из выручки | 90-8 | 68-2 |
c. На учетную стоимость материалов | 90-10 | 10 |
d. Списание отклонений | 90-10 | 16 |
7. Списание материалов в результате их недостачи | ||
8. Передача материалов в качестве вкладов в уставные фонды другой организации | 06-3 | 10(16) |
9. Передача материалов в качестве займов | 58(06) | 10(16) |
10. Отпуск материалов своим филиалов | 79) | 19(16 |
В4
Организации приобретают топливо для эксплуатации ОС (нефть, бензин). Государственными органами по каждой марке машины установлены линейные нормы на 100 км пробега. Нормы применяются с учетом поправочных коэффициентов, в зависимости от условий работы транспортного средства. Если по новому автомобилю отсутствует норма, то организация должна подать заявку в соответствующие органы для разработки их. Списание топлива на работу транспорта производится на основании путевых листов, которые выдаются водителю перед выездом. Фактический расход топлива определяется на основании замера остатков топлива в каждом автомобиле на конец каждого месяца. Расход топлива по нормам определяется показаний спидометров транспортных средств записываемых в путевые листы вначале каждой ездки и по ее окончанию.
Для учета топлива типовым планом счетов предусмотрен счет 10-3. Для учета движения топлива в организациях применяются счета второго порядка (например, топливо на складах 10-31,топливо по кредитным картам 10-32, топливо в баках 10-33...).
Организации заключают договора с заправленными станциями на отпуск топливо по безналичному расчету. Водителям выдаются электронные карты, по которым они заправляют автомобили. По данным информации по заправке автомобилей на основании электронных карт составляется записи 10-33 60, на сумму НДС 18 60, перечисление денежных средств 60 51.
Сумма использован него топлива в пределах норм списывается на затраты организации Д 23,26,44 К 10-3
Основанием для списания топлива на затраты являются накопительные ведомости данных путевых листов по фактическом расходе топлива или карточки расхода топлива.
Автомобильные шины организации приобретают у поставщиков для пополнения запасов, для замены шин. Приобретенные автомобильные шины включаются в состав краткосрочных активов и учитываются на счете 10-5. Новые шины, полученные от поставщиков, учитываются по цене приобретения. Автошины, покрышки находящиеся на колесах в запасе непосредственно на новых транспортных средствах включаются в первоначальную стоимость автомобилей, на 01.
В5
К объектам учета включаемых в состав краткосрочных активов относятся хозяйственный инвентарь и хозяйственные принадлежности
К хозяйственному инвентарю и принадлежностям относят: специальные приспособления для обслуживания покупателей; инвентарь для уборки складов, торговых залов. Для учета хозяйственного инвентаря и принадлежностей используется счет 10-9.
Хозяйственный инвентарь и принадлежности организации приобретают у поставщиков на основании договора купли-продажи; хозяйственный инвентарь и принадлежности разграничиваются в учете на 2 вида: хозяйственный инвентарь т принадлежности на складе; хозяйственный инвентарь т принадлежности в эксплуатации.
Основанием для оприходования на склад является товарно-транспортная накладные, выписанные поставщиком.
Отпуск хозяйственного инвентаря и хозяйственных принадлежностей со склада производится на основании требований накладных, накладных на внутренние перемещения. Аналитический учет хозяйственного инвентаря и принадлежностей ведется по местам эксплуатации и по материально-ответственным лицам. Перенос стоимости хозяйственного инвентаря и принадлежностей на затраты (расходы) осуществляется на основании учетной политики. В учетной политике могут быть предусмотрены различные способы включения из стоимости в текущие затраты (расходы):
1. В размере 50% стоимости предметов при передаче в эксплуатацию и 50% стоимости (за вычетом полученных материалов по цене возможного использования) при выбытии из-за непригодности.
2. В размере 100% стоимости предметов при передаче их в эксплуатацию (до 2 базовых величин).
3. В размере 100% стоимости при выбытии их из эксплуатации.
4. Ежемесячно исходя из сроков их службы.
