Структура источников финансирования инвестиционных проектов
По видам собственности различают:
· государственные источники финансирования — это бюджетные средства и средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций и другие ресурсы, включая имущество государственной собственности;
· финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов коммерческого и некоммерческого типа, общественных организаций и физических лиц — это прибыль, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми организациями в виде возмещения потерь от стихийных бедствий и аварий, а также привлечение средств, к примеру от продажи акций;
· средства иностранных инвесторов (иностранных государств, международных финансовых и инвестиционных институтов, отдельных предприятий, банков и кредитных учреждений.
По уровням собственников источники финансирования разделяются:
· на государства и субъекты Федерации;
· предприятия.
Государственное финансирование проектов может осуществляться на безвозвратной и возвратной основе, а также основе смешанного инвестирования, включая такие формы, как: финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов; централизованное финансирование (частичное или полное) федеральных инвестиционных программ.
На возвратной основе средства выделяются Министерством финансов РФ в пределах кредитов, выдаваемых Центральным Банком РФ в установленном действующим законодательством порядке. Общий срок пользования выделенными средствами устанавливается в договорах с учетом продолжительности строительства объектов и сроков выхода введенных в действие производств на проектную мощность.
Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются заемщикам (застройщикам) под залог зданий, сооружений, оборудования, объектов незавершенного строительства, материальных ценностей и другого имущества с оформлением соответствующих документов, предусмотренных залоговым законодательством РФ.
На безвозвратной основе государственное финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд, при отсутствии других источников или в порядке государственной поддержки строительства приоритетных объектов производственного назначения при максимальном привлечении собственных, заемных и других средств.
На основе смешанного инвестирования могут осуществляться финансирование и кредитование строительства за счет средств федерального бюджета, собственных средств организаций, предприятий и других юридических лиц с соблюдением пропорций расходования бюджетных ассигнований и собственных средств в течение всего периода строительства объектов.
Надо особо подчеркнуть, что принципиально новой инвестиционной политикой государства является переход от распределения весьма ограниченных бюджетных средств на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе. Это положение касается и частных инвесторов, которым государство может оказать поддержку, если по результатам конкурса их инвестиционный проект признан лучшим. Для реализации данного положения при Министерстве экономики РФ создана специальная Комиссия по инвестиционным конкурсам, организованы рабочая группа и экспертный совет для отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов.
Право на участие в конкурсе на получение государственной поддержки, организуемом Министерством экономики РФ, получают инвестиционные проекты, отвечающие следующим требованиям:
· идея инвестиционного проекта в первую очередь связана с «точкой роста» экономики;
· инвестор на реализацию проекта обязуется выложить не менее 20 % собственных средств (акционерный капитал, прибыль, амортизация);
· срок окупаемости проекта как правило не превышает двух лет;
· инвестиционный проект имеет бизнес-план и заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.
Государственная поддержка реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов Может осуществляться за счет средств федерального бюджета. Необходимые средства выделяются либо на возвратной основе, либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, либо путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора. Государственные гарантии для инвестиционных проектов предоставляются в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной год.
По участию в конкурсе и оказанию государственной поддержки проекты классифицируют по следующим категориям:
· категория А — это проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии защищенности отечественными патентами или аналогичными зарубежными документами;
· категория Б — это проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов;
· категория В — это проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции, имеющей более низкие цены по сравнению с импортируемой;
· категория Г — это проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.
Размер государственной поддержки, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе или на условиях закрепления в государственной части акций создаваемых акционерных обществ, устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать (в процентах от стоимости проекта):
· для проектов категории А — 50 %;
· для проектов категории Б — 40 %;
· для проектов категории В — 30 %;
· для проектов категории Г — 20%.
Решения об оказании государственной поддержки инвестиционных проектов принимаются Комиссией по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики РФ. Размер поддержки в виде государственных гарантий устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать 60 % заемных средств, необходимых для его осуществления.
Следует отметить, что согласно действующему законодательству запрещается использовать инвестиционные ресурсы инвестиционных компаний и фондов, негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний для финансирования инвестиционных проектов.
В соответствии с Федеральным законом об инвестиционной деятельности в РФ, наряду с главным направлением государственной инвестиционной политики -стимулированием частных инвестиций, предусмотрен ряд новых направлений прямого государственного участия в инвестициях посредством финансирования инвестиционных проектов и государственных гарантий по ним за счет федерального бюджета (Бюджета развития РФ). Как правило, в проектах, на финансирование которых выделяются средства из Бюджета развития, собственные средства инвестора должны составлять минимум 20%. При этом финансовая поддержка государства составлять до 40%, что соответствует мировой практике.
