Система цен (оценочных измерителей) на продукцию и особенности анализа финансовых результатов в условиях инфляции
Цена является важнейшим фактором, определяющим финансовые результаты деятельности организации. Рассмотрим механизм ее формирования по составу включаемых затрат.
Себестоимость продукции включает
S = М + А + U,
где М - материалы;
А - амортизация;
U - оплата труда.
Оптовая цена получается путем добавления к себестоимости Р — прибыли
С = S + Р.
Обозначим через К авансированный капитал (суммы актива по балансу).
Тогда рентабельность по отношению к авансированному капиталу найдем из выражения
RK = Р/К.
Отпускная цена предприятия Z получается путем добавления к С — оптовой цене предприятия НДС и других косвенных налогов, суммарную величину которых обозначим через Н:
Z = C + Н.
За пределами предприятия-производителя формируются отпускные цены посредников, оптовых и розничных торговых организаций, включающих соответственно снабженческо-сбытовую надбавку посредников, оптовую надбавку оптовых торговых организаций и розничную торговую надбавку. Величина торговых надбавок регулируется местными органами администрации. Схема стоимостных измерителей представлена в табл. 5.5.
Таблица 5.5
Схема стоимостных измерителей
Основные экономические показатели | Показатели национального счетоводства | Схема его формирования |
Отпускная цена предприятия с НДС, спецналогами и акцизами | A+M+U+P+H | |
Оптовая цена предприятия без НДС, спецналога и акцизов | Общественный совокупный продукт | A+M+U+P |
Чистая продукция | Национальный доход | U+P |
Себестоимость продукции | A+M+U | |
Условно-чистая продукция | Внутренний национальный продукт | A+U+P |
Косвенные затраты материалов | Х | |
Нормативная стоимость обработки | X + U | |
Нормативная оплата труда (зарплата) | Um |
В рыночной экономике используются две системы цен: регулируемые и свободные (договорные или равновесные). Регулируемые цены в основном применяются в отраслях с естественной монополией и в некоторых других. Переход к свободному ценообразованию в условиях российской экономики сопровождается значительными инфляционными явлениями, которые необходимо учитывать при планировании, анализе и оценке финансовых результатов деятельности организаций.
Инфляция представляет собой процесс снижения покупательной способности денег в результате роста цен.
В теории и практике различают несколько уровней инфляции, которые можно классифицировать следующим образом[3] (табл. 5.6).
Таблица 5.6
Классификация уровней инфляции
Изменение цен за год в %, до | Индекс инфляции за год (разы) | Характер инфляции |
1.01 | низкая | |
1,1 | ползучая | |
галопирующая | ||
гиперинфляция | ||
10 000 и более | суперинфляция |
Небольшая инфляция считается допустимой и даже полезной, потому что способствует росту активности владельцев денег, побуждая вкладывать их в прибыльные мероприятия, поскольку деньги, находящиеся без движения, теряют в цене.
Однако высокая инфляция отрицательно влияет на весь воспроизводственный процесс и является основным дестабилизирующим фактором развития производства и устойчивости финансового положения предприятий.
Большинство предприятий оказались не подготовленными к анализу воздействия инфляции на свое финансовое положение, к необходимости учета этого воздействия в своей повседневной хозяйственной практике.
Инфляция обесценивает все доходы и поступления предприятия. Малейшая отсрочка платежей ведет к тому, что предприятие получает лишь часть причитающегося дохода.
Инфляция ведет к неоправданному росту потребности предприятия оборотных средствах, потому что затраты предприятия на сырье и материалы, заработную плату, амортизацию и прочие элементы, учитываемые в себестоимости продукции по ценам предыдущего периода, не возмещают суммы реальных расходов предприятия в текущем периоде. Инфляция искажает реальную стоимость капитала предприятия, его активов и обязательств.
