Ее место в структуре управления организацией

6.1. Особенности построения учетного процесса как основы формирования структуры службы бухгалтерского дела.

6.2. Формирование бухгалтерской службы на ос­нове функционального и предметного разделения труда.

6.3. Функции отделов и звеньев бухгалтерской службы.

6.1. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕТНОГО ПРОЦЕССА

КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ СЛУЖБЫ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА

Бухгалтерский учет должен вестись всеми органи­зациями, находящимися на территории РФ, а также фи­лиалами и представительствами иностранных органи­заций, если иное не предусмотрено международными до­говорами РФ.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете руко­водитель несет ответственность:

- за организацию бухгалтерского учета в возглавляе­мой им организации;

- за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций.

Так, руководитель организации обязан создать необ­ходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и службами, работника­ми организации, имеющими отношение к учету, требова­ний главного бухгалтера или бухгалтера, выполняющего его функции в организации, по вопросам оформления и представления для учета необходимых документов и све­дений.

Поскольку ответственность за ведение бухгалтерского учета Закон о бухгалтерском учете возлагает на главного бухгалтера (бухгалтера), то целесообразно, чтобы приказ по учетной политике организации и другие документы в обязательном порядке визировались главным бухгалтером (бухгалтером) организации или иным лицом, которому в соответствии с действующими нормами цоручено ведение учета в организации.

Кроме того, руководитель организации несет юриди­ческую ответственность за соблюдение законов, федераль­ных законов, федеральных конституционных законов, ука­зов Президента РФ, правовых актов Правительства РФ и других нормативных правовых актов.

Руководитель организации самостоятельно может оп­ределить (в зависимости от объема учетной работы) орга­низационную систему бухгалтерского учета в соответству­ющей организации:

- учредить бухгалтерскую службу как структурное под­разделение, возглавляемое главный бухгалтером;

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерс­кого учета централизованной бухгалтерии, специализи­рованной организации или бухгалтеру-специалисту;

- вести бухгалтерский учет лично.

Отнесение вопроса о форме организации ведения бух­галтерского учета к компетенции руководителя организа­ции означает, что учредители, акционеры или другие уча­стники соответствующего юридического лица, а также соб­ственник имущества организации, не вправе своими реше­ниями непосредственно определять форму организации учетной работы.

Учреждение бухгалтерской службы как структурного подразделения организации производится на основании соответствующего приказа или распоряжения руководи­теля организации. В связи с этим в нем должны быть так­же предусмотрены соответствующие изменения и дополне­ния, вносимые в штатное расписание организации.

При наличии более двух бухгалтеров бухгалтерская служба должна оформляться как структурное подразделе­ние организации, возглавляемое главным бухгалтером, который и осуществляет руководство бухгалтерией.

Бухгалтерская служба как структурное подразделение соответствующей организации не обладает правами юри­дического лица.

В приказе (распоряжении) руководителя об учреждении бухгалтерской службы целесообразно утвердить Положение о бухгалтерской блужбе (бухгалтерии), а также должност­ные (служебные) инструкции работников бухгалтерии.

При вступлении в должность главному бухгалтеру в первую очередь необходимо ознакомиться с Положением о бухгалтерской службе, а при его отсутствии - составить данный документ. Он должен включать следующие разде­лы: общие положения; цели, задачи бухгалтерии; функ­ции бухгалтерии; права и обязанности работников; взаи­моотношения с другими структурными подразделениями организации; организация работы (образец 3).

