Ее место в структуре управления организацией
6.1. Особенности построения учетного процесса как основы формирования структуры службы бухгалтерского дела.
6.2. Формирование бухгалтерской службы на основе функционального и предметного разделения труда.
6.3. Функции отделов и звеньев бухгалтерской службы.
6.1. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕТНОГО ПРОЦЕССА
КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ СЛУЖБЫ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА
Бухгалтерский учет должен вестись всеми организациями, находящимися на территории РФ, а также филиалами и представительствами иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете руководитель несет ответственность:
- за организацию бухгалтерского учета в возглавляемой им организации;
- за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций.
Так, руководитель организации обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и службами, работниками организации, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера или бухгалтера, выполняющего его функции в организации, по вопросам оформления и представления для учета необходимых документов и сведений.
Поскольку ответственность за ведение бухгалтерского учета Закон о бухгалтерском учете возлагает на главного бухгалтера (бухгалтера), то целесообразно, чтобы приказ по учетной политике организации и другие документы в обязательном порядке визировались главным бухгалтером (бухгалтером) организации или иным лицом, которому в соответствии с действующими нормами цоручено ведение учета в организации.
Кроме того, руководитель организации несет юридическую ответственность за соблюдение законов, федеральных законов, федеральных конституционных законов, указов Президента РФ, правовых актов Правительства РФ и других нормативных правовых актов.
Руководитель организации самостоятельно может определить (в зависимости от объема учетной работы) организационную систему бухгалтерского учета в соответствующей организации:
- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главный бухгалтером;
- ввести в штат должность бухгалтера;
- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
- вести бухгалтерский учет лично.
Отнесение вопроса о форме организации ведения бухгалтерского учета к компетенции руководителя организации означает, что учредители, акционеры или другие участники соответствующего юридического лица, а также собственник имущества организации, не вправе своими решениями непосредственно определять форму организации учетной работы.
Учреждение бухгалтерской службы как структурного подразделения организации производится на основании соответствующего приказа или распоряжения руководителя организации. В связи с этим в нем должны быть также предусмотрены соответствующие изменения и дополнения, вносимые в штатное расписание организации.
При наличии более двух бухгалтеров бухгалтерская служба должна оформляться как структурное подразделение организации, возглавляемое главным бухгалтером, который и осуществляет руководство бухгалтерией.
Бухгалтерская служба как структурное подразделение соответствующей организации не обладает правами юридического лица.
В приказе (распоряжении) руководителя об учреждении бухгалтерской службы целесообразно утвердить Положение о бухгалтерской блужбе (бухгалтерии), а также должностные (служебные) инструкции работников бухгалтерии.
При вступлении в должность главному бухгалтеру в первую очередь необходимо ознакомиться с Положением о бухгалтерской службе, а при его отсутствии - составить данный документ. Он должен включать следующие разделы: общие положения; цели, задачи бухгалтерии; функции бухгалтерии; права и обязанности работников; взаимоотношения с другими структурными подразделениями организации; организация работы (образец 3).
