Понятие управленческого учета, его сходство и различие с финансовым учетом

Бухгалтерский управленческий учет – комплексная система учета, планирования, контроля, анализа информации о доходах и расходах и результатах хозяйственной деятельности организации в необходимых аналитических разрезах, необходимая для оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

В узком смысле под УУ можно понимать учет и контроль затрат и доходов, связанных с деятельностью предприятия.

Цели УУ:

1. выработка рекомендаций на будущее на основе анализа происшедших явлений;

2. обеспечение менеджеров организации информацией для принятия объективных оперативных управленческих решений.

Различия ФУ и УУ:

Область сравнения ФУ УУ
1. Обязательность ведения Обязательно. Ведение БФУ предусмотрено ФЗ «О б.у.» № 129-ФЗ от 21.11.96 для всех предприятий независимо от формы собственности Всецело зависит от воли руководства
2. Цель ведения учета Составление финансовых документов для пользователей вне организации. Когда документы составлены – цель достигнута УУ – средство обеспечения планирования, управления и контроля в организации (процесс непрерывный)
3. Формы представления отчетной информации Информация БФУ должна представляться по формам, утвержденным МинФином РФ (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации») Информация БУУ может быть представлена в произвольной форме.
4. Принципы ведения учета Базируется на общих принципах и на общей методологии учета. При этом используются общепринятые методы учета (инвентаризация, баланс, двойная запись и т.д.) Наряду с общепринятыми методами учета использует специальные методы: планирование, нормирование, лимитирование и т.д.
5. Пользователи информации Внешние пользователи: акционеры, кредиторы, гос.налоговые органы и т.д. Внутренние пользователи: менеджеры организации, сотрудники, помогающие им в сборе и анализе информации
6. Учетная система Двойная запись Любая полезная система
7. Временной аспект Нацеленность в прошлое Нацеленность на будущее
8. Измерители Денежные Любые
9. Основные требования к информации В большей степени точность В большей степени скорость представления
10. Степень открытости информации Не представляет коммерческой тайны. Является открытой, публичной. Является коммерческой тайной, не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер.
11. Объект отчетности В финансовых отчетах организация – единое целое; в крупных организациях – выручку и доход отражают по большим сегментам Основное внимание сравнительно небольшим подразделениям, обособленным по отдельным производствам, видам деятельности, центрам ответственности.

и др.

Несмотря на различие УУ и ФУ – это взаимосвязанные подсистемы бух.учета.

Общими для них являются:

1. обе системы учета рассматривают и отражают одни и те же хозяйственные операции;

2. обе системы учета используют общепринятые методы учета;

3. оперативная информация УУ используется при составлении БФО;

4. информация УУ и ФУ используется для принятия управленческих решений.

Таким обрзом, ФУ и УУУ представляют собой взаимосвязанные элементы единой системы б/у. Данные и ФУ и УУ используются для принятия решений.

12. Формирование себестоимости и учет затрат в системе «директ-костинг».

Наименование «директ-костинг», или «директ-кост» означает «учет прямых затрат».

В практике российского б/у система директ-костинг широкого распространения пока не получила, хотя нормативными документами, регулирующими ведение б/у, предусматривается возможность использования данной системы.

Впервые возможность применения системы директ-костинг была закреплена приказом МинФина № 31 от 27.03.1996 «О типовых формах квартальной отчетности организации и указаниях по и заполнению». В соответствии с данным приказом всем организациям и предприятиям независимо от их деятельности и формы собственности с 1.01.1996 разрешалось производить списание общехозяйственных расходов непосредственно на с/с реализованной продукции и отражать по стр. «Управленческие расходы» в ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Такой порядок позволяет организациям сформировать неполную производственную с/с. В случае использования этой системы формирования с/с предприятие обязано сформулировать ее в своей учетной политике.полную производственную с/с изациям сформировать неполную производственную с/с и представляет собой очередной шагать по стр.0

Основной характеристикой директ-костинга является подразделение затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. При этом в себестоимость продуктов включаются только переменные затраты, а затраты постоянные собираются на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на дебет счета финансовых результатов.