Наряду с собственными средствами хозяйствующих субъектов, бюджетным финансированием или государственной поддержкой, существуют такие способы инвестирования проектов, как акционерное финансирование, лизинг, кредитование и ипотека.
Акционерное инвестирование представляет собой вложение денежных средств в акции или облигации и, следовательно, получение дополнительных инвестиционных ресурсов под конкретный проект. Это обеспечивает инвестору участие в уставном капитале предприятия. Акционерное финансирование является альтернативным кредитному финансированию. Различные инструменты фондового рынка составляют по разным источникам в настоящее время 60-80% общего портфеля финансового инвестирования капитала предприятия. При этом ими могут быть:
· долговые ценные бумаги (облигации, депозитные сертификаты, векселя);
· долевые ценные бумаги, подтверждающие право их владельца на долю в уставном фонде их эмитента и на получение соответствующего дохода в форме дивиденда.
Кредитование, или долговое финансирование, за счет кредитов банков и долговых обязательств юридических и физических лиц должно обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственных или корпоративных ценных бумаг, что определяется кредитным договором и условиями кредитования.
Лизинг — способ финансирования инвестиционных проектов, при котором арендодатель (лизингодатель) по договору финансовой аренды (лизинга) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во взаимное пользование.
Договор лизинга включает следующие условия:
· срок лизинга равен сроку службы основных фондов;
· сумма платежа зависит из стоимости основных фондов, процентов за кредит, комиссионных платежей;
· риск, связанный с порчей или гибелью, принимает на себя лизингополучатель;
· основные фонды являются собственностью лизинговой компании.
Основным преимуществом использования лизинга является то, что имущество, передаваемое в лизинг, в течение всего действия договора является собственностью лизингодателя. Условия поставки лизингового имущества на баланс лизингополучателя определяются условиями договора. В течение срока договора финансового лизинга имущество практически полностью амортизируется, и лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает его стоимость или большую его часть. Общепринятой практикой является заключение лизинговых соглашений на срок, составляющий от 70 до 80% амортизационного периода, что значительно превышает сроки среднесрочного и долгосрочного кредитования, которого, как правило коммерческие банки избегают.
Использование лизинга позволяет организациям, не прибегая к привлечению кредитов, использовать в производстве новое технологическое оборудование и технологии, в том числе ноу-хау. При этом приобретаемое оборудование в рассрочку позволяет снизить себестоимость продукции (услуг), налогооблагаемую базу и налоговые платежи.
Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке.
Субъектами лизинга являются: лизингодатель — юридическое лицо, осуществляющее передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества, лизингополучатель — лицо, получившее имущество в пользование но договору лизинга.
Лизинговые операции осуществляются по договорам лизинга. Лизинг может быть как внутренним, когда все субъекты лизинга являются резидентами Российской Федерации, так и международным, когда один или несколько субъектов лизинга являются нерезидентами в соответствии с законодательством РФ.
Все лизинговые операции делятся на два типа:
· оперативный лизинг с неполной окупаемостью, или сервисный лизинг, при котором затраты лизингодателя, связанные с приобретением сдаваемого в лизинг имущества, окупаются частично в течение первоначального срока аренды. При этом: лизингодатель берет на себя обязанности по наладке, ремонту и обслуживанию оборудования. Данные расходы включаются в лизинговые платежи, вносимые арендатором. Их размеры таковы, что арендодатель не покрывают свои затраты за счет одного лизингополучателя; риск порчи или утери имущества лежит в основном на лизингодателе; по окончании срока лизинга имущество передается другому клиенту.
Объектами оперативного лизинга являются сложные виды информационной и вычислительной техники, транспортные средства, эксплуатация которых требует от персонала высокой профессиональной подготовки, а обслуживание значительных затрат.
В основном эта форма применяется в тех случаях, когда собственник имущества по определенным причинам не в состоянии в течение планируемого периода эффективно его использовать. Для лизингополучателя по сравнению с приобретением им имущества в кредит преимущества состоят в том, что с одной стороны — он получает прибыль, превышающую проценты по кредитам, а с другой стороны — его затраты ограничены платой за аренду. При этом аренда имущества не требует денежных гарантий.
· финансовый лизинг с полной окупаемостью, при котором затраты лизингодателя, связанные с приобретением сдаваемого в лизинг имущества, окупаются полностью в течение первоначального срока аренды; при этом сумма аренды достаточна для полной амортизации имущества и обеспечивает фиксированную прибыль лизингодателя. Сумма выкупа в состав лизинговых платежей не включается.