Образец 3 Положение о бухгалтерской службе предприятия 1. Общие положения 1.1. За организацию финансовой работы и бухгалтерского учета в организации отвечает руководитель данной организаций. Для ведения в организации финансовой работы и учета (статистического, оперативного и бухгалтерского) организуется бухгалтерия в виде самостоятельного специализированного структурного подразделения, которое входит в состав управления. Бухгалтерская служба состоит из бухгалтерии. В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» руководитель организации назначает главного бухгалтера, который непосредственно подчиняется ему. 1.2. Руководитель контролирует выполнение требований бухгалтера по предоставлению всеми службами и подразделениями, имеющими отношение к учету документов и сведений, оформленных надлежащим образом. 1.3. Руководитель организации утверждает разработанные специалистами сметы, бюджеты, утверждает после согласования с привлечением соответствующих специалистов учетную политику, разрабатываемую главным бухгалтером, утверждает план документооборота, внутренние предписания (инструкции) по ведению бухучета, инвентаризаций, составлению и анализу внутренней бухгалтерской и внешней финансовой отчетности. 1.4. В своей повседневной деятельности бухгалтерская служба руководствуется законами, указами, положениями, инструкциями и рекомендациями высших органов государственной власти РФ по вопросам учета, а также решениями местных органов власти и внутренними распоряжениями руководителя организации при соблюдения приоритета законодательных актов. 1.5. Подразделения и службы организации несут полную ответственность за законность совершаемых операций и правильность оформления. Они обязаны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые для бухучета и контроля документы (приказы, постановления, распоряжения), а также договоры, соглашения, сметы, нормативы и другие материалы. За несвоевременное недоброкачественное оформление и составление этих документов, задержку передачи их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за недостоверность содержащихся в документах данных, а также за составление документов, отражающих незаконные операции, ответственность несут должностные лица, составившие и подписавшие эти документы. Списки должностных лиц, на которых возлагается обязанность составления первичных документов, и которым предоставляется право их подписи, согласовываются с главным бухгалтером. 2. Основные задачи, стоящие перед бухгалтерской службой организации Организация планирования, учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия; Подготовка и обоснование инвестиционных проектов и сметно-технояогических расчетов, обеспечение финансовыми ресурсами производственно-хозяйственной деятельности; Разработка производственных программ, выполнение совместно с заинтересованными службами анализа хозяйственной деятельности; Обеспечение действующих условий оплаты труда в организации и разработка предложений по их совершенствованию; Осуществление контроля над сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей; Осуществление принятой в организации методологии учета, составление сводных бухгалтерских и статистических отчетов; Осуществление учета всех операций, связанных с движением финансовых средств, имущества предприятия и его обязательств перед контрагентами при обеспечении основной деятельности предприятия. 3. Функции бухгалтерской службы Функции бухгалтерской службы выражаются через должностные инструкции работников бухгалтерии: Ведение системного (в хронологическом порядке) учета, наличия и движения собственного имущества; производственно-сырьевых запасов; хозяйственных операций для всех видов деятельности, предусмотренных Уставом с исчислением затрат в пределах смет, расчетов с поставщиками за ТМЦ и услуги, с заказчиками за выполненные работы, с покупателями за отпущенные ТМЦ, с налоговыми и другими организациями по отчетностям и взносам; Участие в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждения с целью выявления внутрихозяйственных резервов, ликвидации потерь и непроизводительных расходов; Составление всех видов периодической отчетности с защитой ее в соответствующих инстанциях; Исполнение смет расходов, составление отчетных калькуляций и бухгалтерской отчетности; Организация расчетов по зарплате и другим моментам с сотрудниками предприятия; Обеспечение документального отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением денежных средств, начислением и перечислением налогов и других платежей; Осуществление контроля над своевременным проведением инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей и расчетов; Принятие мер к предупреждению недостач, растрат и других нарушений и злоупотреблений; Применение в утвержденных в установленном порядке типовых унифицированных и (и собственных) форм первичной учетной документации, строгое соблюдение порядка оформления этой документации; Осуществление мероприятий по повышению уровня автоматизации учетно-вычислительных работ; Обеспечение соблюдения кассовой и расчетной дисциплины, расходования полученных в учреждениях банков средств по назначению; Обеспечение хранения бухгалтерских документов и бухгалтерского актива; Осуществление контроля за своевременным оформлением приема и расхода наличных денежных средств, ТМЦ, правильным расходованием фондов заработной платы, исчислением и выдачей всех видов поощрений, соблюдением штатной дисциплины, должностных окладов, смет расходов; Решение других вопросов по указанию руководителя и запросам структурных подразделений, связанных с основными функциями учета: а) разработка проектов сводных годовых финансовых планов расходов и платежей в бюджет по предприятию, сводных смет расходов по содержанию организации, а также проекты финансовых планов производственной деятельности структурных подразделений; б) разработка нормативов и лимитов по отдельным моментам хозяйственной деятельности с соответствующими растратами и обоснованиями к ним. Согласование их в соответствующих службах предприятия, участие в разработке предложений по социальной защите работников предприятия. 