Формы безналичных расчетов

Принципы организации безналичных расчетов

Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов.

Эти принципы строго регламентировали:

q место платежа – банк (он выступал организатором и контролером безналичных расчетов);

q время платежа – после отгрузки продукции или оказания услуг (что означало запрещение авансов и коммерческого кредита);

q согласие плательщика (акцепт) – как основание платежа;

q источник платежа – собственные средства покупателя или банковский кредит при наличии права на его получение;

q форму безналичных расчетов.

Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платежных документов, имеющих хождение только во внутрибанковском обороте.

Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей - обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Выполнение обязательств предприятиями, частными лицами, государством обеспечивается благодаря платежной системе.

Главный регулирующий орган платежной системы - Центральный банк Российской Федерации (Банк России), который должен обеспечивать эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов. На Банк России возложены:

• установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов;

• координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.

Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации от 3.10.2002 г. № 2-П с последующими изменениями и дополнениями.

Организация расчетов в той или иной стране во многом обусловлена и сложившимися традициями, обычаями делового оборота, а также банковской практикой.

Первый принцип безналичных расчетов имеет отношение как к юридическим, так и к физическим лицам.

Второй принцип - осуществление расчетов преимущественно по бан­ковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и платель­щика - необходимая предпосылка расчетов. Безналичные расчеты ве­дутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета - самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Главное требование, предъявляемое в данном случае банком к субъекту рынка – участнику расчетов, - это осуществление расчетов в пределах имеющегося остатка средств на счете.

Расчеты между коммерческими банками осуществляются теперь либо посредством открытия друг у друга корреспондентских счетов, либо через расчетно-кассовые центры ЦБ РФ. Расчетные операции коммерческих банков по корреспондентским счетам (минуя РКЦ) базируются на установлении корреспондентских отношений. Корреспондентские отношения – договорные отношения между банками с целью взаимного выполнения операций. Банки, устанавливающие такие отношения, называются банками-корреспондентами.

Корреспондентские отношения обычно сопровождаются открытием счетов (отношения со счетом) на взаимной основе (друг у друга) или в одностороннем порядке (только у одного из партнеров, как правило, у крупного банка). Корреспондентский счет – это счет одного банка, открытый в другом банке, на котором отражаются платежи, проведенные последним по поручению и за счет первого банка на основе заключенного между ними корреспондентского договора.

Возможны также отношения между корреспондентами без счета, когда взаимные расчеты осуществляются по счетам, открытым ими в третьем кредитном учреждении, обычно являющимся крупным центром межбанковских расчетов. Третий вид корреспондентских отношений – через клиринговые центры, в которых открываются клиринговые счета. При этом равновеликие финансовые требования и обязательства погашаются, а сальдо списывается (дебетовое) или зачисляется (кредитовое) на основной корреспондентский счет.

Третий принцип - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа - залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостаю­щие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения:

• либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;

• либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований, переводных векселей).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам - на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

Пятый принцип - срочность платежа – означает осуществление расчетов строго исходя из сроков предусмотренных в кредитных, страховых договорах, в контрактах, трудовых соглашениях и т.д. Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете к платежному кризису.

Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода - времени выполнения банками услуг по проведению рас­четных операций.

Согласно ФЗ «О ЦБ РФ» общий срок осуществления безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней. Банк обязан перечислить средства не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа.

Наши рекомендации