Водопользования в орошаемом земледелии

Современная система бюджетного финансирования водохозяйственных предприятий фактически исключает их из системы коммерческих отношений и лишает возможности оперативно подстраивать свою организационно-экономическую деятельность под условия развивающегося рыночного хозяйства страны. Сохранение бюджетного финансирования водохозяйственных предприятий не может носить долговременный характер. По мере развития рыночной инфраструктуры и сокращения числа производственных отраслей, управляемых и финансируемых централизованно, водное хозяйство неизбежно будет переведено на товарные отношения с водопользователями. Альтернативой сохранения бюджетного финансирования водохозяйственных предприятий является переход к платному водопользованию в формах, обеспечивающих баланс экономических интересов сельскохозяйственных и водохозяйственных предприятий и государства в современных условиях.

Для оценки возможностей перехода к платному водопользованию и целесообразности различных организационных форм такого перехода сле­дует оценить интересы субъектов экономических отношений, рассчитать и сопоставить показатели, количественно характеризующие эти экономиче­ские интересы. В данном случае в качестве субъектов экономических от­ношений должны рассматриваться водопользователь, водохозяйственное предприятие и государство как носитель социально экономических инте­ресов общества и как структура, имеющая собственные коммерческие ин­тересы (пополнение госбюджета). Экономические интересы водохозяйст­венных предприятий и водопотребителей, как основных участников ком­мерческого процесса сводятся к максимализации прибыли, обусловленной оказанием и получением услуг по подаче оросительной воды

При этом водохозяйственные предприятия заинтересованы, прежде всего, в увеличении тарифов и объемов водоподачи, обеспечивающих наиболее простой путь наращивания прибыли, а лишь затем - в снижении себестоимости водоподачи. Сельхозпредприятия водопотребители, напротив, могут наращивать собственную прибыль за счет снижения затрат на орошение, связанных с себестоимостью водоподачи. Таким образом, они заинтересованы в стимулировании водохозяйственных предприятии к снижению производственных издержек.

Экономические интересы государства заключаются, во-первых, в максимализации налоговых поступлений в госбюджет (в т.ч. на дополнительную прибыль сельхозпредприятий, водохозяйственных предприятии и предприятий перерабатывающих отраслей, получаемую oт оказания услуг по водоподаче, реализации дополнительной сельхозпродукции, подученной на орошении, и продуктов ее переработки). Во вторых (и это представляется наиболее важным), обеспечивая стабильные сборы сельхозпродукции независимо от колебании погодных условии по годам, орошение способствует стабилизации функционирования всего народнохозяйственного комплекса Российской Федерации и в конечном счете - стабилизации социально политической ситуации. Кроме того, общество и, соответственно, государство заинтересовано в экономии водных ресурсов, сокращении объемов и повышении качества дренажных стоков, в создании экономического механизма, стимулирующего водопотребителей.

Интересы сельхозпредприятий требуют, чтобы вследствие введения платного водопользования не произошло резкого роста расходов на орошение, при котором перевод ныне орошаемых земель в разряд богарных приведет к меньшему, чем при введении платного водопользования, падению рентабельности продукции на сельхозпредприятиях. В случае перехода к платному водопользованию неизбежно возникновение дополнительных расходов, связанных с орошением (основную часть которых составляют выплаты водохозяйственным предприятиям за услуги по водоподаче). Удельная величина этих расходов должна быть меньше совокупного эффекта от орошения на величину, достаточную для нужд развития сельхозпредприятий. Неизбежно также некоторое падение рентабельности сельхозпродукции ввиду включения в состав ее себестоимости сумм оплаты водохозяйственным предприятиям. Новая величина рентабельности должна быть выше рентабельности, которая сформировалась бы при переводе орошаемых земель в разряд богарных (в этом случае валовый доход сельхозпредприятия уменьшится на сумму совокупного экономического эффекта от орошения).

Для водохозяйственных предприятий специфические экономические интересы переходного периода сводятся к сохранению поступлений средств в виде дохода от услуг по водоподаче и дотационных сумм в размере, обеспечивающем покрытие их текущих затрат. Такое возможно лишь в случае сохранения определенных объемов водоподачи, па которые заключены договоры с сельхозпредприятиями. Сокращение объемов водоподачи неизбежно приведет к росту издержек, приходящихся на кубометр оросительной воды. Это вынудит водохозяйственное предприятие повысить тарифы на водоподачу, что создаст ситуацию, когда сельхозпредприятиям станет выгоднее переводить оросительные земли в разряд богарных. Это обусловит дальнейшее сокращение объемов водоподачи водохозяйственного предприятия и приведет, в конечном счете, к его коммерческой гибели.