4. Обязанности бухгалтерской службы Представлять руководству предприятия предложения о наложении взысканий на лиц, допускающих систематическое недоброкачественное оформление и составление документов, несвоевременную передачу их и отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности, а также за недостоверность содержащихся в документах данных; Осуществлять связь со сторонними организациями по вопросам, входящим в компетенцию бухгалтерской службы; Выполнять неукоснительно все функции, возложенные на бухгалтерскую службу данным положением. 5. Права бухгалтерской службы Требовать от подразделений предприятия материалы (справки, отчеты и т.п.), необходимые для выполнения работы, входящей в компетенцию бухгалтерии; Не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые нарушают действующее законодательство и установленный порядок приема, оприходования, хранения и расходования денежных средств, оборудования, материальных и других ценностей; Указания бухгалтерской службы в пределах функций, предусмотренных настоящим Положением, являются обязательными к руководству и исполнению всеми подразделениями предприятия. 6. Ответственность бухгалтерской службы Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим положением на бухгалтерскую службу предприятия задач и функций несет главный бухгалтер. Степень ответственности других работников бухгалтерии устанавливается их должностными инструкциями персонально. 7. Взаимоотношения бухгалтерской службы предприятия с другими подразделениями Взаимоотношения бухгалтерской службы предприятия с другими подразделениями и их служебные связи разрабатываются руководителем организации и составляют: С канцелярией руководителя предприятия (получает копии приказов, распоряжений и служебную корреспонденцию по вопросам финансово-хозяйственной деятельности); С отделом по кадрам предприятия (получает копии приказов по личному составу, табели учета рабочего времени, листки нетрудоспособности и по другим вопросам); С подразделениями (получает первичные документы по расходованию ТМД в производстве, табели учета рабочего времени, наряды и другие документы, служащие основаниями для начисления зарплаты и доплат). 8. Структура бухгалтерской службы 8.1. В зависимости от величины и специализации предприятия, а также объема выполняемых учетных операций могут быть выбраны различные варианты организации бухгалтерской службы на предприятии, причем в зависимости от периодически проходящих организационных изменений на предприятии могут меняться варианты организации бухгалтерской службы, как в целом, так и отдельных ее групп. 8.2. В зависимости от размера предприятия, количества самостоятельных подразделений, видов деятельности и видов услуг, видов функций и операций, количество штатных единиц бухгалтеров может быть различным (от 0,5 единицы до 100 человек). При этом функции бухгалтерского учета могут комбинироваться различными способами при их выполнении конкретными работниками. 8.3. Бухгалтерия организации ЗАО ________________________ состоит из следующих функциональных групп: Кассо-банковская группа в составе 1 чел - бухгалтер-кассир - Материальная группа в составе - бухгалтер-экономисты - Расчетная группа в составе – бухгалтер-экономист, гл. бухгалтер - Нормативно-отчетная группа - главный бухгалтер. 8.4 Квалификационный состав каждой группы, должностные инструкции и конвейерная технология обработки бухгалтерских документов от их возникновения до сдачи в архив разрабатываются в момент утверждения Положения об учетной политике. С учетом меняющихся организационно-производственных условий и внедрения средств оргтехники и компьютерной технологии общая технология ведения бухучета, функции отдельных работников и их квалификационный состав могут меняться, с целью приспособления к текущим условиям. |
В Положении о бухгалтерской службе могут быть закреплены основные квалификационяые требования к главному бухгалтеру. Например, на должность главного бухгалтера может быть принят специалист с опытом работы в бухгалтерии не менее пяти лет, имеющий высшее экономическое образование и аттестат профессионального бухгалтера, а также ссютветствуюпщй прочим требованиям.
Рекомендуется также указывать, какие документы подписываются (утверждаются или визируются) работниками бухгалтерии, в частности главным бухгалтером.
Взаимодействие бухгалтерии с другими структурными лодразделениями организации определяется движением документов.
Должностные инструкции составляются для каждого работника бухгалтерии в целях разграничения полномочий работников, определение их прав и обязанностей. Закрепление за работниками участков бухгалтерского учета позволяет избежать дублирования или неоформления отдельных хозяйственных операций.
В инструкции указывается, какие документы получает работник бухгалтерии для обработки, кому он в дальнейшем передает их, какие документы он имеет право подписывать.