Как правило, инициатором лизинговой сделки выступает лизингополучатель, который направляет заявку лизинговой компании с указанием характеристик необходимого ему оборудования. К заявке прилагается информация, позволяющая оценить финансовое положение арендатора. Если анализ показывает удовлетворительное состояние лизингополучателя, то лизинговая компания принимает положительное решение о проведении сделки. Оборудование, приобретаемое лизинговой компанией за счет собственных или заемных средств, избавляет лизингополучателя от крупных одноразовых капитальных вложений на его покупку.
В рамках финансового лизинга различают:
· лизинг с обслуживанием — это соглашение, которое предусматривает выполнение лизингодателем ряда дополнительных услуг, связанных с содержанием и обслуживанием имущества;
· левиридж-лизинг — это сделка, при которой большая доля (по стоимости) сдаваемого в аренду имущества берется лизингодателем у третьей стороны; специфика этого типа лизинга состоит в том, что собственник имущества (поставщик) передает право собственности на него будущему лизингодателю на условиях купли-продажи, т. е. продает это имущество;
· лизинг «в пакете» — это система, при которой здания и сооружения предоставляются в кредит, а оборудование сдается по договору в аренду.
По источникам приобретения объекта лизинговой сделки различают:
· прямой лизинг, предполагающий приобретение имущества лизингодателем у его производителей в интересах лизингополучателя;
· возвратный лизинг, заключающийся в предоставлении предприятием-производителем его собственного имущества в аренду лизинговой компании с одновременным подписанием контракта о его аренде.
В России наибольшее распространение получил финансовый лизинг, по истечении срока которого имущество переходит в собственность лизингополучателя. Механизм отношений между договоряющимися сторонами финансового лизинга может иметь различные условия, которые определяются целью минимизации потока платежей по обслуживанию сделки. При этом каждая из сторон стремиться извлечь от сделки свою выгоду.
Финансовый лизинг существенно отличается от аренды. На лизингополучателя, помимо традиционных обязанностей арендатора, возлагаются обязанности покупателя, связанные с приобретением собственности, а именно, оплата имущества, страхование и техническое обслуживание, возмещение потерь от случайной гибели имущества, ремонт.
В настоящее время создано Объединение европейских лизинговых обществ со штаб-квартирой в Брюселе. Заложены основы правового международного лизинга, которые отражены в Конвенции ООН от 28 мая 1988 г. «О международном финансовом лизинге», вступившей в силу с 1 мая 1995 г. Россия присоединилась к данной Конвенции ООН.
Таким образом, лизинг можно квалифицировать как передачу имущества во временное пользование на условиях срочности, возвратности и платности, т. е. как товарный кредит в основные фонды предприятий.
Рассмотрим более подробно схему финансирования с помощью финансового лизинга.
Необходимость осуществления широкомасштабных инвестиций в оборудование российских предприятий не вызывает сомнений ни у кого. Материальная база абсолютного большинства так называемых «старых» предприятий крайне изношена как физически, так и морально и требует либо замены, либо модернизации. Многие «новые» компании с современным оборудованием также испытывают потребность в инвестициях для расширения бизнеса.
Большинство предприятий не имеет достаточных для осуществления необходимых капитальных вложений собственных источников финансирования. Занимать деньги на открытом рынке путем размещения дополнительных эмиссий акций или корпоративных облигаций в России могут позволить себе лишь единицы крупных компаний. В этих условиях наиболее реальным источником финансирования является кредитование, однако и здесь могут возникнуть проблемы: банки предпочитают работать с достаточно крупными предприятиями, имеющими хорошую кредитную историю. Вместе с тем выбор необходимых видов банковского кредита определяется в основном следующими условиями:
· целями использования кредита;
· сроками привлечения кредита;
· возможностями возврата привлекаемого кредита.
В соответствии с необходимостью привлечения кредита предприятие проводит анализ и оценку коммерческих банков, которые могут предоставить кредит. При этом особое внимание уделяется не столько рейтингу банка, сколько его кредитной политике, учетной ставке кредитования.
Коммерческие банки в свою очередь рассматривают:
· предельные размеры кредита и срок его возвращения;
· форму кредитной ставки;
· уровень кредитной ставки;
· условия выплаты процента за обслуживание кредита;
· максимальный уровень риска на одного заемщика (или на группу заемщиков при проектном финансировании, см. п. 14.3).
Предельный размер кредита коммерческие банки устанавливают на основе изучения возможностей кредита и действующей системы обязательных экономических нормативов, утверждаемых Центральным банком России.