Образец 3 Положение о бухгалтерской службе предприятия 1. Общие положения 1.1. За организацию финансовой работы и бухгалтерского учета в организации отвечает руководитель данной организаций. Для ведения в организации финансовой работы и учета (статистического, оперативного и бухгалтерского) органи­зуется бухгалтерия в виде самостоятельного специализированного структурного подразделения, которое входит в состав управления. Бухгалтерская служба состоит из бухгалтерии. В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» руководитель организации назначает главного бухгалтера, который непосредственно подчиняется ему. 1.2. Руководитель контролирует выполнение требований бухгалтера по предоставлению всеми службами и подразде­лениями, имеющими отношение к учету документов и сведе­ний, оформленных надлежащим образом. 1.3. Руководитель организации утверждает разработан­ные специалистами сметы, бюджеты, утверждает после согла­сования с привлечением соответствующих специалистов учет­ную политику, разрабатываемую главным бухгалтером, утвер­ждает план документооборота, внутренние предписания (ин­струкции) по ведению бухучета, инвентаризаций, составлению и анализу внутренней бухгалтерской и внешней финансовой отчетности. 1.4. В своей повседневной деятельности бухгалтерская служба руководствуется законами, указами, положениями, ин­струкциями и рекомендациями высших органов государственной власти РФ по вопросам учета, а также решениями мест­ных органов власти и внутренними распоряжениями руково­дителя организации при соблюдения приоритета законода­тельных актов. 1.5. Подразделения и службы организации несут полную ответственность за законность совершаемых операций и пра­вильность оформления. Они обязаны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые для бухучета и контроля доку­менты (приказы, постановления, распоряжения), а также до­говоры, соглашения, сметы, нормативы и другие материалы. За несвоевременное недоброкачественное оформление и со­ставление этих документов, задержку передачи их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за недостоверность содер­жащихся в документах данных, а также за составление доку­ментов, отражающих незаконные операции, ответственность несут должностные лица, составившие и подписавшие эти документы. Списки должностных лиц, на которых возлагается обязанность составления первичных документов, и которым предоставляется право их подписи, согласовываются с глав­ным бухгалтером. 2. Основные задачи, стоящие перед бухгалтерской службой организации Организация планирования, учета и анализа финансо­во-хозяйственной деятельности предприятия; Подготовка и обоснование инвестиционных проектов и сметно-технояогических расчетов, обеспечение финансовыми ресурсами производственно-хозяйственной деятельности; Разработка производственных программ, выполнение совместно с заинтересованными службами анализа хозяйствен­ной деятельности; Обеспечение действующих условий оплаты труда в органи­зации и разработка предложений по их совершенствованию; Осуществление контроля над сохранностью собственнос­ти, правильным расходованием денежных средств и матери­альных ценностей; Осуществление принятой в организации методологии учета, составление сводных бухгалтерских и статистических отчетов; Осуществление учета всех операций, связанных с движе­нием финансовых средств, имущества предприятия и его обя­зательств перед контрагентами при обеспечении основной де­ятельности предприятия. 3. Функции бухгалтерской службы Функции бухгалтерской службы выражаются через долж­ностные инструкции работников бухгалтерии: Ведение системного (в хронологическом порядке) учета, наличия и движения собственного имущества; производствен­но-сырьевых запасов; хозяйственных операций для всех ви­дов деятельности, предусмотренных Уставом с исчислением затрат в пределах смет, расчетов с поставщиками за ТМЦ и услуги, с заказчиками за выполненные работы, с покупателя­ми за отпущенные ТМЦ, с налоговыми и другими организаци­ями по отчетностям и взносам; Участие в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждения с целью выявления внутрихозяй­ственных резервов, ликвидации потерь и непроизводитель­ных расходов; Составление всех видов периодической отчетности с за­щитой ее в соответствующих инстанциях; Исполнение смет расходов, составление отчетных кальку­ляций и бухгалтерской отчетности; Организация расчетов по зарплате и другим моментам с сотрудниками предприятия; Обеспечение документального отражения на счетах бух­галтерского учета операций, связанных с движением денеж­ных средств, начислением и перечислением налогов и других платежей; Осуществление контроля над своевременным проведени­ем инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей и расчетов; Принятие мер к предупреждению недостач, растрат и дру­гих нарушений и злоупотреблений; Применение в утвержденных в установленном порядке ти­повых унифицированных и (и собственных) форм первичной учетной документации, строгое соблюдение порядка оформле­ния этой документации; Осуществление