Структура должностной инструкции работника бухгалтерии соответствует Положению о бухгалтерской службе и имеет следующие разделы: общие положения; функции работника; права и обязанности; взаимодействие с другими работниками бухгалтерии и организации; организация работы; правила оценки результатов работы.
Должностная инструкция работника бухгалтерии составляется главным бухгалтером. Готовые проекты должностных инструкций необходимо согласовать с юристом фирмы. И только после этого они утверждаются непосредственными руководителями тех лиц, в подчинении которых находятся работники. После ознакомления работника с должностной инструкцией он ставит отметку «Ознакомлен», дату и подпись.
Например, проект должностной инструкции бухгалтера, работающего с кассой в банком, может выглядеть, как представлено на образце 4.
Текст должностной инструкции рекомендуется выдать бухгалтеру, что также фиксируется надписью «Инструкция получена на рукн», затем ставится дата и подпись.
Принятый на работу новый главный бухгалтер имеет право изменить должностные инструкции в соответствии со своими требованиями. После этого они утверждаются руководителем организации и доводятся до работников бухгалтерии.
Образец 4 Должностная инструкция бухгалтера Утверждаю Директор 000 «Актив» 15 апреля 2006 г. 1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность бухгалтера 000 «Актив». 1.2. Режим работы бухгалтера определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка в организации. 2. Квалификация 2.1. Для выполнения своих должностных обязанностей бухгалтер должен знать: - законодательство по бухгалтерскому и налоговому учету, гражданское и трудовое право; - порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета; - методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия; - порядок ведения кассовых операций и учета операций по расчетным и валютным счетам; - правила проведения инвентаризации. 2.2. Бухгалтер должен владеть компьютером на уровне уверенного пользователя, в том числе программами по бухгалтерскому учету. 3. Обязанности 3.1. В обязанности бухгалтера входит: - выполнение работы на порученном участке бухгалтерского учета; - отражение в первичных документах бухгалтерского учета движения денежных средств; - контроль движения денежных средств в кассе и на банковских счетах предприятия; - оформление платежных поручений и своевременное, представление их в банк; - соблюдение трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, требований производственной санитарии и гигиены, требования противопожарной безопасности. 3.2. В случае производственной необходимости приказом директора на бухгалтера может быть возложено выполнение других обязанностей с указанием срока их исполнения и размера денежной компенсации. 4. Права 4.1. Бухгалтер имеет право: - требовать представления материалов и документов, необходимых для выполнения возложенных на него обязанностей; - заказывать служебный автомобиль для поездки в обслуживающий банк. 5. Ответственность 5.1. В соответствии с положениями Трудового кодекса РФ бухгалтер несет ответственность: - за невыполнение своих должностных обязанностей; - за невыполнение приказов, распоряжений и поручений непосредственного руководства и администрации предприятия; - за несоблюдение трудовой дисциплины, нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных на предприятии; - за умышленную порчу материальных ценностей; - за разглашение сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну. С инструкцией ознакомлен: 16 апреля 2006 г. Смирнов (А.А. Смирнов) |
В штатном расписании должны быть предусмотрены следующие данные: общее количество работников бухгалтерии, наименования должностей, система оплаты труда и размер заработной платы.
Главный бухгалтер должен обоснованно определить количество работников бухгалтерии и степень их квалификации.
После этого проводится аттестация работников бухгалтерии, по результатам которой работник может быть уволен, переведен на другую должность и др. Кроме этого необходимо решить вопросы взаимозаменяемости сотрудников в случае болезни, отпусков и т.д.
Введение в штат должности бухгалтера производится на основании приказа или распоряжения руководителя организации о внесении соответствующих изменений в штатное расписание.
В случае передачи на договорных началах ведения бухгалтерского учета и отчетности централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту заключается гражданско-правовой договор. Наиболее предпочтительным является в данном случае договор возмездного оказания услуг.
Необходимо также иметь в виду, что специфика взаимоотношений организации с субъектом, которому поручено ведение бухгалтерского учета, может вызвать необходимость заключения между ними смешанного договора, содержащего отдельные элементы договоров возмездного оказания услуг, подряда, поручения и других гражданско-правовых договоров.
