Сущность налога и его виды
Основным источником доходов бюджета являются налоговые и имеющие налоговую форму платежи. Налог – это обязательный взнос (платеж) в бюджет, осуществляемый плательщиками в соответствии с законодательными актами. Существуют субъекты и объекты налогообложения.
Субъект налогообложения – плательщик налогов, установленный законом.
Объект налогообложения – это все то, что подлежит облажению налогами (заработная плата, прибыль и т.д.), Для каждого налога установлен свой срок платежа. Так, подоходный налог выплачивается при выдаче заработной платы.
Ставка налога – это размер налога, устанавливаемого в процентах к объекту налогообложения (например, ставка подоходного налога 13%).
Льготы по налогам – исключения из общего правила, которые предусматриваются законом с учетом платежеспособности, участия в общественном производстве и других факторов.
Преференция - особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности (или в одностороннем порядке) без распространения на третьи страны. Чаще всего это отражается на таможенных платежах.
Сущность налога проявляется в его функциях:
1. Регулирующая.
2. Стимулирующая.
3. Распределительная.
4. Фискальная.
Сущность регулирующей функции заключается в том, что государство изменяя величину процентных ставок, условия налогообложения, создает предпосылки для ускоренного развития (или замедления темпов развития) тех или иных отраслей народного хозяйства.
Сущность стимулирующей функции состоит в том, что с помощью налога государство стимулирует научно-технический прогресс, рост числа рабочих мест, и т.д.
Сущность распределительной функции заключается в том, что с помощью налогов в бюджете накапливаются средства, которые затем направляются на решение общегосударственных проблем, помощь малоимущим.
Сущность фискальной функции состоит в том, чтобы с помощью налогов можно формировать государственные доходы, используемые на обеспечение жизнедеятельности государства.
Налоги бывают прогрессивные, регрессивные и пропорциональные. Эти определения базируются на соотношении между ставкой налога и объектом налогообложения.
Налоги подразделяют на прямые и косвенные.
Прямые – устанавливаются на доход и на имущество (налог на прибыль, налог на имущество). В этом случае денежные отношения возникают непосредственно между государством и налогоплательщиками.
Косвенные – это налоги, включаемые в виде надбавки в цену товара (налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизам). Здесь плательщиками являются конечные потребители товаров и услуг, но агентами по уплате налогов выступают хозяйствующие субъекты, реализующие эти товары и услуги.
Налоговая система
Налоговая система – это совокупность сборов, пошлин, налогов и других платежей, взимаемых в установленном государством порядке. Налоговая система включает три уровня:
1. Федеральный.
2. Региональный (субъекты федерации).
3. Местный.
Налоговая система имеет следующие характеристики:
Ø экономические:
ü налоговое бремя;
ü соотношение прямых и косвенных налогов;
ü структура прямых налогов;
ü соотношение налоговых поступлений от внешней и внутренней торговли;
Ø политические
ü роль налогов среди источников доходов бюджетов разных уровней;
ü распределение функций между центральными и местными органами власти;
ü степень контроля центральными органами за местными органами власти.
В настоящий момент в налоговой системе России присутствуют следующие организационные принципы:
Ø принцип единства налоговой системы;
Ø принцип подвижности (эластичность, гибкость);
Ø принцип стабильности;
Ø принцип множественности.
Налоговый механизм представляет собой совокупность правовых норм и методов управления налогообложением. Разграничение налогов и их функций с одной стороны, налоговой политики и налогового механизма с другой стороны, дает возможность понять объективность налогов и субъективную деятельность государства. Существуют следующие модели поведения налогоплательщиков:
1. Уклонение от уплаты налогов.
2. Обход налогов.
3. Налоговое планирование.
4. Уплата налога в полном объеме в соответствии с законодательством.
Налоговое планирование представляет собой организацию деятельности предприятия в целях минимизации налоговых обязательств на длительный период, не нарушая законодательства. Процесс налогового планирования включает следующие этапы:
1. Принятие решения о наиболее выгодном расположении предприятия.
2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица.
3. Текущее налоговое планирование, т.е. использование налоговых льгот при прогнозировании и определении предполагаемого дохода, построение оптимальных схем хозяйственной деятельности, выбор наиболее благоприятных форм договоров.
4. Рациональное размещение активов предприятия и прибыли; проблемы инвестирования и аккумулирования средств.