Тема 1. Экономическая информация в банках. Роль и место АИТ в банках
Учебно-методические материалы
Автор-составитель:
К.т.н., с.н.с., профессор АРП Харьков В.П.
Москва 2010
Введение. 3
Тема 1. Экономическая информация в банках. Роль и место АИТ в банках. 6
1.1. Основные понятия банковского дела. 6
1.2. Организационная структура банка и банковский документооборот. 10
Тема 2. Технология, средства и методы обработки экономической информации в банках. 19
2.1. Особенности информационного обеспечения автоматизированных банковских технологий. 19
2.2. Программно-аппаратные средства реализации АИТ в банках. 21
2.3. Электронные сети в банковской деятельности. 24
2.4. Финансовые расчеты с помощью электронных таблиц: 26
Тема 3. Электронные новации в банковском бизнесе. 50
3.1.Системы «виртуальных» платежей. Пластиковые карточки. 50
3.2.Банки в интерактивном бизнесе. Удаленное обслуживание клиентов. 52
Тема 4. Автоматизированные информационные системы в банках. 53
4.1. Современное состояние автоматизированных банковских систем. 53
4.2. Банковские информационные системы и требования к ним. 54
4.3. Функциональные задачи и модули банковских систем. 55
4.4. Безопасность банковских электронных систем. 59
Тема 5. Система «АиТ – Управление персоналом». 60
Глоссарий. 65
Вопросы для самоконтроля и проверки. 69
Список литературы. 70
Введение.
Широкая информатизация всех сфер жизнедеятельности общества принципиально изменяет роль информационных технологий в социальном и экономическом развитии страны.
Коммерческие банки играют большую роль в обществе. Основное действие коммерческих банков – это аккумулирование денежных средств с последующим размещением их в виде кредитов и инвестиций. Так как от совершенствования автоматизации банковских систем и технологий зависит устойчивая работа банка, то большие денежные средства вкладываются в усовершенствование информационных технологий и разработку программ. Применение прогрессивных компьютерных технологий позволяет существенно сократить время на обслуживания клиентов. С развитием новых технических и программных средств банки нуждаются в постоянном обновлении парка компьютеров и серверов. Большое развитие получили технологии связанные с пластиковыми картами и обслуживанием клиентов через Интернет. Операции с пластиковой картой занимают у клиента меньше времени, и обеспечивает большую сохранность сбережений клиента.
С развитием интернет-технологий появилась возможность обслуживать клиентов, как частных, так и корпоративных через специальные программы. Большое распространение получили продукты “Western Union” и “Swift”. C помощью “Western Union” появилась возможность получать деньги в практически любой точке мира.
А с помощью “Swiftа” появилась возможность обмениваться платежами и деньгами с другими банками.
Из информационных технологий очень перспективной и интересной стала технология автоматического и ручного управления техническими средствами с рабочего места технического администратора. Она позволяет с рабочего места проследить за состоянием технических средств: серверов, рабочих станций, линий коммуникаций и т.д.
Большое распространение получили: система защиты информации и система криптографической защиты файлов. Также существует много разных технологий, которые находятся в процессе производства. Можно с уверенностью сказать, что банки являются одним из основных двигателей производства и развития компьютерных информационных технологий.
В таких условиях особенное значение приобретают проблемы подготовки квалифицированных специалистов в области финансов, способных работать в условиях развитой информатизации – насыщения сферы банковской деятельности возрастающими потоками информации и управления ими.
Студент, завершивший подготовку по курсу «Автоматизированные информационные технологии в банках», должен:
· Знать:
Ø структуру и состав информационной банковской системы;
Ø основы компьютерных технологий в банковской сфере;
Ø характеристику и назначение программных и технических средств банковских информационных систем;
Ø назначение и организацию электронных банковских услуг.
· Уметь решать задачи банковской деятельности с использованием электронных таблиц.
· Обладать навыками обработки банковской информации с помощью специализированных компьютерных программ.
Автор выражает искреннюю признательность заведующему кафедрой «Финансы и кредит» Национального института бизнеса, к.э.н., профессору Ольшаному А.И. за весьма полезные советы по содержанию настоящего пособия.
Тематический план.
