Выработку управляющих воздействий;

4) применение их к бизнесу.

Далее цикл повторяется.

Стоимость согласуется с циклом управления следующим об­разом.

1. На первом этапе идентифицируют текущее состояние биз­
неса и среды с использованием в качестве критерия стоимости
бизнеса. При этом определяют:

а) рыночную стоимость бизнеса. В российских условиях
определение ее для большинства компаний — довольно
сложная и в большинстве случаев неразрешимая задача по
причине узости рынка акций, отсутствия аналогов и котиро­
вок акций бизнеса;

б) внутреннюю стоимость бизнеса. Она рассчитывается
по данным внутреннего финансового и управленческого уче­
та в основном с применением экстраполяционных методов.
Обязательным условием здесь выступает сохранение сущест­
вующих тенденций деятельности бизнеса без учета каких-
либо значительных возмущений, вызванных, например, реа­
лизацией новых проектов.

2. На втором этапе проводят сравнение текущего состояния
бизнеса с эталонным, основываясь на условии максимизации
(минимизации) значения критерия стоимости. В рамках данного
этапа осуществляют:

а) сравнение рыночной и внутренней стоимости бизнеса.
Делают вывод об адекватности оценки бизнеса рынком и о
необходимости принятия дополнительных мер по доведению
до рынка более полной информации о состоянии бизнеса.
Расхождения в значениях стоимости могут быть вызваны не­
адекватной оценкой менеджментом текущего состояния дел
внутри самого бизнеса, что потребует принятия соответст­
вующих мер;

б) разработку проектов. Пересчитывают стоимость биз­
неса с использованием данных, заложенных в бизнес-планы
проектов. Кроме того, определяют изменение отдельных

показателей деятельности бизнеса, например выручки, себе­стоимости и т. д.;

в) сравнение стоимости бизнеса, полученной ранее с уче­
том внутренних улучшений, и стоимости с учетом внешней
реорганизации (продажа отдельных направлений бизнеса, раз­
витие новых направлений деятельности за счет слияния и при­
соединения других бизнесов, выделение частей бизнеса в само­
стоятельные экономические субъекты). Решение о целесооб­
разности проведения конкретных реорганизационных процедур
принимают исходя из анализа роста стоимости бизнеса;

г) изменение структуры и форм финансирования бизнеса.
На этом шаге, связанном с финансовым конструированием,
кроме структуры и форм исследуют возможности влияния на
объем долга и его стоимость.

3. На третьем этапе управления для полученных значений критерия стоимости прогнозируют будущие значения показате­лей деятельности бизнеса, определяют конкретные мероприятия по достижению запланированного состояния — выбирают наи­более важные направления управляющих воздействий.

4. И наконец, на четвертом этапе реализуют план мероприя­тий. В процессе его выполнения или по его окончании вновь происходит переход к первому этапу, и цикл замыкается. В за­висимости от размеров бизнеса, располагаемых ресурсов и сек­тора рынка, в котором действует бизнес, длительность цикла может варьироваться и составлять один день, неделю, месяц, год и т. д. Более короткие циклы характерны для сектора рынка услуг, банковского сектора, более продолжительные — для производственного сектора.

Шаги, обозначенные буквенными индексами, лежат в основе механизма управления бизнесом и используют в качестве кри­терия его стоимости для акционеров. Иными словами, речь идет об управлении стоимостью бизнеса.

В ряде изданий зарубежных авторов цикл управления стои­мостью бизнеса изображают в виде пятиугольника (см. рис. 1.)1.

Принципиальной разницы между циклами управления стои­мостью бизнеса, один из которых описан выше, а другой изображен на рис.1. в форме пятиугольника, нет.

выработку управляющих воздействий; - student2.ru

Рис. 1. Цикл управления стоимостью бизнеса

Кажущиеся от­личия возникают вследствие единственного обстоятельства: на рисунке нумерованные вершины — это моменты оценки стои­мости бизнеса (расчета значения критерия), а нами перечислены шаги по управлению стоимостью, включенные в общий цикл управления бизнесом. В последнем случае соответствующие шаги могут требовать определения стоимости (все, кроме шага 2а) или не требовать (шаг 2а). Для удобства и сохранения преемст­венности терминологии, применяемой в других источниках, в дальнейшем будем пользоваться представлением о цикле управ­ления стоимостью в виде пятиугольника.

Понятие цикла достаточно условно, поскольку совершенно не обязательно, чтобы мероприятия по финансовому конструи­рованию начинались лишь после завершения шагов по внутрен­нему и внешнему улучшению. Они могут проводиться и непо­средственно после сравнения рыночной и внутренней стоимости или одновременно с другими мероприятиями.

Формальная модель цикла управления, изображенная на рис. 1., записывается следующим образом:

Е = Е, + АЕп + АЕ/п + AElv + AEV ,

где Е — стоимость бизнеса (случайная величина) в конце цикла управления;

Е, — рыночная стоимость бизнеса в начале цикла управ­ления;

П — разрыв между рыночной и внутренней стоимостью;

АЕШ — приращение внутренней стоимости в результате внутренних улучшений;

— приращение внутренней стоимости в результате

внешних улучшений; ЛЕУ — приращение внутренней стоимости в результате

финансового конструирования.

Подчеркнем, что разрыв между рыночной и внутренней стоимостью связан с разницей в восприятии состояния бизнеса менеджментом и рынком. В действительности разрыв, учтенный в выражении (1.9) с помощью одного параметра, является ком­плексным показателем, который учитывает различие в воспри­ятии внутренних и внешних улучшений и результатов финансо­вого конструирования.

ПРИМЕР

Приращения стоимости на разных этапах управления ею для различных вариантов реструктуризации бизнеса сведены в таб­лицу. Данные получены в предположении, что на прирост стои­мости на каждом этапе влияет только то, какой этап был реали­зован до этого. Определить последовательность шагов, которая обеспечит максимальное увеличение стоимости износа.

             
    II III IV V Выход
  Вход  
  II  
  III  
  IV  
  V  

Решение. Выбрать оптимальную последовательность шагов по управлению стоимостью бизнеса можно, например, с помощью методов оптимизации, применяемых при решении задачи о ком­мивояжере.

II — III — V — IV = 29

Вывод. Последовательность шагов, способная привести к мак­симальному увеличению стоимости, такова: 1) устраняется раз­рыв в восприятии бизнеса рынком; 2) проводятся мероприятия по внутреннему улучшению бизнеса; 3) выполняется финансо­вое конструирование; 4) осуществляется внешнее улучшение бизнеса. В итоге стоимость бизнеса возрастет на 29.

Наши рекомендации