Форма кредитной ставки связана с ее динамикой в течение всего периода кредитования. Банковский кредит может предоставляться на условиях как фиксированной, так и плавающей кредитной ставки. Фиксированная кредитная ставка устанавливается, как правило, при краткосрочном кредитовании предприятий.
Уровень кредитной ставки коммерческого банка определяется условиями спроса и предложения на деньги, стоимостью межбанковского кредита, формируемого на базе учетной ставки Центрального банка России и средней маржи коммерческих банков, прогнозируемым уровнем инфляции, видом кредита и его сроком, уровнем премии за риск с учетом финансового состояния заемщика и предоставляемого им обеспечения кредита.
Условия выплаты процента за обслуживание кредита могут быть сведены к трем принципиальным вариантам:
1. Выплата всей суммы процента кредита в момент его получения.
2. Выплата всей суммы процента кредита равными частями (в форме аннуитета).
3. Выплата всей суммы кредита в момент погашения кредита. Наиболее предпочтительным для заемщика является третий варианта получения кредита.
Лизингополучатель самостоятельно подбирает поставщика, располагающего необходимым имуществом. В силу недостаточности собственных средств, ограниченного доступа к кредитным ресурсам или при отсутствии необходимости приобретения имущества в собственность он обращается к будущему лизингодателю, имеющему необходимые средства, с просьбой о его участии в сделке. Лизинговая компания приобретает необходимое имущество в собственность и передает его за плату во временное пользование лизингополучателю.
Как правило, финансирование лизинговой сделки осуществляется за счет заемных средств, чаще всего — банковского кредита, привлекаемого лизинговой компанией. В этой ситуации возникает ощущение, что лизинговая компания — это лишь дополнительный посредник в отношениях между предприятием, поставщиком и банком, а дополнительные посредники обычно ведут к удорожанию продукта или услуги. Однако в лизинговой схеме это не совсем так, поскольку данный механизм инвестирования имеет целый ряд преимуществ, прежде всего — налоговых.
К основным налоговым льготам при применении лизинговых схем относятся:
· возможность применения ускоренной амортизации с коэффициентом до 3;
· отнесение лизинговых платежей в полном объеме на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателя;
· отнесение процентов по кредитам, привлекаемым лизинговой компанией, на себестоимость лизингодателя в пределах норматива.
Кроме того, лизинговое имущество, как правило, учитывается на балансе лизинговой компании, что избавляет предприятие от уплаты налога на имущество.
Использование этих льгот позволяет значительно сократить реальные затраты предприятия на финансирование капитальных вложений, прежде всего за счет сокращения выплат по налогу на прибыль.
В результате при определенных условиях, несмотря на то что номинально сумма лизинговых платежей как правило выше, чем платежи по кредиту, привлекаемому на те же цели, совокупная сумма затрат при использовании лизингового механизма будет ниже, чем при кредите.
Надо отметить, что для определения платежей по операциям лизинга существуют два методических подхода: первый является общепринятым на Западе, второй — в отечественной практике.
Согласно западному подходу сумма лизингового платежа распределяется на элементы, составляющие лизинговый платеж по сложной схеме начисления процента. Размеры лизингового платежа при этом могут быть как постоянными, т.е. равными между собой, так и изменяющимися во времени.
Расчет постоянных лизинговых платежей (ЛП) определяется по формуле:
где СПЛ — стоимость предмета лизинга (первоначальная стоимость); а — коэффициент рассрочки для постоянных рент, который определяется по формуле
где i —- процентная ставка, определяемая в зависимости от периодичности платежей. Она включает в себя плату за пользование предметом лизинговой сделки (вознаграждение лизингодателю, плата за дополнительные услуги и др.); п — общее число платежей по договору лизинга.
Договор лизинга может включать условие об изменении величины лизинговых платежей с каждым шагом расчета во времени. В этом случае размер лизинговых платежей определяется по формуле
где ЛПt — лизинговый платеж начиная со второго шага расчета во времени и заканчивая п - 1; Т — постоянный темп прироста платежей. Он может быть положительным или отрицательным. При Т > 0 происходит ускорение погашения задолженности, а при Т < 0 — сокращение размера платежа с каждым шагом расчета во времени. Размер первого платежа определяется по формуле:
где b — коэффициент рассрочки, применяемый при постоянном темпе изменения платежей. Рассчитывается по формуле
Согласно отечественным Методическим рекомендациям по расчету лизинговых платежей, одобренных Министерством экономики и Министерством финансов в 1996 г., общая сумма лизинговых платежей определяется по формуле
где АО — амортизационные отчисления; ПК — плата лизингодателю за используемые кредитные ресурсы; ДУ — сумма, возмещаемых лизингодателю, дополнительных услуг.