№ | Наименование тем | Всего час. | Лекции | Семинары |
Экономическая информация в банках и ее обработка. Роль и место АИТ в банках. Ø Основные понятия банковского дела; Ø Организационная структура банка; Ø Основные понятия информационных технологий; Ø Новые виды банковских услуг, | ||||
Технология, средства и методы обработки экономической информации в банках: Ø Программно-аппаратные средства реализации АИТ в банках; Ø Финансово-экономические расчеты с помощью электронных таблиц. | ||||
Электронные новации в банковском бизнесе: Ø Системы «виртуальных» платежей; Ø Банки в интерактивном бизнесе. | ||||
Автоматизированные информационные системы в банковской деятельности: Ø Классификация банковских информационных систем; Ø Функциональные модули банковских систем. | ||||
Итого: |
Тема 1. Экономическая информация в банках. Роль и место АИТ в банках.
Основные понятия банковского дела.
Понятия, рассмотренные в данном разделе, изучаются в специальных курсах (банковское дело, бухгалтерский учет в банках и др.) и приведены в кратком виде для справки.
Современный коммерческий банк – это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.
Принципы работы банка:
Ø Работа в пределах реально имеющихся ресурсов;
Ø Экономическая самостоятельность;
Ø Рыночные отношения с клиентом;
Ø Регулирование их деятельности может быть только косвенным.
Банковские услуги:
Ø Валютный обмен;
Ø Учет коммерческих векселей и предоставление кредитов предприятиям;
Ø Сберегательные вклады;
Ø Хранение ценностей;
Ø Расчетно-кассовое обслуживание;
Ø Финансовое консультирование;
Ø Лизинг оборудования;
Ø Операции с ценными бумагами;
Ø Трастовые (доверительные) услуги.
Рис. 1.1. Две стороны деятельности банка.
Ликвидность банка – способность своевременно погашать свои обязательства. Она достигается с помощью «золотого банковского правила» – требования и обязательства должны соответствовать друг другу по суммам и срокам. Для управления ликвидностью наиболее эффективен метод распределения активов(см. рис.1.2).
Рис.1.2. Соотношение активов и пассивов банка.
| ||||
|
Рис.1.3. Формирование прибыли коммерческого банка.
Таблица 1.1. Структура Плана бухгалтерских счетов банка РФ.
Раздел | Наименование счета |
Капитал и фонды | |
Денежные средства и драгоценные металлы | |
Ø Межбанковские операции: Ø Межбанковские расчеты Ø Межбанковские кредиты и депозиты | |
Операции с клиентами: Ø Средства на счетах Ø Депозиты Ø Прочие привлеченные средства Ø Кредиты предоставленные Ø Прочие размещенные средства Ø Прочие активы и пассивы | |
Операции с ценными бумагами: Ø Вложения в долговые обязательства Ø Вложения в акции Ø Учтенные векселя Ø Выпущенные банками ценные бумаги Ø | |
Средства и имущество: Ø Участие в УК других фирм Ø Расчеты с дебиторами и кредиторами Ø Имущество банков Ø Доходы и расходы будущих периодов | |
Результаты деятельности: Ø Доходы Ø Расходы Ø Прибыль Ø Убытки | |
Б. | Счета доверительного управления |
В. | Внебалансовые счета |
Г. | Срочные операции |
Д. | Счета депо |
Банковская система – множество элементов с отношениями и связями, образующими единое целое. Эта взаимосвязь проявляется в осуществлении межбанковских расчетов, когда банк по поручению клиентов осуществляет платежи и расчеты через:
Ø расчетную сеть Банка России;
Ø банки-корреспонденты, расчеты через которые осуществляются на основании заключенных между ними договоров;
Ø банки, уполномоченные на ведение определенного вида счетов и осуществление платежей;
Ø клиринговые центры – небанковские кредитные организации, осуществляющие расчетные операции.
Функции государственного Центрального Банка России:
Ø Эмиссионный банк;
Ø Банк правительства: исполнение бюджета и управления государственным долгом;
Ø Банк банков: расчетный центр, кредитор последней инстанции;
Ø Проводник денежно-кредитной и валютной политики;
Ø Орган надзора за банками и финансовыми рынками.