Модель организации местной власти
Англо-Саксонская модель организации местной власти
Континентальная модель организации местной власти
Советская
Российская
1. Англо-саксонская:
a. Относительная самостоятельность местной власти по отношению к центральной. Представительные органы выступают как действующие автономно в пределах предоставленных полномочий;
b. Независимость местной власти от центральной в решении вопросов местного значения;
c. Отсутствие на местах представителей центральной власти, опекающих местную власть;
d. Отсутствие иерархии в системе власти;
e. В основе организации и деятельности местных органов лежит принцип «разрешено лишь то, что прямо разрешено законом»;
f. Многообразие организационных форм организации местного самоуправления;
2. Континентальная:
a. Основная черта данной модели – сочетания прямого государственного управления на местах и местного самоуправления;
b. Французская:
i. Жесткая иерархия и подчиненность нижестоящих вышестоящим;
ii. Наличие системы административного контроля со стороны центральной власти по отношению к местной;
iii. В основе организации и деятельности лежит принцип, в соответствии с которым местным органам разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции других органов;
iv. В рамках данной модели муниципалитеты могут создаваться в рамках административно-территориальных единиц;
c. Германская:
i. Система МС здесь строится в соответствии с АТД субъектов, местное самоуправление осуществляется в общинах и районах (или городах в ранге районов). Основным звеном в этой системе выступает община;
3. Советская – это континентальная модель с определенными особенностями: местные органы – ОГВ, входившие в систему ОГВ; такими органами были только представительные органы;
4. Российская – предусмотрена ныне действующим ФЗ №131. С учетом Конституции РФ и действующего законодательства российская система ближе к англо-саксонской.
6 разновидностей организации местной власти в РФ:
1. Представительный орган и глава МО избираются населением, при этом глава возглавляет местную администрацию;
2. Представительный орган и глава МО избираются населением, при этом глава входит в представительный орган и является его председателем (он входит в представительный орган на началах представительства); администрацией руководит глава администрации по контракту;
3. Представительный орган избирается населением и из своего состава избирает главу МО, который одновременно является председателем представительного органа; администрацию возглавляет глава по контракту;
4. Глава МО избирается населением, как и представительный орган, при этом он одновременно возглавляет и представительный орган, и администрацию (в сельских поселениях);
5. Глава МО избирается населением и возглавляет местную администрацию, представительного органа нет (в поселениях с населением не более 100 человек, обладающих избирательной правосубъектностью), полномочия представительного органа осуществляет сход граждан;
6. Представительный орган состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района и депутатов представительных органов этих поселений, глава МО избирается населением и является председателем представительного органа.
ОМС – избираемые населением или формируемые ПО МО органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Виды органов:
1. В зависимости от способа формирования:
a. Выборные;
b. Создаваемые в ином порядке;
2. По способу функционирования и принятия решений:
a. Единоначальные;
b. Коллегиальные;
3. По степени необходимости:
a. Обязательные;
b. Факультативные;
4. По характеру компетенции:
a. Общей компетенции;
b. Специальной компетенции.
Требования, предъявляемые законодательством к ОМС:
1. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, иные вопросы организации и деятельности данных органов определяются уставами МО;
2. Наименование ОМС устанавливается законами субъектов с учетом исторических, национальных и иных местных традиций;
3. ОМС не входят в систему ОГВ, тем не менее, ОГВ субъекта в соответствии с ФЗ №131 могут участвовать и участвуют в процедуре назначения главы администрации по контракту;
4. ФЗ №131 в статье 34 устанавливает структуру ОМС; в рамках данной структуры выделяется две группы ОМС:
a. Обязательные – во всех МО наличие данных органов является обязательным; к таким органам относятся представительный орган, глава МО и местная администрация;
b. Факультативные – все остальные, наличие этих органов в конкретном МО законодателем не задается;
Любые положения региональных законов, устанавливающие структуру ОМС в рамках конкретного МО, в т.ч. в формах их взаимодействия, а также общую схему муниципальных органов или обязанность создания какого-либо органа, являются недопустимыми и рассматриваются как несоответствующие Конституции РФ.
Из общего правила об обязательности создания ОМС законодатель делает одно исключение: в таких МО как сельские поселения, в которых население, обладающее избирательной правосубъектностью, не превышает 100 человек, представительный орган не создается, а его полномочия осуществляет сход граждан с правами представительного органа.
ОМС в соответствии с уставом МО являются юридическими лицами и, не входя в систему ОГВ, представляют собой самостоятельную форму реализации населением своей власти, поэтому осуществляемая ими деятельность носит властный характер, а принимаемые ими решения являются обязательными для всех субъектов, находящихся на территории МО и могут быть отменены или изменены только самими ОМС либо судом.
Конституционное установление о том, что ОМС не входят в систему ОГВ не означает их функционального обособления. ОМС находятся в системе государственно-властных отношений, само их создание, принципы, способы формирования и важнейшие полномочия определены актами ОГВ, поэтому положение статьи 2 Конституции РФ, так же как и главы 2 Конституции определяют смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и ОМС.
В соответствии с ФЗ №131 местная администрация и представительный орган наделяются правами юридического лица и действуют на основании ФЗ о некоммерческих организациях в качестве учреждений и в таком статусе они подлежат регистрации. Иные ОМС наделяются правами ЮЛ только в том случае, если это предусмотрено уставом МО.
Основанием для государственной регистрации является устав МО и решение о создании ОМС с правами ЮЛ.
Для того, чтобы в соответствии с законом оценить эффективность деятельности ОМС городских округов и муниципальных районов имеется ряд НА, устанавливающих порядок реализации соответствующей нормы ФЗ №131.
В феврале 2009 г. было принято ПП СО «О формировании сводного доклада СО о результатах мониторинга эффективности деятельности ОМС городских округов и муниципальных районов, расположенных на территории СО».
Свердловская область:
94 МО: 5 муниципальных районов (в составе которых 16 сельских и 5 городских поселений), 68 городских округов!