мероприятий по повышению уровня авто­матизации учетно-вычислительных работ; Обеспечение соблюдения кассовой и расчетной дисцип­лины, расходования полученных в учреждениях банков средств по назначению; Обеспечение хранения бухгалтерских документов и бух­галтерского актива; Осуществление контроля за своевременным оформлени­ем приема и расхода наличных денежных средств, ТМЦ, пра­вильным расходованием фондов заработной платы, исчисле­нием и выдачей всех видов поощрений, соблюдением штатной дисциплины, должностных окладов, смет расходов; Решение других вопросов по указанию руководителя и запросам структурных подразделений, связанных с основными функциями учета: а) разработка проектов сводных годовых финансовых пла­нов расходов и платежей в бюджет по предприятию, сводных смет расходов по содержанию организации, а также проекты финансовых планов производственной деятельности структур­ных подразделений; б) разработка нормативов и лимитов по отдельным мо­ментам хозяйственной деятельности с соответствующими рас­тратами и обоснованиями к ним. Согласование их в соответ­ствующих службах предприятия, участие в разработке предложений по социальной защите работников предприятия. 4. Обязанности бухгалтерской службы Представлять руководству предприятия предложения о наложении взысканий на лиц, допускающих систематическое не­доброкачественное оформление и составление документов, не­своевременную передачу их и отражения на счетах бухгалтер­ского учета и отчетности, а также за недостоверность содер­жащихся в документах данных; Осуществлять связь со сторонними организациями по вопросам, входящим в компетенцию бухгалтерской службы; Выполнять неукоснительно все функции, возложенные на бухгалтерскую службу данным положением. 5. Права бухгалтерской службы Требовать от подразделений предприятия материалы (справки, отчеты и т.п.), необходимые для выполнения работы, входящей в компетенцию бухгалтерии; Не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые нарушают действующее законодательство и установленный порядок приема, оприходования, хранения и расходования денежных средств, оборудования, материаль­ных и других ценностей; Указания бухгалтерской службы в пределах функций, пре­дусмотренных настоящим Положением, являются обязательны­ми к руководству и исполнению всеми подразделениями пред­приятия. 6. Ответственность бухгалтерской службы Всю полноту ответственности за качество и своевремен­ность выполнения возложенных настоящим положением на бухгалтерскую службу предприятия задач и функций несет глав­ный бухгалтер. Степень ответственности других работников бухгалтерии устанавливается их должностными инструкциями персонально. 7. Взаимоотношения бухгалтерской службы предприятия с другими подразделениями Взаимоотношения бухгалтерской службы предприятия с другими подразделениями и их служебные связи разрабатываются руководителем организации и составляют: С канцелярией руководителя предприятия (получает копии приказов, распоряжений и служебную корреспонденцию по вопросам финансово-хозяйственной деятельности); С отделом по кадрам предприятия (получает копии приказов по личному составу, табели учета рабочего времени, листки нетрудоспособности и по другим вопросам); С подразделениями (получает первичные документы по расходованию ТМД в производстве, табели учета рабочего времени, наряды и другие документы, служащие основаниями для начисления зарплаты и доплат). 8. Структура бухгалтерской службы 8.1. В зависимости от величины и специализации предприятия, а также объема выполняемых учетных операций могут быть выбраны различные варианты организации бухгалтерской службы на предприятии, причем в зависимости от периодически проходящих организационных изменений на предприятии могут меняться варианты организа­ции бухгалтерской службы, как в целом, так и отдельных ее групп. 8.2. В зависимости от размера предприятия, количества самостоятельных подразделений, видов деятельности и видов услуг, видов функций и операций, количество штатных единиц бухгалтеров может быть различным (от 0,5 единицы до 100 человек). При этом функции бухгалтерского учета могут комбинироваться различными способами при их выполнении конк­ретными работниками. 8.3. Бухгалтерия организации ЗАО ________________________ состоит из следующих функциональных групп: Кассо-банковская группа в составе 1 чел - бухгалтер-кассир - Материальная группа в составе - бухгалтер-экономисты - Расчетная группа в составе – бухгалтер-экономист, гл. бухгалтер - Нормативно-отчетная группа - главный бухгалтер. 8.4 Квалификационный состав каждой группы, должностные инструкции и конвейерная технология обработки бухгалтерских документов от их возникновения до сдачи в архив разрабатываются в момент утверждения Положения об учетной политике. С учетом меняющихся организационно-производственных условий и внедрения средств оргтех­ники и компьютерной технологии общая технология веде­ния бухучета, функции отдельных работников и их квали­фикационный состав могут меняться, с целью приспособ­ления к текущим условиям.