Списание хозяйственных принадлежностей и инвентаря производится комиссией, назначенной приказом руководителя организации. Комиссия составляет акт на списание хозяйственных принадлежностей и хозяйственного инвентаря. В акте указывается материально-ответственное лицо, наименование списываемых предметов, их количество, стоимость, причина списания, полученные ценности от списания. Акт утверждается руководителем организации, передается в бухгалтерию, на основании акта бухгалтер отражает списание хозяйственного инвентаря и хозяйственных принадлежностей
Пример
Организацией получены тележки для обслуживания покупателей. В товарно- транспортной накладной: 100 тележек по. 500 тысяч(НДС 20%-10 млн), итого к оплате 60 миллионов
Содержание операции | Д | К | Сумма |
1. Оплачено поставщика | 60 млн | ||
2. Получены тележки (склад) | 10-9 | 50 млн | |
3. Отражается НДС | 10 млн | ||
4. Принят к вычету НДС | 10 млн | ||
5. Отпущено со склада в торговый зал 10 тележек ( накладная на внутреннее перемещения ,материально - ответственное лицо- администратор торгового зала) | 10-9 | 10-9 | |
6. Согласно учетной политике по отпуску хозяйственного инвентаря в расходы включаются в стоимость в размере 50%. - по счету 10-9 в данном случае хозяйственный инвентарь учитывается по остаточной стоимости | 10-9 | 2.5 млн | |
7. На основании акта списано 4 тележки, материалы, полученные от списания 40 тысяч. Списание тележек за минусом полученных материалов | 10-9 | 960 тысяч | |
8. Оприходованы материалы, полученные от списания тележек | 10-6 | 90-7 | 40 тысяч |
Учет специальной одежды
Согласно трудовому кодексу наниматель обязан обеспечить работников специальной одеждой, обувью, другими средствами индивидуальной защиты. Нормативными документами установлен перечень профессий и должностей, которые обеспечивается специальной одеждой и специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, а также сроки из носки и использования. Специальная одежда, специальная обувь, средства индивидуальной защиты выдаются бесплатно конкретному работнику под его ответственность на определенный срок. Индивидуальная одежда может быть не только индивидуального пользования, но и общего пользования. Выдаваемая специальная одежда, обувь и другие предметы не является собственностью работника, поэтому при утрате подлежит возмещения по остаточной стоимости. Включение в затраты (расходы) стоимости спец одеждой и специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, а также сроки из носки и использования. Специальная одежда, специальная обувь, средства индивидуальной защиты производится согласно учетной политике.
1. В размере 100% при выдаче
2. В размере 50% при передаче в эксплуатацию
3. Путем ежемесячного включения в текущие затраты ( расходы) исходя из сроков службы
Для учета специальной одежды типовым планом счетов предусмотрены субсчета к счету 10:
10-10,11
Пример:
Отпущено со склада работникам специальная одежда ,10 халатов по цене 600 тысяч, итого 6 млн, срок использования 24 месяца
Содержание операции | Д | К | Сумма |
1. Первый вариант(100%) | 20(25,44) | 10-10 | 6 млн |
2. Второй вариант | |||
a. Передано в эксплуатацию | 10-11 | 10-10 | 3 млн |
b. Включение в затраты | 20(25,44) | 10-10 | 3 млн |
3. | |||
a. Оприходована ветош на. 20 тысяч. Списание халатов за минусом ветоши | 44(20,25) | 10-10 | 2,880 млн |
b. Получена ветош | 10-6 | 90-7 | |
4. Отнесение на затраты исходя из сроков службы(!!)- 3 вариант | |||
a. Определяет ежемесячный износ - | 250 тысяч | ||
b. Отпущены предметы со склада | 10-11 | 10-10 | 6 млн |
c. Ежемесячно отражаются расходы | 20,25,44 | 10-11 | 250 тысяч |
Если списание предметов, специальной одежды осуществляется до истечения сроков службы, то неамортизированная сумма включается в состав прочих расходов по текущей деятельности
Пример
Предметы, отпущенные в эксплуатацию, срок службы которых 24 месяца списаны по истечению 22 месяцев