К специализированным организациям, привлекаемым на договорных началах для ведения бухгалтерского учета, можно отнести организации, уставом которых предусмотрен такой вид деятельности, как ведение бухгалтерского учета. Такими организациями, в частности, могут быть бухгалтерские и аудиторские фирмы.
6.2. ФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ
НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ПРЕДМЕТНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА
Обработку документов, рациональное, ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе составление отчетности обеспечивает подразделение, создаваемое практически в любой организации, т.е. бухгалтерия.
Бухгалтерский учет на предприятии имеет свою организационную структуру. Под структурой бухгалтерского аппарата понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц или звеньев бухгалтерии, выполняющих различные функции.
Организация бухгалтерского учета - заранее намеченная система мероприятий (условий и элементов) по построению бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой предприятия, составляется с учетом специфики работы предприятия, его структуры и другими условиями и предпосылками. Организация бухгалтерского учета осуществляется для контроля за рациональным использованием ресурсов и получения более положительного финансового результата.
В зависимости от величины и специализации предприятия, а также объема выполняемых учетных операций могут быть выбраны различные варианты организации бухгалтерской службы на предприятии, причем в зависимости от периодически проходящих организационных изменений на предприятии могут меняться варианты организации бухгалтерской службы, как в целом, так и отдельных ее групп.
Бухгалтерский учет может быть организован по централизованной, децентрализованной или смешанной форме.
Централизация учета предполагает сосредоточение синтетического и аналитического учета, составление баланса и отчетности в главной бухгалтерии. При этом в подразделениях предприятия осуществляется первичный отчет путем составления первичных документов по всем хозяйственным операциям. Данные первичных документов формируются в накопительных и группировочных ведомостях, а также в производственных отчетах и отчетах о движении материальных ценностей. Далее документы поступают в главную бухгалтерию, где они проверяются, обрабатываются и их данные заносятся в регистры синтетического и аналитического учета.
Децентрализация учета состоит в том, что в отдельных структурных подразделениях организации не только оформляются первичные документы, но и ведется синтетический и аналитический учет, составляется отчетность организации. Подразделения предоставляют отчетность в главную бухгалтерию, где их сверяют в целом по предприятию.
Частичная децентрализация учета (смешанная форма) заключается в том, что в подразделениях предприятия, наряду с документами и сводными производственными отчетами составляют бухгалтерские проводки, то есть ведется аналитический учет, производится сводка и группировка учетных данных, но их обобщение ограничивается составлением производственных отчетов.
Структура бухгалтерской службы, численность работников отдельных бухгалтерских подразделений: определяется внутренними правилами и должностными инструкциями.организации. В зависимости от размера предприятия, количества самостоятельных подразделений, видов деятельности и видов услуг, видов функций и операций, количество штатных единиц бухгалтеров может быть различным (от 0,5 единицы до 100 человек).
Должностные обязанности работников учета должны быть перераспределены, исходя из степени их загруженности, средств и каналов передачи учетных данных. При этом функции бухгалтерского учета могут комбинироваться различными способами при их выполнении конкретными работниками.
Различают три вида разделения труда учетного персонала: предметный, линейный, функциональный.
Предметный вариант разделения труда предполагает распределение документов в соответствии с названиями отделов: расчетный отдел; отдел сбыта; производственный отдел; общий отдел; материальный отдел.
Каждый отдел занимается текущим учетом от начала до конца по группе счетов, исходя из их экономической однородности. Например, расчетный отдел занимается учетом расчетов на счетах 68,69, 70, 73, 76.
Предметный подход распространен на государственных предприятиях, а также средних и крупных акционерных обществах, где за каждым работником закрепляется весь комплекс учетных работ по балансовому счету. Этому подходу присуща специализация работников по отдельным операциям: приемка, обработка документов, их сводка, запись в учетные регистры. При этом операции по нескольким счетам каждый работник может выполнять отдельно.
Линейный вариант разделения труда наиболее типичен для организации учета в структурных подразделениях предприятия (цехах, производствах). Весь учетный процесс осуществляется так называемыми «учетными группами». Все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.
Функциональный вариант предусматривает специализацию каждого работника на выполнение однородных учетных операций. Такой подход в большей степени соответствует современному уровню формирования информационной системы в организациях с высокой степенью применения ЭВМ.