В Положении о бухгалтерской службе могут быть закреплены основные квалификационяые требования к главному бухгалтеру. Например, на должность главного бухгалтера может быть принят специалист с опытом ра­боты в бухгалтерии не менее пяти лет, имеющий высшее экономическое образование и аттестат профессиональ­ного бухгалтера, а также ссютветствуюпщй прочим требованиям.

Рекомендуется также указывать, какие документы подписываются (утверждаются или визируются) работ­никами бухгалтерии, в частности главным бухгалтером.

Взаимодействие бухгалтерии с другими структурны­ми лодразделениями организации определяется движе­нием документов.

Должностные инструкции составляются для каждо­го работника бухгалтерии в целях разграничения пол­номочий работников, определение их прав и обязаннос­тей. Закрепление за работниками участков бухгалтерс­кого учета позволяет избежать дублирования или нео­формления отдельных хозяйственных операций.

В инструкции указывается, какие документы получает работник бухгалтерии для обработки, кому он в дальнейшем передает их, какие документы он имеет пра­во подписывать.

Структура должностной инструкции работника бух­галтерии соответствует Положению о бухгалтерской службе и имеет следующие разделы: общие положения; функции работника; права и обязанности; взаимодей­ствие с другими работниками бухгалтерии и организа­ции; организация работы; правила оценки результатов работы.

Должностная инструкция работника бухгалтерии составляется главным бухгалтером. Готовые проекты должностных инструкций необходимо согласовать с юристом фирмы. И только после этого они утверждают­ся непосредственными руководителями тех лиц, в под­чинении которых находятся работники. После ознаком­ления работника с должностной инструкцией он ставит отметку «Ознакомлен», дату и подпись.

Например, проект должностной инструкции бухгал­тера, работающего с кассой в банком, может выглядеть, как представлено на образце 4.

Текст должностной инструкции рекомендуется выдать бухгалтеру, что также фиксируется надписью «Инструк­ция получена на рукн», затем ставится дата и подпись.

Принятый на работу новый главный бухгалтер име­ет право изменить должностные инструкции в соответ­ствии со своими требованиями. После этого они утверж­даются руководителем организации и доводятся до ра­ботников бухгалтерии.