В условиях инфляции финансовые отчеты предприятий о результатах хозяйственной деятельности, финансовом состоянии и использовании прибыли могут оказаться источником необъективной информации, так как различные элементы баланса теряют свою стоимость с различной скоростью. Например, денежная наличность и дебиторская задолженность, представляющие собой требования о выплате фиксированной суммы в душем, в связи с инфляцией теряют свою стоимость и ведут к убыткам предприятия на сумму снижения покупательной способности долговых денег. И, наоборот, предприятия, увеличивающие свою кредиторскую задолженность, т.е. задерживающие оплату счетов поставщиков и других обязательств (по оплате труда, с бюджетом, соцстраху и прочими кредиторами), извлекают из этого выгоду, потому что могут расплатиться по своим обязательствам деньгами со сниженной покупательной способностью,
Стремясь сохранить реальный уровень оплаты труда, предприятия увеличивают фонды потребления в ущерб фондам накопления и развития. Однако выдвижение на первый план тактических задач управления наносит вред стратегическим целям и интересам предприятия, ведет к развитию феномена «затухания» инвестиционной активности предприятий, к «проеданию» средств, предназначенных для расширенного воспроизводства. Высокая инфляция затрудняет процесс не только расширенного, но и простого воспроизводства капитала предприятия. Производство свертывается, предприятия оказываются на грани выживания. Основные средства предприятий (здания, сооружения, машины и оборудование), а также производственные запасы (сырье и материалы; малоценные предметы и т.п.) приобретались в предшествующие периоды, когда покупательная способность денег была выше. Перенос стоимости этих активов на готовый продукт (амортизация и текущие затраты на производство) осуществляется в текущем периоде, т.е. запаздывает во времени, и, таким образом, в заведомо заниженной стоимости. Чем продолжительней период операционного цикла (длительность производственного цикла), тем ниже перенесенная стоимость, тем «худее» источник накоплений предприятия на финансирование развития производства (инвестиций) за счет амортизации. Наряду с этим текущие затраты и амортизация основных средств, исчисленные в оценке по более высокой покупательной способности, для определения финансовых результатов вычитаются из поступлений (выручки от реализации) за текущий период, оцениваемых по более низкой покупательной способности денег. Результатом этого является завышение финансовых результатов деятельности, увеличение налогооблагаемой прибыли, а следовательно, увеличение уплачиваемых налогов и, опять же, уменьшение источников финансирования развития производства.
Таким образом, в условиях инфляции в связи с искажением информации отчетов пользователи могут принимать решения не адекватные реальным процессам. Объективно оценить финансовое состояние и финансовые результаты деятельности предприятия без коррекции на инфляцию данных отчетности невозможно.
Мировая учетная практика накопила определенный опыт устранения искажающего влияния инфляции на данные бухгалтерской отчетности. Существуют два основных подхода к учету влияния изменения цен. Первый известен как «оценка объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной способности», второй — как «переоценка объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Первый подход основан на трактовке капитала как вложенных в фирму денежных средств (пассив), второй подход трактует капитал как имущественную массу, т.е. выбор материальных и нематериальных ценностей (актив).
Первая методика пропагандируется сторонниками концепции финансовой природы капитала, вложенного в тот или иной вид бизнеса. Сторонники этой концепции абстрагируются от предметно-вещественной структуры активов предприятия. Упор делается на общую оценку капитала фирмы в целом с учетом покупательной способности денежной единицы, ее колебаний во времени, характеризующихся изменением индекса среднего уровня цен.
Смысл первой методики учета влияния изменения цен заключается в периодическом пересчете по индексу цен активов и обязательств предприятия с учетом изменения покупательной способности денежной единицы. Все операции должны отражаться в текущем учете по ценам свершения, но при составлении отчетности данные корректируются с помощью индекса общего уровня цен. В результате достигается временная упорядоченность элементов каждой статьи баланса или отчета о финансовых результатах и затраты, относящиеся к различным периодам, выражаются в сопоставимых ценах.
Вторая методика пропагандируется сторонниками предметно-вещественной природы капитала, вложенного в тот или иной вид бизнеса. Суть второй методики заключается в пересчете всех статей отчетности исходя из продажных цен. Основная проблема состоит в достаточной сложности и субъективности формирования текущих оценок статей. Именно по этой причине вторая методика подвергается серьезной критике.
