Взаимодействие логистики с производственным, инвестиционным и финансовым менеджментом фирмы.

Продолжение)

Взаимодействие логистики с производством следует анализировать, прежде всего, с позиций логистической поддержки производства, т.е. во-первых, внутренней логистики предприятия – это управление запасами материальных ресурсов, незавершенной продукции, готовой продукции в технологическом процессе производства, управления технологическим транспортом, заводским складским хозяйством и т.д.

Во-вторых, с позиций внешней логистики, т.е. управления логистическими видами деятельности в снабжении материальными ресурсами и реализации готовой продукции. Для внутрипроизводственной логистики взаимодействие с операционным/производственным менеджментом определяется продолжительностью основного производственного цикла. Сокращение времени производственно–технологического цикла является одной из основных задач внутрипроизводственной логистики для тех фирм, которые применяют логистические концепции JIT, LP и т.п Однако если в дистрибутивных сетях фирмы созданы достаточно большие запасы готовой продукции, то нет необходимости форсировать сокращение длительности производственного цикла. Таким образом, проявляется связь внутрипроизводственной и внешней логистики.

Современные рыночные тенденции повысили значение фактора времени как в производстве, так и в распределении, однако в производстве возможностей для маневра значительно меньше, чем в дистрибьюции, из–за того, что большинство фирм применяют одинаковые передовые технологии производства готовой продукции (гибкое автоматизированное и роботизированное оборудование). Поэтому для сокращения продолжительности основного производственного цикла многие фирмы стремятся усовершенствовать внутрипроизводственную логистику, внедряя новые логистические технологии и системы.

Взаимодействие логистического и операционного менеджмента проявляется в проблеме учета сезонного спроса при производстве готовой продукции. Полное предвидение (прогноз) такого спроса не всегда возможно, и поэтому для страхования риска потери продаж производственники стремятся максимизировать объем выпуска готовой продукции. Это приводит к возрастанию затрат на хранение и поддержание запасов готовой продукции как у производителя, так и дистрибутивной сети. Задачей логистического менеджмента в этом случае является оптимизация общих затрат в производстве и дистрибьюции для создания сезонных запасов готовой продукции.

Определяющее значение для производства имеет управление закупками материальных ресурсов. Современный подход к управлению закупками базируется на концепции JIT и минимизации уровней запасов материальных ресурсов у производителя. Дефицит материальных ресурсов или отсутствие их гарантийного запаса могут привести к прерыванию производственного цикла, недогрузке производственных мощностей или возрастанию себестоимости продукции. В большинстве зарубежных фирм ответственность за поддержание необходимых уровней запасов материальных ресурсов в производстве передана персоналу логистического менеджмента, что означает расширение границ логистической ответственности.

Еще одна проблема взаимоотношений логистики, снабжения и производства в современной экономике (в том числе и в глобальном плане) связана с решением вопроса «производить или покупать»? Учитывая большие затраты на дистрибьюцию готовой продукции, многие фирмы, ранее производившие продукцию для конечного потребителя, предпочитают производить компоненты, продавая их оптом торговому посреднику или фирме, осуществляющей сборку готовой продукции из компонентов (например, компании, производящие аудио-, видеотехнику, компьютеры и т.п.).

Взаимодействие логистики с инвестиционным менеджментом определяет сферу взаимных интересов в технической и технологической политике фирмы. Инвестиции в передовые производственные технологии, приводящие к изменениям длины производственного цикла и атрибутов готовой продукции, ставят перед логистическим менеджментом новые проблемы, связанные с обеспечением производства дополнительными материальными ресурсами, вариацией внутрипроизводственных логистических операций, обеспечением дополнительного логистического сервиса в дистрибьюции и т.д. В то же время инвестиции в складское и грузоперерабатывающее оборудование, транспортные средства и коммуникации, вычислительную и оргтехнику расширяют возможности логистического менеджмента для принятия эффективных решений.

Взаимодействие логистики и финансового менеджмента проявляется, прежде всего, в объеме и оборачиваемости оборотного капитала фирмы. Большую долю оборотного капитала составляют денежные средства, вложенные в запасы продукции. Поэтому эффективность логистических решений по управлению запасами (например, снижение их объемов в производстве и дистрибьюции) напрямую связана с ускорением оборачиваемости и высвобождением финансовых средств, которые в дальнейшем могут быть инвестированы в производство или сервис,

например.

Другой аспект взаимодействия относится к концепции общих затрат. Обычно логистические издержки в физическом распределении достаточно велики, поэтому финансовый менеджмент должен направить усилия на поиск (совместно с логистическим менеджментом) путей снижения затрат, связанных с закупками материальных ресурсов и дистрибьюцией готовой продукции (например, оптимизации транспортировки, грузопереработки и т.п.).

Близкой к финансовому менеджменту является проблема взаимоотношений логистики с действующей в фирме системойбухгалтерского учета и отчетности. Система бухгалтерского и корпоративного учета фирмы должна способствовать выделению, анализу и

контролю основных составляющих издержек в логистической системе для принятия адекватных управленческих решений.

Логистический отдел компании должен постоянно взаимодействовать с финансовым отделом и бухгалтерией. Необходимость этой взаимосвязи заключается в том, что решения менеджеров отдела логистики напрямую зависят от данных о логистических издержках. Персонал финансового отдела, который постоянно занимается оценкой будущих финансовых потоков, часто зависят от логистического персонала при получении информации о запасах готовой продукции, которая находится между производственной линией компании и покупателем. Персонал финансового отдела несет ответственность за ограничение в размещении финансовых ресурсов в проекты, предлагаемые службой логистики.

Бухгалтерские операции также служат цели интеграции логистики фирмы. В периоды инфляции партии товаров, добавляемые к складским запасам в различные периоды времени, могут иметь различную стоимость. Это может привести к различной оценке стоимости запасов в зависимости от методики их учета – по первоначальной или по реальной стоимости.

Наши рекомендации