Образец 4 Должностная инструкция бухгалтера Утверждаю Директор 000 «Актив» 15 апреля 2006 г. 1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность бухгалтера 000 «Ак­тив». 1.2. Режим работы бухгалтера определяется в соответ­ствии с Правилами внутреннего трудового распорядка в организации. 2. Квалификация 2.1. Для выполнения своих должностных обязанностей бух­галтер должен знать: - законодательство по бухгалтерскому и налоговому уче­ту, гражданское и трудовое право; - порядок оформления операций и организацию докумен­тооборота по участкам учета; - методы экономического анализа хозяйственно-финан­совой деятельности предприятия; - порядок ведения кассовых операций и учета операций по расчетным и валютным счетам; - правила проведения инвентаризации. 2.2. Бухгалтер должен владеть компьютером на уровне уверенного пользователя, в том числе программами по бухгалтерскому учету. 3. Обязанности 3.1. В обязанности бухгалтера входит: - выполнение работы на порученном участке бухгалтерс­кого учета; - отражение в первичных документах бухгалтерского уче­та движения денежных средств; - контроль движения денежных средств в кассе и на бан­ковских счетах предприятия; - оформление платежных поручений и своевременное, представление их в банк; - соблюдение трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, требований производственной санитарии и гигиены, требования противопожарной бе­зопасности. 3.2. В случае производственной необходимости прика­зом директора на бухгалтера может быть возложено выполне­ние других обязанностей с указанием срока их исполнения и размера денежной компенсации. 4. Права 4.1. Бухгалтер имеет право: - требовать представления материалов и документов, не­обходимых для выполнения возложенных на него обязаннос­тей; - заказывать служебный автомобиль для поездки в об­служивающий банк. 5. Ответственность 5.1. В соответствии с положениями Трудового кодекса РФ бухгалтер несет ответственность: - за невыполнение своих должностных обязанностей; - за невыполнение приказов, распоряжений и поруче­ний непосредственного руководства и администрации пред­приятия; - за несоблюдение трудовой дисциплины, нарушение Пра­вил внутреннего трудового распорядка, правил противопожар­ной безопасности и техники безопасности, установленных на предприятии; - за умышленную порчу материальных ценностей; - за разглашение сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну. С инструкцией ознакомлен: 16 апреля 2006 г. Смирнов (А.А. Смирнов)  

В штатном расписании должны быть предусмотре­ны следующие данные: общее количество работников бухгалтерии, наименования должностей, система оплаты труда и размер заработной платы.

Главный бухгалтер должен обоснованно определить количество работников бухгалтерии и степень их ква­лификации.

После этого проводится аттестация работников бух­галтерии, по результатам которой работник может быть уволен, переведен на другую должность и др. Кроме этого необходимо решить вопросы взаимозаменяемости сотрудников в случае болезни, отпусков и т.д.

Введение в штат должности бухгалтера производит­ся на основании приказа или распоряжения руководи­теля организации о внесении соответствующих измене­ний в штатное расписание.

В случае передачи на договорных началах ведения бухгалтерского учета и отчетности централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту заключается гражданско-право­вой договор. Наиболее предпочтительным является в данном случае договор возмездного оказания услуг.

Необходимо также иметь в виду, что специфика вза­имоотношений организации с субъектом, которому по­ручено ведение бухгалтерского учета, может вызвать не­обходимость заключения между ними смешанного дого­вора, содержащего отдельные элементы договоров возмез­дного оказания услуг, подряда, поручения и других граж­данско-правовых договоров.

К специализированным организациям, привлекае­мым на договорных началах для ведения бухгалтерского учета, можно отнести организации, уставом которых предусмотрен такой вид деятельности, как ведение бух­галтерского учета. Такими организациями, в частности, могут быть бухгалтерские и аудиторские фирмы.

6.2. ФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ

НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ПРЕДМЕТНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

Обработку документов, рациональное, ведение бух­галтерских записей в учетных регистрах и на их основе составление отчетности обеспечивает подразделение, со­здаваемое практически в любой организации, т.е. бух­галтерия.

Бухгалтерский учет на предприятии имеет свою орга­низационную структуру. Под структурой бухгалтерс­кого аппарата понимается состав и соподчиненность вза­имосвязанных организационных единиц или звеньев бухгалтерии, выполняющих различные функции.

Организация бухгалтерского учета - заранее на­меченная система мероприятий (условий и элементов) по построению бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой предприятия, составляется с учетом специфики работы предприятия, его структуры и други­ми условиями и предпосылками. Организация бухгал­терского учета осуществляется для контроля за рацио­нальным использованием ресурсов и получения более по­ложительного финансового результата.

В зависимости от величины и специализации пред­приятия, а также объема выполняемых учетных опера­ций могут быть выбраны различные варианты организа­ции бухгалтерской службы на предприятии, причем в зависимости от периодически проходящих организаци­онных изменений на предприятии могут меняться вари­анты организации бухгалтерской службы, как в целом, так и отдельных ее групп.