Для оценки «затратности» того или иного способа финансирования необходимо осуществить моделирование денежных потоков предприятия, возникающих при инвестировании.
Суммарный денежный поток по финансированию капитальных вложений посредством финансового лизинга можно оценить следующим образом (считая, что имущество находится на балансе лизингодателя):
где ЛПt — сумма лизингового платежа в периоде t (без НДС); ΔНнПлиз t — сокращение налога на прибыль; ΔНДСзачлизt — изменение суммы НДС с лизинговых платежей, подлежащей к зачету.
Сокращение суммы налога на прибыль, подлежащей к уплате в бюджет, происходит вследствие включения лизинговых платежей в себестоимость продукции (работ, услуг) и в простейшем случае численно равно произведению суммы лизингового платежа (без НДС) на ставку налога на прибыль.
Движение НДС зачастую не рассматривается как существенный фактор, так как считается, что НДС, уплаченный на сумму лизингового платежа, полностью возмещается за счет снижения суммы НДС, подлежащей к уплате в бюджет по текущей деятельности. Однако это будет так только в том случае, если предприятие регулярно, в каждый отчетный период, уплачивает НДС в бюджет в объеме, превышающем сумму НДС на лизинговые платежи за тот же период. Если же суммы НДС, подлежащего к уплате предприятием в бюджет (без учета проекта) меньше, чем НДС с лизинговых платежей, то разница будет накапливаться в виде НДС к возмещению. По сути, это является увеличением оборотного капитала, требующим дополнительного финансирования (поскольку возмещение НДС отодвигается во времени), которое повышает общую сумму затрат. Изменение потребности в финансировании данной части оборотного капитала будет влиять на величину денежных потоков предприятия.
При финансировании инвестиций за счет банковского кредита денежный поток будет несколько сложнее:
где ППt — сумма платежа поставщику оборудования в периоде t (без НДС); ΔКРt — изменение суммы основного долга по кредиту (привлечение/погашение); ПРкред t — проценты за пользование кредитом; НнИМt — налог на имущество, начисляемый на приобретенные основные фонды; ΔНнПкред t — сокращение налога на прибыль; ΔНДСзачкред t — изменение суммы НДС на стоимость оборудования, подлежащего к зачету.
Сокращение суммы налога на прибыль, подлежащей к уплате в бюджет при использовании кредита, происходит вследствие уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму амортизации и налога на имущество в части приобретенного основного средства, а также на сумму льготы по капитальным вложениям.
Как и при уплате лизинговых платежей, при покупке имущества у поставщика предприятие уплачивает НДС на всю его стоимость, увеличивая свою потребность в финансировании оборотного капитала. После постановки приобретенного имущества как основного средства на баланс предприятия, уплаченный НДС выставляется к зачету и уменьшает сумму НДС, подлежащего к уплате в бюджет.
Оценивая денежные потоки, необходимо помнить о том, что при лизинге скорее всего будет использоваться ускоренная амортизация (обычно с максимальным коэффициентом ускорения — 3).
Для корректного сравнения денежных потоков, возникающих при финансировании инвестиций за счет лизинга или кредита, необходимо рассматривать их во временном интервале, в рамках которого имущество полностью амортизируется независимо от выбранной схемы финансирования, т. е. равном сроку полной амортизации имущества без учета ускорения.
Если за период рассмотрения взять срок лизинговой сделки, как это часто делается, то за рамками останутся существенные потоки по сделке, финансируемой за счет кредита (уплата налога на имущество, сокращение налога на прибыль). Кроме того, поскольку денежные потоки по финансированию капитальных вложений за счет лизинга или кредита будут по-разному распределены во времени, то для сравнения суммарных затрат по использованию данных схем необходимо использовать дисконтирование (приведение стоимости денежных средств, движение которых ожидается в будущем, к сегодняшней оценке).
Для этого осуществляется оценка текущей стоимости будущих поступлений:
где Е — ставка дисконтирования, которая определяется индивидуально для каждого предприятия.