Отсюда следует заинтересованность водохозяйственных предприятий в создании системы финансирования, носящей (полностью или частично) страховой характер. Последнее тем более актуально в рассматриваемом случае, так как колебания объемов водоподачи часто обусловлены нестабильными (по годам) погодными условиями в регионах. При этом коммерциализация заключается не столько в «абсолютном самофинансировании» деятельности каждого участка производства (когда оплата за все ресурсы и услуги осуществляется только за счет собственных средств плательщика), сколько в создании системы взаимоотношений, при которой оплату продавцу (производителю) осуществляет непосредственно покупатель. Только в этом случае возможно саморегулирование производственной системы. При этом источниками получения средств покупателем может быть как собственный хозрасчетный доход, так и дотации пли субвенции.

При создании системы платного водопользования могут быть реализованы различные концептуальные подходы, характеризующиеся финансовыми и технико-экономическими факторами.

Финансовая сторона организации платного водопользования включает в себя два момента: определение источников поступления средств и характер их движения при расчетах за услуги по водоподаче. По источникам поступления средств могут быть выделены: компенсационные системы, основанные на полном возмещении государством средств на оплату услуг по водоподаче; чисто товарные, основанные на оплате услуг водохозяйственных предприятий исключительно за счет хозрасчетных средств водопользователя; смешанные, предполагающие использование обоих вышеназванных источников. Большинство отечественных разработок по вопросам платного водопользования основывается на необходимости смешанного финансирования.

По характеру движения средств можно выделить прямые компенсационные системы, предполагающие непосредственное частичное финансирование водохозяйственных предприятий из государственного бюджета и внебюджетных фондов; косвенные компенсационные, заключающиеся в направлении субвенций водопользователям с целью компенсации затрат на орошение; комбинированные, предусматривающие направление компенсационных средств частично водохозяйственным предприятиям, частично - водопотребителям.

Технико-экономические аспекты организации платного водопользования сводятся к назначению характера тарифа, определению порядка учета издержек и конечных результатов орошения у водопотребителя.

В подавляющем большинстве разработок предлагается использовать двуставочный тариф, предусматривающий погектарную и покубометровую составляющие. Учет издержек при таком установлении тарифа требует разделения их на условно-переменные и условно-постоянные в смете расходов водохозяйственных организаций на водоподачу.

Вопросы учета издержек при формировании тарифов на услуги по во­доподаче и взимания платы за водозабор рассмотрены в главе 6. Проблемы формирования прибыли водохозяйственных предприятий требуют учета в тарифах уровня рентабельности их производства. Это может делаться путем директивного установления нормативов рентабельности или предвари­тельного расчета потребности водохозяйственных предприятий в средст­вах для развития.

Подавляющее большинство выработанных к настоящему времени подходов к организации платного водопользования исходит из «затрат­ного» принципа формирования тарифов, связывая их величину с суммар­ной потребностью водохозяйственных предприятий в средствах для те­кущей деятельности. Эта особенность является их слабым местом и не позволяет должным образом обеспечить баланс экономических интере­сов, необходимый для нормального функционирования систем платного водопользования.

При формировании концепции и нормативно-методической основы коммерциализации водопользования, особое внимание следует уделить специфике текущего момента и возможным экономическим и социальным последствиям перехода к платности услуг по водоподаче. Такие последствия прежде всего могут быть обусловлены результатами сокращения объемов возделывания культур на орошении вследствие существенною ухудшения экономического положения сельхозпредприятий при переходе к платному водопользованию.

Следовательно, выбор стратегии коммерциализации водохозяйст­венных предприятий должен включать в себя установление допустимого удорожания сельхозпроизводства на орошаемых землях; установление организационно-экономических путей осуществления выплат сельхоз­предприятий за услуги по водоподаче, при которых удорожание сельхоз­продукции не превысит допустимый уровень. Очевидно, что допустимым можно считать такое удорожание сельхозпроизводства на орошении, ко­торое не приведет к массовому списанию орошаемых земель по коммер­ческим мотивам.