Бухгалтерский учет может быть организован по цен­трализованной, децентрализованной или смешанной форме.

Централизация учета предполагает сосредоточе­ние синтетического и аналитического учета, составле­ние баланса и отчетности в главной бухгалтерии. При этом в подразделениях предприятия осуществляется первичный отчет путем составления первичных доку­ментов по всем хозяйственным операциям. Данные первичных документов формируются в накопительных и группировочных ведомостях, а также в производствен­ных отчетах и отчетах о движении материальных ценностей. Далее документы поступают в главную бухгал­терию, где они проверяются, обрабатываются и их дан­ные заносятся в регистры синтетического и аналити­ческого учета.

Децентрализация учета состоит в том, что в отдель­ных структурных подразделениях организации не толь­ко оформляются первичные документы, но и ведется син­тетический и аналитический учет, составляется отчет­ность организации. Подразделения предоставляют отчетность в главную бухгалтерию, где их сверяют в целом по предприятию.

Частичная децентрализация учета (смешанная форма) заключается в том, что в подразделениях пред­приятия, наряду с документами и сводными производ­ственными отчетами составляют бухгалтерские провод­ки, то есть ведется аналитический учет, производится сводка и группировка учетных данных, но их обобще­ние ограничивается составлением производственных отчетов.

Структура бухгалтерской службы, численность ра­ботников отдельных бухгалтерских подразделений: оп­ределяется внутренними правилами и должностными инструкциями.организации. В зависимости от разме­ра предприятия, количества самостоятельных подраз­делений, видов деятельности и видов услуг, видов функций и операций, количество штатных единиц бухгалтеров может быть различным (от 0,5 единицы до 100 человек).

Должностные обязанности работников учета долж­ны быть перераспределены, исходя из степени их загру­женности, средств и каналов передачи учетных данных. При этом функции бухгалтерского учета могут комби­нироваться различными способами при их выполнении конкретными работниками.

Различают три вида разделения труда учетного пер­сонала: предметный, линейный, функциональный.

Предметный вариант разделения труда предпола­гает распределение документов в соответствии с назва­ниями отделов: расчетный отдел; отдел сбыта; производ­ственный отдел; общий отдел; материальный отдел.

Каждый отдел занимается текущим учетом от нача­ла до конца по группе счетов, исходя из их экономичес­кой однородности. Например, расчетный отдел занима­ется учетом расчетов на счетах 68,69, 70, 73, 76.

Предметный подход распространен на государствен­ных предприятиях, а также средних и крупных акцио­нерных обществах, где за каждым работником закрепляется весь комплекс учетных работ по балансовому сче­ту. Этому подходу присуща специализация работников по отдельным операциям: приемка, обработка докумен­тов, их сводка, запись в учетные регистры. При этом опе­рации по нескольким счетам каждый работник может выполнять отдельно.

Линейный вариант разделения труда наиболее ти­пичен для организации учета в структурных подразделе­ниях предприятия (цехах, производствах). Весь учетный процесс осуществляется так называемыми «учетными группами». Все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.

Функциональный вариант предусматривает специ­ализацию каждого работника на выполнение однород­ных учетных операций. Такой подход в большей степе­ни соответствует современному уровню формирования информационной системы в организациях с высокой сте­пенью применения ЭВМ.

Независимо от организационного строения бухгал­терского аппарата объем обязанностей для каждого бух­галтера должен определяться должностной инструкци­ей. Такой подход повышает персональную ответствен­ность, а следовательно, способствует подготовке каче­ственной и своевременной учетной информации для це­лей управления.