Д 10-11 6 млн, сумма износа за 22 месяца(250*22) 5500 , неамортизированная часть 500 тысяч
Д 90-10 К 10-11 500 тысяч
Обязанность носить фирменную одежду устанавливается внутренними правилами организации. Эти правила утверждается руководителем. Вид фирменной одежды, порядок ее выдачи, сроки использования и оплата устанавливается коллективным договором организации. Согласно коллективного договора обеспечение фирменной одеждой может производиться:
· За счет средств организации
· За счет средств сотрудников
· Оплачивается частично сотрудниками (50% как правило)
Фирменную одежду получают от поставщиков, как правило, которые шьют на заказ
Пример
Получено 20 костюмов по цене 1 млн , заплатили 24 миллиона ( т.к. плюс НДС)
Д 10-10 К 60 20 млн
Д 18 60 К 4 млн
Д 60 51 К 24 млн
Д 68 18 К 4 млн
Выдано 10 костюмов сотрудникам фирмы 10-11 10-10 10 млн , 50% оплачивается сотрудников путем удержания из з/п 73 10-11. 5 млн
Удержание из заработной платы 70 73 (5 млн:12)
В6
К драгоценным металлам, подлежащим учету, относятся золото, серебро, платина, находящиеся в любом виде и состоянии. К драгоценным металлам относятся изумруды, алмазы и др.
Драгоценные металлы и камни подлежат учету на всех этапах их движения. Отражение в учете лома и отходов, полученных в процессе производства, при ликвидации основных средств используется счет 10-12. Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы подлежат сдаче на переработку. На драгоценные металлы и камни Министерством финансов устанавливаются фиксированные цены за 1 килограмм.
Драгоценные металлы и камни подлежат сдаче в государственное хранилище драгоценных металлов и камней. Существует 2 вида цен: расчетная и скупочная.
Расчетные цены используются при сдаче драгоценных металлов и камне организацией. Скупочные цены используются при учете драгоценных металлов и камней у населения.
В организациях приказом руководителя назначается работник, ответственный за учет драгоценных металлов и камней. Ответственный работник является материально-ответственным лицом. Полученные при списании основных средств и объектов лом и отходы, содержащие драгоценные металлы и камни приходуются по специальному акту комиссией организации, в которую включается материально-ответственное лицо. Оприходованные лом и отходы подлежат сдаче организацией переработчику ли в государственный фонд Республики Беларусь.
При отгрузке лома, содержащего драгоценные металлы, указывается его вид, масса, стоимость лома и отходов.
В7
К денежным документам в бухгалтерском учете относятся приобретённые организацией транспортные, расчетные почтовые и другие документы, имеющие нарицательную стоимость (почтовые марки, марки государственные пошлины, проездные документы, путевки в дома отдыха и санатории, талоны организаций общественного питания). Приобретенные денежные документы организации учитывают на счете 10, на отдельно-выделенном субсчете,
Отражение на счетах денежных документов
Содержание операции | Д | К |
1. Поступление (оприходование) денежных документов | ||
a. От поставщиков | 10 | 60 |
b. От подотчетных лиц | 10 | 71 |
2. Оплата поставщикам | 60 | 51 |
3. Списание использованных денежных документов | 20,25,44,90-10 | 10 |
Путевки в дома отдыха, санатории могут выдаваться на льготных условиях (часть суммы включается в состав прочих расходов по текущей деятельности организации, а часть оплачивается работником).
Пример
Получено организацией 10 путевок выходного дня. Цена 3000000 за одну путевку , выдача путевок осуществляется с оплатой за счет средств работника - 30%
Содержание операции | Д | К | Сумма |
1. Произведена оплата туристической фирме согласно счету | |||
2. Получены путевки от туристической фирмы | |||
a. Отражается НДС | |||
b. Принят вычету НДС | |||
3. Выдача путевки: | |||
a. Получены деньги в кассу от работников за путевки | |||
b. Отнесение остальной суммы на расходы | 90-10 |
Тема 16: Организация и основные принципы учета товаров в оптовой торговли