Выработку управляющих воздействий;
4) применение их к бизнесу.
Далее цикл повторяется.
Стоимость согласуется с циклом управления следующим образом.
1. На первом этапе идентифицируют текущее состояние биз
неса и среды с использованием в качестве критерия стоимости
бизнеса. При этом определяют:
а) рыночную стоимость бизнеса. В российских условиях
определение ее для большинства компаний — довольно
сложная и в большинстве случаев неразрешимая задача по
причине узости рынка акций, отсутствия аналогов и котиро
вок акций бизнеса;
б) внутреннюю стоимость бизнеса. Она рассчитывается
по данным внутреннего финансового и управленческого уче
та в основном с применением экстраполяционных методов.
Обязательным условием здесь выступает сохранение сущест
вующих тенденций деятельности бизнеса без учета каких-
либо значительных возмущений, вызванных, например, реа
лизацией новых проектов.
2. На втором этапе проводят сравнение текущего состояния
бизнеса с эталонным, основываясь на условии максимизации
(минимизации) значения критерия стоимости. В рамках данного
этапа осуществляют:
а) сравнение рыночной и внутренней стоимости бизнеса.
Делают вывод об адекватности оценки бизнеса рынком и о
необходимости принятия дополнительных мер по доведению
до рынка более полной информации о состоянии бизнеса.
Расхождения в значениях стоимости могут быть вызваны не
адекватной оценкой менеджментом текущего состояния дел
внутри самого бизнеса, что потребует принятия соответст
вующих мер;
б) разработку проектов. Пересчитывают стоимость биз
неса с использованием данных, заложенных в бизнес-планы
проектов. Кроме того, определяют изменение отдельных
показателей деятельности бизнеса, например выручки, себестоимости и т. д.;
в) сравнение стоимости бизнеса, полученной ранее с уче
том внутренних улучшений, и стоимости с учетом внешней
реорганизации (продажа отдельных направлений бизнеса, раз
витие новых направлений деятельности за счет слияния и при
соединения других бизнесов, выделение частей бизнеса в само
стоятельные экономические субъекты). Решение о целесооб
разности проведения конкретных реорганизационных процедур
принимают исходя из анализа роста стоимости бизнеса;
г) изменение структуры и форм финансирования бизнеса.
На этом шаге, связанном с финансовым конструированием,
кроме структуры и форм исследуют возможности влияния на
объем долга и его стоимость.
3. На третьем этапе управления для полученных значений критерия стоимости прогнозируют будущие значения показателей деятельности бизнеса, определяют конкретные мероприятия по достижению запланированного состояния — выбирают наиболее важные направления управляющих воздействий.
4. И наконец, на четвертом этапе реализуют план мероприятий. В процессе его выполнения или по его окончании вновь происходит переход к первому этапу, и цикл замыкается. В зависимости от размеров бизнеса, располагаемых ресурсов и сектора рынка, в котором действует бизнес, длительность цикла может варьироваться и составлять один день, неделю, месяц, год и т. д. Более короткие циклы характерны для сектора рынка услуг, банковского сектора, более продолжительные — для производственного сектора.
Шаги, обозначенные буквенными индексами, лежат в основе механизма управления бизнесом и используют в качестве критерия его стоимости для акционеров. Иными словами, речь идет об управлении стоимостью бизнеса.
В ряде изданий зарубежных авторов цикл управления стоимостью бизнеса изображают в виде пятиугольника (см. рис. 1.)1.
Принципиальной разницы между циклами управления стоимостью бизнеса, один из которых описан выше, а другой изображен на рис.1. в форме пятиугольника, нет.
Рис. 1. Цикл управления стоимостью бизнеса
Кажущиеся отличия возникают вследствие единственного обстоятельства: на рисунке нумерованные вершины — это моменты оценки стоимости бизнеса (расчета значения критерия), а нами перечислены шаги по управлению стоимостью, включенные в общий цикл управления бизнесом. В последнем случае соответствующие шаги могут требовать определения стоимости (все, кроме шага 2а) или не требовать (шаг 2а). Для удобства и сохранения преемственности терминологии, применяемой в других источниках, в дальнейшем будем пользоваться представлением о цикле управления стоимостью в виде пятиугольника.
Понятие цикла достаточно условно, поскольку совершенно не обязательно, чтобы мероприятия по финансовому конструированию начинались лишь после завершения шагов по внутреннему и внешнему улучшению. Они могут проводиться и непосредственно после сравнения рыночной и внутренней стоимости или одновременно с другими мероприятиями.
Формальная модель цикла управления, изображенная на рис. 1., записывается следующим образом:
Е = Е, + АЕп + АЕ/п + AElv + AEV ,
где Е — стоимость бизнеса (случайная величина) в конце цикла управления;
Е, — рыночная стоимость бизнеса в начале цикла управления;
&ЕП — разрыв между рыночной и внутренней стоимостью;
АЕШ — приращение внутренней стоимости в результате внутренних улучшений;
&Е1У — приращение внутренней стоимости в результате
внешних улучшений; ЛЕУ — приращение внутренней стоимости в результате
финансового конструирования.
Подчеркнем, что разрыв между рыночной и внутренней стоимостью связан с разницей в восприятии состояния бизнеса менеджментом и рынком. В действительности разрыв, учтенный в выражении (1.9) с помощью одного параметра, является комплексным показателем, который учитывает различие в восприятии внутренних и внешних улучшений и результатов финансового конструирования.
ПРИМЕР
Приращения стоимости на разных этапах управления ею для различных вариантов реструктуризации бизнеса сведены в таблицу. Данные получены в предположении, что на прирост стоимости на каждом этапе влияет только то, какой этап был реализован до этого. Определить последовательность шагов, которая обеспечит максимальное увеличение стоимости износа.
II | III | IV | V | Выход | ||
Вход | ||||||
II | ||||||
III | ||||||
IV | ||||||
V |
Решение. Выбрать оптимальную последовательность шагов по управлению стоимостью бизнеса можно, например, с помощью методов оптимизации, применяемых при решении задачи о коммивояжере.
II — III — V — IV = 29
Вывод. Последовательность шагов, способная привести к максимальному увеличению стоимости, такова: 1) устраняется разрыв в восприятии бизнеса рынком; 2) проводятся мероприятия по внутреннему улучшению бизнеса; 3) выполняется финансовое конструирование; 4) осуществляется внешнее улучшение бизнеса. В итоге стоимость бизнеса возрастет на 29.