Применение того или иного принципа разделения труда зависит от объема учетных работ. Часто происхо­дит смешанное разделение труда исходя из преимуществ каждого из видов в конкретных условиях работы. Структура бухгалтерии, как правило, такова:

* расчетная группа, работники которой на основе первичных документов выполняют все расчеты по зара­ботной плате и удержаниям из нее, осуществляют конт­роль за использованием фонда оплаты труда, ведут учет расчетов по отчислениям во внебюджетные фонды и др.;

* производственно-калькуляционная группа, работники которой ведут учет затрат на все виды производств, калькулируют фактическую себестоимость выкупаемой продукция и составляют отчетность, определяют состав затрат на незавершенное производство;

* общая группа, работники которой осуществляют учет остальных операций, ведут Главную книгу и состав­ляют бухгалтерскую отчетность.

В крупных организациях выделяется:

* финансовая группа, работники которой ведут учет денежных средств и расчетов с дебиторами и кредитора­ми, юридическими и физическими лицами;

* материальная группа, работники которой ведут учет приобретения материальных ценностей, расчетов с поставщиками материалов, поступления и расходова­ния материалов в разрезе мест их хранения и т. д.

В небольших организациях в материальной группе ведется учет основных средств, материалов и готовой продукции, в крупных - для обработки данных этого участка учета создаются отдельные группы.

6.3. ФУНКЦИИ ОТДЕЛОВ И ЗВЕНЬЕВ БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ

В своей повседневной деятельности бухгалтерская служба руководствуется законами, указами, положени­ями, инструкциями и рекомендациями высших органов государственной власти РФ по вопросам учета, а также решениями местных органов власти и внутренними рас­поряжениями руководителя организации при соблюдении приоритета законодательных актов.

Подразделения и службы организации несут полную ответственность за законность совершаемых операций и правильность оформления. Они обязаны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые для бухучета и контроля документы (приказы, постановления, распо­ряжения), а также договоры, соглашения, сметы, нор­мативы и другие материалы. За несвоевременное недо­брокачественное оформление и составление этих доку­ментов, задержку передачи их отражения в бухгалтерс­ком учете и отчетности, за недостоверность содержащихся в документах данных, а также за составление доку­ментов, отражающих незаконные операции, ответствен­ность несут должностные лица, составившие и подпи­савшие эти документы. Списки должностных лиц, на которых возлагается обязанность составления первич­ных документов, и которым предоставляется право их подписи, согласовываются с главным бухгалтером.

Основные задачи, стоящие перед бухгалтерской служ­бой организации:

* организация планирования, учета и анализа фи­нансово-хозяйственной деятельности предприятия;

* подготовка и обоснование инвестиционных проек­тов и сметно-технологических расчетов, обеспечение финансовыми ресурсами производственно-хозяйствен­ной деятельности;

* разработка производственных программ, выполне­ние совместно с заинтересованными службами анализа хозяйственной деятельности;

* обеспечение действующих условий оплаты труда в организации и разработка предложений по их совершен­ствованию;

* осуществление контроля над сохранностью соб­ственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей;

* осуществление принятой в организации методоло­гии учета, составление сводных бухгалтерских и стати­стических отчетов;

* осуществление учета всех операций, связанных с движением финансовых средств, имущества предприя­тия и его обязательств перед контрагентами при обеспечении основной деятельности предприятия.

Обязанности бухгалтерской службы:

* представлять руководству предприятия предложе­ния о наложение взысканий на лиц, допускающих систе­матическое недоброкачественное оформление и составление документов, несвоевременную передачу их и отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности, а также за недостоверность содержащихся в документах данных;

* осуществлять связь со сторонними организациями по вопросам, входящим в компетенцию бухгалтерской службы;

* выполнять неукоснительно все функции, возло­женные на бухгалтерскую службу.

Аппарат бухгалтерии имеет непосредственное отно­шение ко всем цехам и отделам организации (табл. 4). Он получает от них те или иные данные, необходимые для осуществления учета (документально оформленные совер­шенные хозяйственные операции). Бухгалтерия пред­ставляет систематическую информацию о работе организации и отдельных ее подразделений руководству и сове­ту директоров (правлению) организации.

Таблица 4

Наши рекомендации