Как упоминалось выше, лизинговая схема финансирования является экономически более выгодной для предприятия, чем кредитная, но при выполнении определенных условий. К важнейшим из таких условий относятся:
· прибыльность деятельности предприятия — если предприятие не располагает или не будет располагать в ходе реализации проекта достаточной величиной прибыли, то включение лизинговых платежей в себестоимость продукции (работ, услуг) будет вести не к уменьшению выплат по налогу на прибыль и реальному сокращению стоимости финансирования, а к накоплению убытков от основной деятельности. В этом случае финансирование уплаты лизинговых платежей или их части фактически будет осуществляться за счет собственных средств, ведя к относительному удорожанию лизинговой схемы. Величина сокращения налога на прибыль в каждом периоде при этом буде определяться как произведение ставки налога на прибыль на сумму прибыли, которая была бы без учета лизингового платежа;
· использование льгот по налогу на прибыль — как известно, предприятия имеют право уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму капитальных вложений, в том числе выплат по кредитам, взятым на инвестиционные цели, что ведет к существенному удешевлению кредитной схемы финансирования. Использование этой льготы ограничено величиной неиспользованного амортизационного фонда и тем, что уменьшение налогооблагаемой прибыли не может составлять более 50% по всем аналогичным льготам вместе. С точки зрения влияния величины неиспользованного амортизационного фонда лизинг потенциально более выгоден для относительно небольших проектов — со стоимостью менее 25% от стоимости существующих активов, чтобы амортизационные отчисления не позволяли льготировать кредит. При значительном объеме доступных и неиспользованных льгот (более 60% суммы выплат по кредиту участвуют в уменьшении налогооблагаемой прибыли) кредитная схема становится относительно более дешевой, чем лизинг;
· увеличение стоимости лизингового имущества, что, соответственно, ведет к почти пропорциональному росту лизинговых платежей. Таким образом, для малых предприятий сделка удорожается практически на 20% по сравнению с «немалыми» и становится чрезмерно дорогой по сравнсни ю с кредитом. В общем случае для малых предприятий лизинг экономичее;
· возможность возмещать уплаченный НДС — уплачиваемый как в составе лизинговых платежей, так и в составе платежа поставщику имущества НДС выставляется к возмещению за счет сумм, подлежащих к уплате в бюджет. Отсутствие у предприятия реальных платежей НДС в бюджет в условиях трудностей с его возмещением из бюджета будет вести к накоплению уплаченного НДС и увеличивать потребность в финансировании оборотного капитала. Если же предприятие регулярно осуществляет большие по сравнению со стоимостью проекта платежи НДС в бюджет, то НДС к возмещению не будет накапливаться и им можно пренебречь.
Если расчет эффективности лизинга потенциально окажется более выгодным для предприятия, чем другие источники финансирования, не менее важным становится выбор лизинговой компании и схемы лизинговой сделки.
Разновидностью лизинга является селенг. Селенг представляет собой специфическую форму обязательства, регламентируемую договором имущественного найма и состоящую в передаче собственником своих прав по пользованию и распоряжению его имуществом селенг-компании за определенную плату. При этом собственник остается владельцем переданного имущества и может по первому требованию возвратить его.
Селенговая компания может привлекать по своему усмотрению имущество и отдельные имущественные права граждан и хозяйствующих субъектов. В качестве имущества могут выступать имущественные права собственности: деньги, ценные бумаги, земельные участки, предприятия, здания и сооружения, оборудование и т.п.
Надо отмстить, что финансовый лизинг в России существенно отличается от финансового лизинга в США и некоторых других странах. Например, в США договоры предусматривают неравномерные по годам лизинговые платежи.
Ипотека — это вид залога недвижимого имущества (земли, предприятий, зданий и сооружений и других объектов, непосредственно связанных с землей) в целях получения ссуды. Эта форма получения кредита в настоящее время только получает распространение в жилищном строительстве.
Каждая из рассмотренных форм финансирования имеет свои особенности. Поэтому правильно оценить последствия различных способов инвестирования можно только лишь при сравнении их альтернативных вариантов.
Проектное финансирование
Проектное финансирование в развитых странах используется уже давно. В мировой практике чаще всего под проектным финансированием подразумевают такой тип его организации, когда доходы, полученные в результате реализации проекта, являются единственным источником погашения долговых обязательств. Однако в разных странах термин «проектное финансирование» трактуется по-разному. Так, в США под этим подразумевается такая организация финансирования, при которой значительная часть инвестиционных проектов финансируется за счет собственных средств учредителя, а единственным источником погашения долговых обязательств становятся доходы от реализации проектов. В Европе проектное финансирование предусматривает обслуживание долговых обязательств самим инвестиционным проектом. При этом финансирующие субъекты анализируют объект инвестирования с позиций выгодности, т.е. возможности достижения такого уровня дохода, который обеспечит вкладчикам не только возврат вложенных средств, но и получение определенной прибыли.
