Конкурентоспособность продукции
Лабораторный практикум
по дисциплине «МАРКЕТИНГ»
Калуга, 2016
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
Оценка конкурентоспособности инновационного продукта
Цель работы:закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении курса «Маркетинг в инновационной сфере» и формирование навыков оценки маркетинговых мероприятий, определяющих конкурентоспособность инновации, с расчетом показателей конкурентоспособности инновационного продукта.
Краткие теоретические сведения
Рассмотрим факторы (критерии), которые определяют отдельно конкурентоспособность организации и конкурентоспособность продукции.
Конкурентоспособность предприятия
Многие исследователи предлагают при разработке стратегии организации (компании) на основе анализа отрасли и конкуренции выявлять ключевые факторы ее успеха (КФУ), в том числе такие, как:
• качество и характеристики продукции:
• репутация (имидж);
• производственные мощности;
• использование технологий;
• дилерская сеть и возможности распространения;
• инновационные возможности;
• финансовые ресурсы;
• издержки по сравнению с конкурентами;
• обслуживание клиентов.
Считается, что при разработке стратегических перспектив руководство организации (компании) должно во главу угла ставить ключевые компетенции, которые определяются конкурентными преимуществами, универсальностью (конкурентное преимущество в различных ситуациях) и сложностью дублирования.
На вопрос, что делает организацию конкурентоспособной, эксперты отвечают: «во-первых, ресурсы (потенциал), во-вторых, умение продуктивно их использовать».
Группировку возможных критериев конкурентоспособности организации можно осуществлять по отдельным элементам комплекса маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта на рынок или маркетинговые коммуникации), а также учитывая деловую активность и эффективность деятельности. Либо по направлениям деятельности внутри организации:
- эффективность ее производственной деятельности;
- финансовое положение;
- эффективность организации сбыта;
- эффективность продвижения продукции на рынке;
- конкурентоспособность продукции.
Конкурентоспособность организации определяется совокупностью факторов, характеризующих результативность ее деятельности на рынке, атрибуты качества продукции и эффективность маркетинговой деятельности.
В определенной степени конкурентоспособность фирмы определяется качеством выпускаемых ею товаров. При этом сравнивается конкретный товар данной фирмы с аналогичным, произведенным фирмой-конкурентом.
Конкурентоспособность продукции
В определении конкурентоспособности продукции хорошо зарекомендовавшим себя на практике и используемым в работе является подход, основанный на использовании двух критериев:
- полезного эффекта от потребления продукции,
- цены потребления.
Полезный эффект продукции характеризует фактическую способность продукции удовлетворять конкретную потребность пользователя. В качестве полезного эффекта продукции часто используются комплексные показатели ее качества.
Также на конкретных примерах доказано следующее:
1) при некоторых ограничениях доля рынка, занимаемая продукцией, функционально зависит от ее конкурентоспособности;
2) конкурентоспособность продукции связана с получаемой прибылью от продаж этой продукции;
3) качество продукции является главным конкурентообразующим фактором.
Конкурентоспособность продукции определяется совокупностью факторов, определяющих ее качество, цену, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта.
Итоговым критерием оценки конкурентоспособности как продукции, так и организации можно считать долю рынка, занимаемую данной продукцией (данной организацией), и связанные с ней показатели.