В качестве критерия, определяющего экономическое поведение сельхозпредприятий в отношении орошаемых земель, использовалось снижение рентабельности сельхозпродукции (в части, производимой на орошении), обусловленное введением платежей, связанных с водопользованием. Результаты проведенной экспертной оценки показали, что в 95 % хозяйств снижение рентабельности сельхозпродукции до 5 процентных пунктов против сложившейся при бесплатном водопользовании практически не вызовет никаких шагов по списанию орошаемых земель; при снижении рентабельности на 6-10 пунктов следует ожидать списания от 13 (оптимистичный прогноз) до 22 (пессимистичный прогноз) процентов от общего числа орошаемых земель; снижение рентабельности на 10-20 пунктов приведет к списанию от 21 до 32 процентов орошаемых земель.

Такое положение может быть обеспечено двумя путями:

- выделением сельхозпредприятиям субвенций для частичной компенсации издержек на оплату услуг по водоподаче (система трансфертных платежей водохозяйственным предприятиям);

- осуществлением долевого финансирования водохозяйственных предприятий за счет госбюджета и сельхозпредприятий.

Второй путь представляется более предпочтительным, так как в этом случае исключается возможность использования субвенций для прочих, не связанных с орошением, целей.

Как было указано выше, наиболее рационален двуставочный тариф на услуги по водоподаче (погектарная и покубометровая составляющая). Этот же тариф весьма удобен и при долевом финансировании водохозяйственных предприятий: в этом случае часть дохода водохозяйственного предприятия, соответствующая погектарной составляющей, будет обеспечиваться госбюджетом, а покубометровая - водопользователями.

С точки зрения создания и последующего развития механизма ры­ночных отношений между водохозяйственными и сельскохозяйственными предприятиями целесообразно формировать тарифы на услуги по водопо­даче на основе договоров между ними, что обеспечит активизацию коммер­ческой деятельности водохозяйственных предприятий и оценку экономиче­ских результатов орошения сельхозпредприятиями, которые, кроме того, будут иметь стимулы к экономии оросительной воды. Реализация системы двуставочных тарифов с покубометровой со­ставляющей требует оснащения точек водовыдела средствами водо­учета. В целом по России требуется более 10 тыс. водомерных постов и весьма значительных материальных затрат.

8.3 Формирование тарифов на услуги по водоподаче

В условиях рыночных отношений важнейшим требованием формирования любых тарифов является предварительная оценка нижнего и верхнего пределов цены, между которыми может быть установлен договорный тариф. Нижний предел («цена поставщика») в нашем случае представляет собой величину цены, установленную, исходя из необходимых производственных затрат водохозяйственного предприятия (УОС). Оказание услуг по водоподаче по ценам ниже «цены поставщика» коммерчески нецелесообразно для водохозяйственного предприятия. Верхний предел («цена потребителя») представляет собой величину цены, установленную, исходя из экономического результата орошения сельскохозяйственных предприятий. Получение оросительной воды по ценам выше «цены потребителя» коммерчески нецелесообразно для них

Реально приемлемый уровень тарифа должен устанавливаться в этом диапазоне. Нижний и верхний пределы цены представляют собой количественные характеристики возможной максимизации получаемой прибыли - критерия экономических интересов водохозяйственных предприятий и водопотребителей в условиях стабильно функционирующей системы товарных отношений между ними. В этом случае гарантируется финансирование орошения в экономически целесообразных масштабах (благодаря формированию верхнего предела цены), а сельхозпредприятия стимулируются к рациональному использованию оплаченной воды и орошаемых земель.

В предыдущем разделе было показано, что в начальный период коммерциализации водопользования необходимо часть издержек водохозяйственных предприятий за счет госбюджета, что обеспечит сохранение необходимого уровня рентабельности сельхозпродукции, производимой на орошении. Это положение должно учитываться и при создании нормативно-методической базы договорных отношений между сельхозпредприятиями-водопотребителями и водохозяйственными предприятиями, основу которой составляет методика формирования тарифов на услуги по водоподаче.

Тарифы на услуги по водоподаче, используемые при расчетах сельхозпредприятий-водопотребителей с водохозяйственными предприятиями, должны устанавливаться в результате соглашения между ними с учетом экономических результатов орошения у водопотребителя и издержек водохозяйственного предприятия.