Общехозяйственные расходы исключаются из калькулирования. Они являются периодическими и полностью включаются в себестоимость реализуемой продукции общей суммой без деления на виды изделий. В конце отчетного периода списываются непосредственно на уменьшение выручки от продаж - Д90/К26.

Применение системы директ-костинг помогает бухгалтеру аналитику решить ряд управленческих задач: – упрощение бухгалтерского учета и снижение его трудоемкости; - система директ-костинг позволяет проводить эффективную политику ценообразования, когда появляется возможность снижения цены до так называемой «нижней границы», которой является неполная производственная с/с; - система директ-костинг позволяет упростить нормирование, планирование, контроль за затратами, т.к. сокращение числа статей затрат делает с/с более обозримой; - система директ-костинг позволяет избежать капитализации постоянных накладных расходов и тем самым снизить с/с ГП, МЗ и размер налога на имущество.

13. Формирование себестоимости и учет затрат в системе «стандарт-кост».

Система стандарт-кост возникла в США в начале 20 века. «Стандарт» означает количество необходимых для производства единицы продукции материальных и трудовых затрат, «кост» означает денежное выражение произведенных материальных и трудовых затрат на единицу продукции.

В основе системы стандарт-кост лежит четкое, твердое установление норм затрат материалов, энергии, рабочего времени, труда, з/п и всех других расходов, связанных с производством продукции. Причем установленные нормы нельзя перевыполнить. Выполнение их даже на 80% означает успешную работу. Превышение нормы означает, что она была установлена ошибочно.

Расчет стандартной с/с имеет определенный алгоритм. Все операции, связанные с изготовлением изделия, нумеруются. Определяется перечень сдельных и повременных работ, приходящихся на данное изделие. Расходы на повременные работы определяются умножением стандартного времени, необходимого для выполнения операции, на стандартную часовую ставку. Стандартная стоимость материалов рассчитывается как произведение стандартной цены на стандартный расход. В качестве стандартных цен часто используются рыночные цены. Отдельно определяются ставки распределения косвенных расходов. Наиболее распространенной базой являются затраты на основную з/п производственных рабочих.

Достоинствами системы являются: - обеспечение информацией об ожидаемых затратах на производство; - установление цены на основе заранее исчисленной с/с единицы продукции; - составление отчета о доходах и расходах с выделением отклонений от норм и анализом причин их возникновения; - при правильной ее постановке не требуется большой бухгалтерский штат, поскольку учитываются только отклонения от стандартов; - чем стабильнее работает предприятие, тем более стандартизированы производственные процессы, тем менее трудоемкими становятся учет и калькулирование.

Система стандарт-кост нашла широкое применение не только в практике американского учета, но и в практике учета многих европейских стран. При этом в западноевропейских странах учет отклонений ведется не по каждому значению, а только по существенным элементам. Однако во всех случаях эта система трактуется как инструмент контроля, направленный на регулирование прямых издержек производства.

14. Понятие «бюджетирование», его преимущество и недостатки. Строение генерального бюджета.

Под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Бюджет – это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности фирмы, позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты на предстоящий период времени в целом и по отдельным подпериодам.

Таким образом, бюджетирование – это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов и смет и последующий контроль за их исполнением, а с другой – управленческая технология составления, анализа, корректировки, контроля и оценки исполнения финансовых планов, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.

Любой процесс имеет положительные и отрицательные стороны. То же самое касается и процесса бюджетирования.

Достоинства:

осуществляет мотивацию коллектива предприятия, поднимает рабочий настрой (определение плановых показателей позволяет настроить коллектив на оптимистический лад, поскольку в случае хорошей работы сотрудников будет достигнут высокий уровень эффективности и максимальный финансовый результат, что и определяет рабочий настрой);

позволяет координировать работу в компании в целом (постановка определенных целей, а также контроль выполнения позволяют направлять работу компании на один результат, в одном направлении, что в некоторой степени облегчает управление);

имеет возможность внесения корректировок посредством анализа;

позволяет учиться на опыте составления прошлых бюджетов (при анализе прошлых бюджетов – как в случае их результативности, так и в обратном смысле возможно выявление недостатков планирования и их исключение в будущем);

позволяет открыть новые возможности использования ресурсов;

способствует развитию процессов взаимосвязей;

носит объяснительный характер для сотрудников низших звеньев об их месте и роли на предприятии;

помогает сотрудникам, поступившим на работу недавно, понять ситуацию на предприятии, тем самым помогая адаптации их в коллективе;

является инструментом сравнения желаемых и фактических результатов.