Независимо от организационного строения бухгалтерского аппарата объем обязанностей для каждого бухгалтера должен определяться должностной инструкцией. Такой подход повышает персональную ответственность, а следовательно, способствует подготовке качественной и своевременной учетной информации для целей управления.
Применение того или иного принципа разделения труда зависит от объема учетных работ. Часто происходит смешанное разделение труда исходя из преимуществ каждого из видов в конкретных условиях работы. Структура бухгалтерии, как правило, такова:
* расчетная группа, работники которой на основе первичных документов выполняют все расчеты по заработной плате и удержаниям из нее, осуществляют контроль за использованием фонда оплаты труда, ведут учет расчетов по отчислениям во внебюджетные фонды и др.;
* производственно-калькуляционная группа, работники которой ведут учет затрат на все виды производств, калькулируют фактическую себестоимость выкупаемой продукция и составляют отчетность, определяют состав затрат на незавершенное производство;
* общая группа, работники которой осуществляют учет остальных операций, ведут Главную книгу и составляют бухгалтерскую отчетность.
В крупных организациях выделяется:
* финансовая группа, работники которой ведут учет денежных средств и расчетов с дебиторами и кредиторами, юридическими и физическими лицами;
* материальная группа, работники которой ведут учет приобретения материальных ценностей, расчетов с поставщиками материалов, поступления и расходования материалов в разрезе мест их хранения и т. д.
В небольших организациях в материальной группе ведется учет основных средств, материалов и готовой продукции, в крупных - для обработки данных этого участка учета создаются отдельные группы.
6.3. ФУНКЦИИ ОТДЕЛОВ И ЗВЕНЬЕВ БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ
В своей повседневной деятельности бухгалтерская служба руководствуется законами, указами, положениями, инструкциями и рекомендациями высших органов государственной власти РФ по вопросам учета, а также решениями местных органов власти и внутренними распоряжениями руководителя организации при соблюдении приоритета законодательных актов.
Подразделения и службы организации несут полную ответственность за законность совершаемых операций и правильность оформления. Они обязаны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые для бухучета и контроля документы (приказы, постановления, распоряжения), а также договоры, соглашения, сметы, нормативы и другие материалы. За несвоевременное недоброкачественное оформление и составление этих документов, задержку передачи их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за недостоверность содержащихся в документах данных, а также за составление документов, отражающих незаконные операции, ответственность несут должностные лица, составившие и подписавшие эти документы. Списки должностных лиц, на которых возлагается обязанность составления первичных документов, и которым предоставляется право их подписи, согласовываются с главным бухгалтером.
Основные задачи, стоящие перед бухгалтерской службой организации:
* организация планирования, учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
* подготовка и обоснование инвестиционных проектов и сметно-технологических расчетов, обеспечение финансовыми ресурсами производственно-хозяйственной деятельности;
* разработка производственных программ, выполнение совместно с заинтересованными службами анализа хозяйственной деятельности;
* обеспечение действующих условий оплаты труда в организации и разработка предложений по их совершенствованию;
* осуществление контроля над сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей;
* осуществление принятой в организации методологии учета, составление сводных бухгалтерских и статистических отчетов;
* осуществление учета всех операций, связанных с движением финансовых средств, имущества предприятия и его обязательств перед контрагентами при обеспечении основной деятельности предприятия.
Обязанности бухгалтерской службы:
* представлять руководству предприятия предложения о наложение взысканий на лиц, допускающих систематическое недоброкачественное оформление и составление документов, несвоевременную передачу их и отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности, а также за недостоверность содержащихся в документах данных;
* осуществлять связь со сторонними организациями по вопросам, входящим в компетенцию бухгалтерской службы;
* выполнять неукоснительно все функции, возложенные на бухгалтерскую службу.
Аппарат бухгалтерии имеет непосредственное отношение ко всем цехам и отделам организации (табл. 4). Он получает от них те или иные данные, необходимые для осуществления учета (документально оформленные совершенные хозяйственные операции). Бухгалтерия представляет систематическую информацию о работе организации и отдельных ее подразделений руководству и совету директоров (правлению) организации.
Таблица 4