Задача 2. АВС-XYZ-анализ ассортимента

2.1 ABC-анализ представляет собой деление ассортиментных позиций предприятия на три группы, в зависимости от нормы прибыли (дохода), которую приносит каждая из них.

Говоря об определении количественных границ группы, можно выделить две характеристики: доля выручки (доход) и процент наименований (количество). Наиболее распространенные количественные границы для каждой группы приведены в таблице 4.

Таблица 4 - Количественные границы товарных групп

Название группы Доля выручки, % Процент наименований, %
А
В
С

Проанализировать ассортимент при помощи АВС-анализа (таблица 5).

Таблица 5 - АВС-анализ ассортимента предприятия в 20__ г.

Наименование товара / товарной группы РТО, тыс.руб. Доля в РТО, % Доля в РТО накопительным итогом, % АВС-группа
1.        
       
Итого        

2.2. XYZ-анализ

XYZ-анализ также предполагает разделение ассортимента магазина на группы X, Y и Z, при этом критерием данного анализа может быть доходность товаров или стабильность их продаж.

Таблица 6 - Количественные границы товарных групп

Название группы Коэффициент вариации, %
Х 0-10-15
У 15-25
Z 25 и выше

Таблица 7 - XYZ-анализ ассортимента предприятия в 20__ г.

Товарная группа РТО базовый год РТО отчетный год Сумма за периоды Среднее значение Коэффициент вариации, % Класс (XYZ)  
 
             
             
Итого              

Коэффициент вариации, Кв:

Задача 2. АВС-XYZ-анализ ассортимента - student2.ru (4)

где:

РТОб - товарооборот по товарной группе в базовом периоде;

РТОо - товарооборот по товарной группе в отчетном периоде;

РТОср.з - среднее значение товарооборота по товарной группе.

2.3 Совмещенный анализ (ABC- и XYZ-).

Результаты совмещенного анализа следует представить в матрице (рисунок 1).

АХ   AY   AZ
ВХ   BY   BZ  
СХ CY   CZ  

Рисунок 1 - ABC-XYZ-матрица

Расшифровка значения полей матрицы - рисунок 2.

  X Y Z
A высокая потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления высокая потреб. стоимость, средняя степень надежности из-за нестабильности потребления высокая потреб. стоимость, низкая степень надежности
B средняя потреб стоимость, высокая степ надежности средняя потреб стоимость, средняя степ надежности средняя потреб. стоимость, низкая степ надежности
C низкая потреб стоимость, высокая степ надежности низкая потреб стоимость, средняя степень надежности низкая потреб. стоимость, низкая степень надежности

Рисунок 2 - Значение полей ABC-XYZ-матрицы

Решение

Проанализируем ассортимент при помощи АВС-анализа (таблица 5).

Таблица 5 - АВС-анализ ассортимента предприятия в 2016 г.

Наименование товара / товарной группы РТО, тыс.руб. Доля в РТО, % Доля в РТО накопительным итогом, % АВС-группа
25,36 25,36 А
2920,63 24,4 49,76
2598,82 21,71 71,47
850,08 7,1 78,57
833,08 6,96 85,53 В
544,05 4,54 90,07
485,76 4,06 94,13
422,61 3,53 97,66 С
157,87 1,32 98,98
121,44 1,01 99,99
Итого 11970,3 100,00 Х Х

Итак, в группу А входит товарная группа 1, 4, 10 и 2, в группу В - 8, 5, 9, в группу С - 7, 3 и 6.

Провезем разделение на группы X, Y и Z.

Таблица 7 - XYZ-анализ ассортимента предприятия в 2016 г.

Товарная группа РТО базовый год РТО отчетный год Сумма за периоды Среднее значение Коэффициент вариации, % Класс (XYZ)  
 
3521,76 6557,76 3278,88 9,072 Х  
777,22 850,08 1627,3 813,65 5,484 Х  
109,3 157,87 267,17 133,585 22,265 Y  
2246,64 2920,63 5167,27 2583,64 15,975 Y  
340,03 544,05 884,08 442,04 28,264 Z  
72,86 121,44 194,3 97,15 30,622 Z  
704,35 422,61 1126,96 563,48 30,619 Z  
1190,11 833,08 2023,19 1011,6 21,613 Y  
1092,96 485,76 1578,72 789,36 47,106 Z  
2246,64 2598,82 4845,46 2422,73 8,902 Х  
Итого 12301,9 11970,3 24272,2 12136,1 219,920  

Сопоставим результаты ABC- и XYZ-анализа. Результаты совмещенного анализа представим в матрице (рисунок 1).

АХ 1, 2, 10 AY 4, AZ
ВХ   BY BZ 5, 9
СХ CY CZ 6, 7

Рисунок 1 - ABC-XYZ-матрица

Итак, товарная группа 1, 2, 10 имеет высокую потребительскую стоимость, высокую надежность прогноза вследствие стабильности потребления. Товарная группа 4 имеет высокую потребительскую стоимость, среднюю надежность прогноза вследствие стабильности потребления. Товарная группа 8 имеет среднюю потребительскую стоимость, среднюю надежность прогноза вследствие стабильности потребления. Товарная группа 3 имеет низкую потребительскую стоимость, среднюю надежность прогноза вследствие стабильности потребления.

От товарных групп 5, 9, 6, и 7 предприятие может отказаться.

Наши рекомендации