Предмет и понятие бюджетного права. понятие и принципы бюджетного процесса
Бюджетное право – основной раздел ФП, регулирующий систему отношений РБ, АТЕ и органов представительной и исполнительной власти, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием гос. денежных фондов.
Предмет БП – Отношения складывающиеся в процессе образования, распределения и использования бюджетов, возникают в процессе распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, закрепления прав в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении.
Бюджетный процесс – регламентированная Конст. РБ, актами Президента РБ, и другими нормативными актами дея-ть гос. органов по составлению, утверждению и исполнению бюджетов.
Принципы:
1.П. ежегодности – бюджет принимается сроком на один год.
2.П. специализации бюджетных показателей – бюджеты все уровней составляются в соответствии с единой классификацией РБ.
3.П. разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной власти.
4.П. целевого характера распределения и перераспределения бюджетных средств –распределяется по конкретным адресатам и должны использоваться ими на указанные распорядителями конкретные цели.
5.П. эффективности и экономности использования бюджетных средств.
СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА
В бюджетном праве можно выделить общую и особенную части. К общей части относятся нормы бюджетного права, закрепляющие:
- экономическо-правовую природу бюджета;
- предмет и понятие бюджетного права;
- место БП в системе ФП, его связь с др. отраслями права;
- систему БП; - источники БП;
- бюджетное устройство РБ;
- состав доходов и расходов бюджета;
- принципы и порядок распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы;
- бюджетное права республики и органов местного самоуправления;
- бюджетный процесс; - вопросы бюджетного контроля;
- разграничение полномочий между представительной и исполнительной властью по участию в бюджетном процессе.
Особенная часть состоит из нескольких разделов:
- Правовое регулирование бюджетных доходов;
- Правовое регулирование бюджетных расходов;
- Правовое регулирование дефицита бюджета;
- Правовой режим целевых фондов;
- Порядок сметно-бюджетного финансирования.
Таким образом, систему бюджетного права РБ можно определить как структуру с присущими ей внутреннем состоянием, объединением, расположением бюджетно-правовых норм в логической последовательности.
Логичность в вопросах системы бюджетного права - обязательное условие бюджетного законодательства, которое обязано соответствовать предъявленным ему требованиям. В работе над бюджетным законодательством необходимое четкое определение материальных и процессуальных норм, закрепление бюджетных прав и обязанностей, а также норм статуса субъектов бюджетных правонарушений.
Источники бюджетного права – это правовые акты органов представительной и исполнительной власти всех уровней, регулирующие отношения по поводу формирования и использования бюджетных средств.
Правовая основа бюджетного законодательства:
- Конституция, она определяет основы;
- Указы, декреты президента;
- Ежегодный закон «О бюджете»;
- Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь»;
- Закон «О бюджетной классификации»
Большую часть источников бюджетного права составляют нормативные акты министерства финансов.
Источники бюджетного права РБ - правовые акты органов представительной и исполнительной власти, регулирующие отношения по поводу формирования и использования бюджетных средств.