Недостатки:

различное восприятие бюджетов разными людьми (бюджеты не всегда могут решить повседневные вопросы, так как не всегда охватывают весь круг проблем и не всегда учитывают факторы, имеющие влияние на деятельность компании);

сложность, которая заключается в необходимости найма отдельного специализированного кадрового состава либо обучения старых сотрудников, приобретения дорогостоящих программ и т. д.;

в случае отсутствия информации у сотрудников низших звеньев об утвержденном бюджете складывается ситуация, когда функция бюджета по мотивации персонала не выполняется. Кроме того, бюджет начинает восприниматься как средство оценки действий и работы сотрудников и выявления ошибок и недочетов в их работе;

бюджет представляет собой детальное отражение целей предприятий, поставленных руководством либо собственниками компании;

противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: вследствие несложного выполнения задач, установленных бюджетом, мотивирующая функция его утрачивает свое значение, в том же случае, когда возникают трудности в достижении запланированных целей, утрачивается вера, а следовательно, падает эффективность труда.

Составление бюджетов преследует цели:

1. обоснование процессов планирования и принятия управленческих решений на предприятии;

2. оценка всех аспектов финансовой состоятельности предприятия;

3. создание возможности для оценки инвестиционной привлекательности отдельных сфер хозяйственной деятельности предприятия;

4. проведение постоянного мониторинга финансовой эффективности отдельных видов хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений;

5. контроль за изменением финансовой ситуации на предприятии.

Бюджеты в широком смысле подразделяются на 2 основных вида: текущие (операционные) бюджеты, отражающие текущую (производственную) деятельность предприятия, и финансовый бюджет, представляющий собой прогноз финансовой отчетности. В зависимости от поставленных задач различают также бюджеты: а) генеральные и частные; б) гибкие и статические. Генеральный бюджет – бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия. Генеральный бюджет состоит из 2 частей – операционного и финансового бюджетов.

. 1. Операционный бюджет. Отражает плановые цифры доходов и расходов организации. Операционный бюджет включает:

бюджет продаж. План продаж определяется на основе исследований отдела маркетинга. Бюджет продаж является отправной точкой всего процесса подготовки бюджета. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями. Данный бюджет оказывает воздействие на составление других бюджетов;

бюджет коммерческих расходов. Планируются расходы, связанные со сбытом продукции. За разработку и исполнение бюджета несет ответственность отдел продаж;

производственный бюджет. Производственный график разрабатывается на основании данных о наличии готовой продукции на начало периода и желаемого остатка готовой продукции на конец планируемого периода, а также данных о количестве единиц продаж;

бюджет закупки. В данном бюджете определяются сроки закупки, виды и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которые необходимо приобрести для осуществления производственных планов. Умножая количество единиц материалов на планируемые закупочные цены материалов, получаем бюджет закупки материалов;

бюджет трудовых затрат. Бюджет определяет необходимое рабочее время, требуемое для выполнения запланированного объема производства;

бюджет общепроизводственных расходов. В данном бюджете отражают плановые цифры производственных затрат, кроме прямых затрат материалов и прямых затрат труда;

бюджет общих и административных расходов. План затрат, необходимых для осуществления деятельности в целом по организации;

прогнозный отчет о прибылях и убытках. На основании данных о предполагаемых доходах и себестоимости продукции, а также сумм коммерческих затрат и административных расходов составляется прогнозный отчет о прибылях и убытках.

2. Финансовый бюджет. В данном бюджете отражаются плановые данные по источникам финансовых средств и их использовании. Финансовый бюджет включает:

бюджет капитальных расходов. Отражает суммы средств, необходимые для капиталовложений организации;

бюджет денежных средств. Бюджет представляет план поступления денежных средств и ожидаемые платежи и выплаты;

прогнозный отчет о финансовом положении. Итогом всего процесса составления главного бюджета является прогнозный бухгалтерский баланс, на основании которого принимается решение об утверждении главного бюджета организации.

Наши рекомендации