Стратегия научно-технического сотрудничества

В технологической политике многих МНК в последнее время произошли значи­тельные изменения. Это связано с двумя противоположными тенденциями тех­нологического развития. С одной стороны, региональная экономическая интегра­ция в сочетании со сближением стандартов и потребительских предпочтений создает условия в ряде отраслей для эффективного стратегического управления МНК на основе централизованного контроля и собственных филиалов. С другой стороны, существуют многочисленные примеры фирм и отраслей, где стратегия сотрудничества оказывается более эффективной. Этому способствуют эконо­мический национализм, протекционизм, различия местных культур и стандартов и другие факторы.

В связи с этим возможны две модели МНК. Согласно первой, это закрытая административная система, переступающая через национальные границы; другая рассматривает МНК как участника многих открытых и меняющихся коалиций, каждая из которых имеет конкретные стратегические задачи. Соответственно пере­дача технологий может осуществляться как в результате разового приобретения технологии, принадлежащей другой фирме, так и в рамках научно-технического сотрудничества нескольких фирм. В последнее времястратегия сотрудничества превращается в важную составляющую корпоративной стратегии, одно из направ­лений конкурентной стратегии фирм, потеснившее такие традиционные направле­ния, как стратегии диверсификации, прямых иностранных инвестиций и поглоще­ний.

Международное научно-техническое сотрудничество — это форма отношений, которая предполагает взаимодействие фирм двух или нескольких стран при прове­дении научно-технической деятельности. Наиболее перспективной формой органи­зации международного научно-технического сотрудничества сегодня является со­здание стратегических альянсов между фирмами разных стран для совместного решения научно-технических проблем. В рамках стратегических альянсов обеспечи­вается следующее взаимодействие между фирмами;

• совместное проведение НИОКР;

• взаимный обмен научными достижениями;

• взаимный обмен производственным опытом;

• подготовка квалифицированных кадров.

В последние два десятилетия резко усилилась тенденция образования стратеги­ческих альянсов, особенно за счет объединения в альянсы компаний в таких высо­котехнологичных отраслях, как фармацевтика, телекоммуникации, гражданская авиация, производство полупроводников и т. п.

Мотивами, подталкивающими компании к созданию стратегических альянсов, являются следующие обстоятельства:

• быстрое развитие технологий и сокращение жизненного цикла товаров и тех­нологических процессов и соответственно сокращение времени на проведе­ние НИОКР;

• возрастающая стоимость исследований в высокотехнологичных отраслях и соответственно распределение расходов между фирмами на проведение со­вместных НИОКР;

• получение доступа к научно-техническим достижениям партнера по альянсу;

• распределение риска неудачи при проведении совместных НИОКР.

ПЛАНИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ НИОКР

Технологическую позицию фирмы во многом определяет правильное решение стратегических задач. В планировании международных НИОКР центр тяжести лежит на решении следующих типов задач:

• размещение научно-исследовательских подразделений;

• решение о том, разрабатывать ли самим продукт (соответственно техноло­гию) или закупать;

• выбор будущего направления исследований;

• размещение людских и финансовых ресурсов в различных странах.

МОДЕЛИ РАЗМЕЩЕНИЯ НИОКР

Определение места размещения научно-исследовательских подразделений особен­но важно, так как перемещение подобной организации из одной географической точки в другую затруднено и выбор носит явно стратегический характер. Естествен­но, место расположения выбирается таким образом, чтобы фирма могла максималь­но использовать преимущества специализации и местные условия. Решение прини­мается на основе таких критериев, как близость к подразделениям, выполняющим функции снабжения, производства и сбыта, а также потенциальным клиентам. Учи­тывается также наличие местных ресурсов (квалифицированный персонал, капи­тал) и необходимость минимально допустимого размера исследовательского под­разделения, чтобы постоянные издержки не были бы чересчур велики. Для выбора места расположения исследовательских подразделений разработа­ны различные модели: технологическая кривая, матрица технологического портфе­ля, модифицированная модель конкуренции М. Портера и т. п.

Наши рекомендации