Договорная цена на услуги по водоподаче может устанавливаться в виде двуставочного или одноставочного тарифа. При этом одноставочный тариф используется как временная мера для точек водовыдела, не имеющих водоизмерительных средств.

Погектарная и покубометровая ставки составляют основную часть тарифа, применяемую при оплате услуг по подаче воды, используемой для предпосевных и вегетационных поливов в пределах плановых объемов, рассчитанных в соответствии с нормативами недопотребления по конкретным видам возделываемых культур и угодий. Наряду с этим целесообразно применять льготные тарифы для влагозарядковых и промывных поливов.

В период перехода к товарным отношениям в водопользовании покрытие части доходов водохозяйственных предприятий, соответствующей погектарной составляющей тарифа, целесообразно осуществлять за счет бюджетного финансирования. Такой подход позволит, во-первых, упростить сам порядок расчетов, во-вторых, свести процесс формирования договорных тарифов к обоснованию покубометровой составляющей. В этом случае расчетная величина погектарной составляющей тарифа определяется по формуле:

Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru

где Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru — сумма бюджетного финансирования водохозяйственного

предприятия;

Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru — погектарная составляющая тарифа в расчетном году;

Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru — величина орошаемых площадей у водопотребителей;

k— порядковый номер сельхозпредприятия-водопотребителя,

обслуживаемого водохозяйственным предприятием.

Расчетная величина Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru определяется при установлении суммы Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru

и остается неизменной в течение календарного года.

Покубометровая составляющая тарифа устанавливается на основе договоренности между водохозяйственным предприятием и водопотребителем и предварительной оценки нижнего и верхнего пределов цены

Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru

где Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru соответственно уровни покубометровой составляющей та-

рифа на подачу воды в точки водовыдела: приемлемый для

водохозяйственного предприятия («цена поставщика»),

приемлемый для водопотребителя («цена потребителя»);

установленный в результате договора между водохозяйст-

венным и сельскохозяйственным предприятиями.

Нижний предел покубометровой составляющей тарифа «цена пос-тавщика» представляет собой величину цены, устанавливаемую исходя из необходимых производственных затрат водохозяйственного предприятия по формуле:

Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru

где Зсхр - планируемая сумма платежей сельхозпредприятий за услуги по

водоподаче;

Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru — прогнозируемый объем водоподачи в расчетном году.

Верхний предел покубометровой составляющей тарифа «цена потребителя» представляет собой величину цены, установленную, исходя из экономического результата орошения у сельскохозяйственных предприятий, и может быть рассчитан как частное от деления стоимостной оценки экономического результата орошения у конкретного водопотребителя Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru на плановый объем водоподачи для этого водопотребителя Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru :

Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru

Одноставочный погектарный тариф целесообразно устанавливать при использовании точек водовыдела, не оснащенных водоизмерительными средствами. В этом случае договорный тариф определяется, как

Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru

где Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru - соответственно нижний, договорный и верхний уровни

погектарного одноставочного тарифа, используемые в

расчетах водохозяйственными предприятиями и сель-

хозпредприятиями.

Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru

где Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru - соответственно стоимостная оценка экономического ре-

зультата орошения и площадь орошаемых земель сельхоз-

предприятия « k».

Договорный уровень льготного тарифа может быть установлен, исходя из приемлемого для водопотребителя уровня дополнительных издержек и, соответственно, снижения экономического результата орошения Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru .

В рассматриваемых случаях величина плановой водоподачи Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru представляющая собой верхний предел по водоподаче применения основного тарифа, определяется на договорной основе водохозяйственным предприятием и водопотребителем, исходя из установленного лимита, производственной мощности водохозяйственного предприятия и потребностей водопотребителя, установленных с учетом структуры продукции, возделываемой на орошаемых землях, и научно обоснованных оросительных норм.

Льготный тариф на водоподачу для промывных и влагозарядковых поливов (нижний уровень) определяется, исходя из плановых издержек водохозяйственного предприятия в сроки проведения этих поливов.

Сверхнормативный забор Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru должен оплачиваться водопотребителем по штрафному тарифу, устанавливаемому путем введения повышающего коэффициента Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru к покубометровой составляющей Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru . Величина Водопользования в орошаемом земледелии - student2.ru определяется на договорной основе между водохозяйственным предприятием и водопотребителем.

Наши рекомендации