Проектное финансирование в отличие от рассмотренных в параграфе 14.2 способов финансирования впрямую не зависит от государства или корпораций как источников финансирования, поскольку оно осуществляется на основе учета и управления рисками, распределения рисков между участниками проекта и анализа затрат и получаемых доходов.
Проектное финансирование называют также финансированием с регрессом. Регресс — это требование о возмещении предоставленной в заем суммы.
Особенностями проектного финансирования по сравнению с традиционными формами являются:
· необходимость получения более достоверной оценки платежеспособности и надежности заемщика;
· целесообразность анализа инвестиционного проекта с позиций жизнеспособности, эффективности, реализуемости, обеспеченности рисков;
· необходимость прогнозирования результатов реализации инвестиционных проектов.
Различают три формы проектного финансирования: с полным регрессом на заемщика; без права регресса на заемщика; с ограниченным регрессом на заемщика.
Финансирование с полным регрессом на заемщика — это финансирование при наличии определенных гарантий, т.е. определенной формы ограничений ответственности кредиторов проекта. Риски проекта в основном возложены на заемщика, зато при этом «цена» займа относительно невысока и позволяет быстро получить финансовые средства для реализации проекта. Такая форма финансирования используется в основном для малоприбыльных или некоммерческих проектов, направленных на развитие социально-культурной сферы, а также для выдачи экспортного кредита.
Финансирование без права регресса на заемщика — такая форма финансирования, при которой кредитор (чаще всего банк) не имеет никаких гарантий от заемщика и принимает на себя все риски, связанные с реализацией проекта. Стоимость такого финансирования достаточно высока для заемщика, поскольку кредитор стремится получить соответствующую компенсацию за высокую степень риска. Следовательно, финансируются только проекты, имеющие высокую отдачу вложенного капитала за счет реализации конкурентоспособной продукции, а значит, использующие прогрессивные технологии, имеющие хорошо развитые рынки сбыта, а также надежные договорные отношения с поставщиками материально-технических ресурсов.
В настоящее время эта схема финансирования используется редко. Это связано с дефицитом потенциально высокоприбыльных проектов, а также отсутствием у кредиторов желания рисковать.
При финансировании с ограниченным правом регрессии на каждого участника проекта возлагается зависящий от него риск. Надо отметить, что смысл «риска» и его покрытия для отдельных участников проекта и на различных стадиях проекта отличается. Так, например, на инвестиционной стадии реализации проекта банк-кредитор проекта не принимает на себя ответственность за качественное и своевременное завершение строительно-монтажных работ, эти риски возлагаются непосредственно на заемщика, в то время как на стадии эксплуатации объекта банк обычно берет на себя часть коммерческих, страховых и других рисков.
Как правило, полностью берет на себя банк-кредитор политические и форс-мажорные риски.
Таким образом, все участники принимают на себя конкретные коммерческие обязательства и заинтересованы в их выполнении, поскольку прибыль зависит от их эффективной деятельности.
В России этот метод начал применяться недавно — с выходом в свет Закона о соглашении о разделе продукции (1995 г.). Реализация этого Закона заложила основы применения проектного финансирования.
Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. Инвестор в свою очередь обязуется выполнить эти работы за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции.
Сторонами соглашения являются:
· Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы;
· инвесторы — граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств [имущества и (или) имущественных прав] в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.
В соответствии с соглашением участок недр предоставляется в пользование инвестору. Соглашение заключается между государством и победителем конкурса или аукциона, проводимых в порядке, установленном законодательством РФ, и в сроки, согласованные сторонами.
Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, в котором предусматриваются условия и порядок учета продукции и ее передачи в собственность инвестора.
Проектное финансирование в отличие от традиционного кредитования позволяет:
· более достоверно оценить платежеспособность и надежность заемщика;
· рассмотреть инвестиционный проект с позиций эффективности, реализуемости и возможных рисков;
· шире использовать возможности банков, которые могут выступать в качестве кредиторов, гарантов, консультантов, инвестиционных брокеров, институциональных инвесторов, лизинговых компаний.
Специализированные башки-консультанты могут предоставлять следующие услуги:
· осуществлять поиск, отбор и оценку инвестиционных проектов;
· выполнять все работы по технико-экономическому обоснованию проектов;
· разрабатывать схемы финансирования проектов и вести предварительные переговоры с банками, кредитными учреждениями, фондами на предмет их участия в финансировании проекта.
