Порядок выполнения задания
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................... 4
Задание № 1. СИСТЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕДПРИЯТИЯ ...................... 6
ЗАДАНИЕ № 2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ МИССИИ
И ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ... 17
ЗАДАНИЕ № 3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ ................................................. 27
ЗАДАНИЕ № 4. SWOT-АНАЛИЗ И РАЗРАБОТКА
СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ .................. 38
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ............................................ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................. 46
ВВЕДЕНИЕ
Стратегический менеджмент – это сложная область управленческой деятельности предприятия, прерогатива его высшего руководства. Решения о перспективах бизнеса предприятия принимаются на основе всестороннего исследования внешнего окружения, внутреннего потенциала предприятия, глубоких проработок целей и стратегий. Будущее неопределенно, и предсказать его достаточно трудно, поэтому возможны различные решения о том, что необходимо предпринять в настоящем ради благополучного будущего.
Несмотря на множество работ, посвященных проблемам стратегического управления, в условиях переходной экономики России стратегическому менеджменту уделяется недостаточно внимания. Сказанное справедливо и для предприятий энергетики, переживающих в настоящее время колоссальные трансформации как организационного, так и экономического плана. Потребность в стратегических разработках в сфере энергетики признается большинством теоретиков и практиков стратегического менеджмента.
Изучая стратегический менеджмент необходимо усвоить теоретические знания и овладеть практическими навыками решения типовых стратегических задач.
Лекционные занятия по дисциплине «Стратегический менеджмент» в объеме 34 часов построены на основе изучения и обобщения современной литературы (отдельные источники представлены в списке рекомендуемой литературы), включают примеры практического характера и дают необходимую начальную теоретическую базу по курсу. Тем не менее глубокое изучение теории стратегического менеджмента требует активной работы с литературой (монографии, учебники и учебные пособия, периодические издания), лекций для этого недостаточно.
Методические основы решения практических задач частично даются студентам на лекциях, но навыки решения задач стратегического менеджмента студенты получают при выполнении расчетно-графической работы и на практических занятиях.
В пособие включены некоторые типовые задачи по курсу «Стратегический менеджмент», которые, по мнению автора, заслуживают пристального внимания:
1) системное моделирование деятельности предприятия (по теме «Научные основы стратегического менеджмента»);
2) формулирование миссии и постановка целей предприятия (по теме «Миссия и цели организации»);
3) анализ внешней и внутренней среды предприятия (по теме «Среда функционирования организации и подходы к ее анализу»);
4) SWOT-анализ и разработка стратегических направлений деятельности предприятия (по темам «Среда функционирования организации и подходы к ее анализу», «Стратегии организации»).
В последние годы объем знаний в области стратегического менеджмента достаточно быстро увеличивается, появляются новые теории, концепции, методы. Поэтому возможны дополнения и изменения структуры практических занятий для обеспечения их адекватности современным практическим задачам.
Стратегический менеджмент – это не только наука, но и искусство, поэтому при решении практических задач приветствуется творческий подход и нестандартное мышление студентов.
Студентам предлагается апробировать решение стратегических задач на примере моделируемого предприятия. Студенты, проходившие производственную практику на III курсе на предприятиях, в качестве прототипа могут рассматривать данные этого предприятия.
Практические занятия предусматривают четкую последовательность решения задач стратегического менеджмента. Однако специфика стратегического менеджмента такова, что может потребоваться корректировка результатов предыдущих заданий в зависимости от результатов последующих.
За работу на практическом занятии и выполнение задания студенту выставляются оценки от 0 до 3 баллов, которые составной частью учитываются в рейтинговой оценке.
ЗАДАНИЕ № 1
СИСТЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ
Руководствуясь основными принципами системного и процессного подходов, провести моделирование деятельности предприятия, на примере которого студент будет решать типовые стратегические задачи.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
1. С учетом основных положений системного подхода провести моделирование деятельности предприятия. При этом требуется основное внимание уделить моделированию внутренней среды предприятия. В частности, следует определить:
v сферу деятельности предприятия: генерирующее (ТЭЦ, КЭС, ГЭС, АЭС, ТГК, ОГК, ГидроОГК), транспортное (предприятия электрических и тепловых сетей), снабженческое (МТС), ремонтное, энергосбытовое, инжиниринговое и пр.),
v масштаб деятельности предприятия (крупное, среднее,
мелкое);
v ассортимент (номенклатуру) и динамику реализации продукции;
v организационную структуру управления (линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная и т.д.);
v численность персонала и основные характеристики кадровой политики (доля административно-управленческого персонала, средний возраст работников, текучесть кадров, уровень образования, средняя заработная плата и проч.);
v финансовое положение предприятия (привести и дать характеристику основным финансовым показателям, показывающим ликвидность, платежеспособность, финансовую устойчивость, деловую активность, прибыльность и рентабельность предприятия);
v состояние инфраструктуры предприятия (величина основных средств, степень изношенности зданий, сооружений, оборудования, оснащенность рабочих мест, уровень используемых технологий и пр.);
v специфические факторы, значимые в деятельности предприятия, выбранного студентом для моделирования.
2. Дать по возможности наиболее полную характеристику составляющих внешней среды предприятия:
v политических, экономических, социальных, технологических, культурных, природных, ресурсных, экологических и иных факторов, определяющих общие условия функционирования предприятия;
v потребителей продукции предприятия (структуру реализации продукции, целевые сегменты потребителей, динамику реализации по целевым сегментам, особенности взаимоотношений с потребителями);
v основных поставщиков (основных и вспомогательных сырья и материалов), особенности взаимоотношений (долгосрочные или разовые договора), структуру поставок сырья и материалов по поставщикам;
v существующих конкурентов предприятия (ассортимент (номенклатура) реализуемой продукции, финансовые возможности, целевые рынки, ценовая политика, методы продвижения товаров на рынок и пр.);
v потенциальных конкурентов предприятия (оценить входные барьеры в рассматриваемую отрасль, вероятность появления новых конкурентов);
v товары-заменители продукции предприятия (оценить, имеются или отсутствуют у предприятия, выбранного для моделирования, товары-заменители продукции (субституты), их характеристики, преимущества и недостатки по сравнению с товарами рассматриваемого предприятия, оценить возможность и условия «переключения» потребителей на товары-заменители).
В процессе моделирования деятельности предприятия рекомендуется достаточно подробно охарактеризовать все выделенные составляющие его деятельности, поскольку от того, насколько полно дана характеристика предприятия, во многом зависит успех решения последующих задач стратегического менеджмента.
3. С учетом основных положений процессного подхода студенты могут выделить основные и дополнительные деловые процессы моделируемого предприятия, определить их «входы» и «выходы», сформировать сеть процессов.