Вместе с тем, несмотря на привлекательность проектного финансирования, в нашей стране его развитию препятствуют:
· высокие затраты потенциального заемщика при разработке детальной заявки банку на финансирование проекта;
· продолжительность периода, связанного с изучением предпроектной документации и принятием решения о финансировании проекта;
· более жесткий контроль заемщика по сравнению с традиционным банковским кредитованием;
· незастрахованность от изменений инвестиционного климата в стране; неразвитость методов долгового финансирования;
· отсутствие опыта принимать на себя весь или часть проектного риска; недостаточность правовой защиты финансирования с учетом рисков, а также обслуживания долгов;
· отсутствие квалифицированных участников проектного финансирования.
Для широкого распространения этого перспективного направления финансирования в РФ создан Федеральный центр проектного финансирования. Эта организация выполняет работу по подготовке и реализации проектов, предусмотренных соглашениями между РФ и международными финансовыми организациями, а также проектов, финансируемых за счет средств, привлекаемых из других внешних источников. Центр способствует эффективному привлечению финансовых ресурсов, в том числе за счет внешнего финансирования, обеспечивая тем самым осуществление инвестиционных проектов, имеющих приоритетный для экономики страны характер.
Наряду с Федеральным центром проектного финансирования создан Российский финансово-банковский союз, одной и задач которого является привлечение иностранных кредитов и других ресурсов инвестиционного характера, а также взаимодействие с международными финансовыми организациями в целях реализации инвестиционных проектов и программ развития различных секторов экономики.
Для обеспечения эффективного информационно-консультативного взамодействия потенциальных иностранных инвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образа России на мировых рынках капитала создан Российский центр содействия иностранным инвестициям. Он ориентирован на оказание содействия иностранным инвесторам и российским организациям на всех этапах реализации проекта, включая вес функции маркетинга, поиск конкретных партнеров.
По инициативе Правительства Российской Федерации создана качественно новая структура - Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача - обеспечение постоянного диалога между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России.
Существует также при Правительстве Российской Федерации Совет по вопросам банковской деятельности, который является консультативным органом, созданным для повышения эффективности участия кредитных организаций, их ассоциаций и союзов в реализации государственной кредитно-денежной политики.
Некоторому повышению инвестиционной активности должно способствовать принятое правительством постановление от 5 апреля 1999 г. № 378 «Об исполнении Бюджета развития», в котором введено оперативное управление Бюджетом развития и определены функции, осуществляемые Минэкономикой и Минфином.
Таким образом, в настоящее время имеются все необходимые условия и предпосылки для широкого развития проектного финансирования в нашей стране.
Краткие выводы
1. Принятию решения об инвестировании какого-либо проекта предшествуют прединвестиционные исследования.
2. По результатам исследований составляют заключение, в котором излагают возможности проекта, включая имеющиеся альтернативы рынка, мощности предприятия и другие показатели, характеризующие эффективное вложение капитала. Технико-экономическое обоснование проекта должно определять его экономическую и техническую привлекательность, а также социальную значимость размещения производства в данном административно-территориальном образовании.
3. Существуют различные источники финансирования, каждый из которых характеризуется условиями кредитования, определяющими срочность, платность, возвратность выделенных средств и требования к инвестиционным проектам.
4. В ряде случаев государство оказывает финансовую поддержку проектам, реализация которых направлена на решение проблем национального производства продукции, не имеющей аналогов, либо экспортной продукции или иной, пользующейся спросом на внутреннем рынке.
5. Особое место в финансировании проектов занимает акционерное финансирование, различные виды лизинга, позволяющего лучшим образом решить проблемы кредитования приобретения основных фондов.
6. Весьма перспективным следует признать проектное финансирование — эффективный способ обслуживания долговых обязательств самим проектом.
7. Созданные при Правительстве РФ Федеральный центр проектного финансирования, Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, Совет по вопросам банковской деятельности способствуют подготовке и реализации проектов, нуждающихся в финансовой поддержке и имеющих народнохозяйственное значение для страны.
Использованная и рекомендуемая литература
1. О порядкеразмещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. № 744.
2. О ФедеральномЦентре проектного финансирования. Постановление Правительства Российской Федерации №545 от 2 июня 1995 года.
3. Об инвестиционнойдеятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений. Федеральный Закон №39-Ф от 25.02.1999. В действующей редакции.
4. Беренс В., Хавранек П. М.Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований. — М.: АОЗТ «Интерэксперт», 1995.
5. Закон РФ«О лизинге» от 29.10.98 № 164-ФЗ.
6. Об иностранныхинвестициях в Российской Федерации. Федеральный Закон РФ от 02.07.1999 г.
7. Шермет В. В. и др.Управление инвестициями . В 2-х т. — М.: Высшая школа, 1998.
8. Четыркин Е. М.Финансовый анализ производственных инвестиций. – М.: Дело, 1998.