Существует еще один метод учета инфляции. Он заключается в переоценке активов, выраженных в национальной денежной единице, по курсу более стабильной валюты. Здесь также есть некоторые «подводные камни», поскольку любая денежная единица подвержена влиянию инфляции, определяемой условиями экономики в данном государстве. Тем не менее, этот метод эффективен в условиях гиперинфляции (признаком которой является темп инфляции на протяжении 3-х лет не менее 100%). Преимущество метода заключается в простоте пересчета. Единственная проблема — выбор твердой валюты.
Финансовый анализ является гибким инструментом в руках руководителей предприятия. Вместе с тем ценность его выводов и заключения имеет кратковременный характер в силу постоянного изменения состояния. Особенно это касается малых предприятий, фирм.
Чтобы снизить воздействие инфляции на финансовые результаты деятельности предприятия, необходимо своевременно контролировать уровень рентабельности, закладываемой в расчетную цену изделия.
Общая формула рентабельности продаж равна
,
где r - рентабельность продаж, %;
Р - прибыль от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.;
S - затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), тыс. руб.
Чтобы оценить величину рентабельности, закладываемую в цену изделия, необходимо исходную формулу преобразовать. Выручка от реализации продукции N может быть разложена по элементам стоимости
N=S+P
или
N=M+U+A+P,
где М - затраты сырья, материалов, покупных изделий и полуфабрикатов;
U — расходы на оплату труда с начислениями на социальные нужды;
А - амортизация основных средств;
Р — прибыль от реализации.
Реальная величина притока чистых денежных средств на предприятии меньше общей выручки от продаж[4] на величину налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, суммы уплаченных экономических санкций и других платежей, уплачиваемых из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Поэтому чистая выручка (доход) предприятия составит величину N1:
N1 = М + (1 - НДС) (U + А) + (1 - НДС - НП) Р - Ш,
где: НДС – ставка НДС;
НП – ставка налога на прибыль;
Ш – штрафы и прочие выплаты, относимые на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.
Можно предположить, что материальные затраты и расходы на оплату труда растут в равной пропорции с коэффициентом К^.
Кz = (1 + i)t,
где i — % инфляции за месяц;
t — число месяцев.
Тогда минимальная прибыль, которую необходимо заложить для простого воспроизводства, определяется из равенства
N1 = (1 + i)t(M+ U)
и составит
Сделав необходимые преобразования в числителе формулы, можно записать окончательную формулу для расчетной рентабельности:
где все условные обозначения соответствуют принятым ранее.
Рассмотрим некоторые примеры применения данной формулы.
1) Если предположить, что Ш = 0 и что амортизационные начисления намного меньше, чем затраты на материалы и оплату труда, формула упрощается:
.
Из нее видно, что при ставке НДС 20%, при ставке налога на прибыль 35% (НП = 0,35) действие инфляции усиливается в 2,22 раза ( ).
Чем выше ставки налога, тем сильнее действие инфляции, поэтому государство, собирая высокие налоги, инициирует инфляцию.
При отсутствии инфляции (i = 0) длительность производственного цикла (значение t) не влияет на уровень рентабельности и последняя полностью определяется структурой затрат на производство. Если производство материалоемкое, то уровень рентабельности понижается. Если же производство трудоемкое, то уровень рентабельности для простого воспроизводства при существующих ставках стремится к своей максимальной величине 51,1% . При равных трудоемкости и материалоемкости производства, т.е. M = U, при тех же предположениях получим уровень рентабельности, равный 25,5% . Наличие инфляции требует корректировки всех расчетов с учетом первого слагаемого в числителе формулы, т.е. на величину (1 + i)t - 1.
В таблице 5.7 приводятся результаты расчета уровня рентабельности для различных сочетаний трудоемкости, материалоемкости, процента инфляции и длительности производственного цикла. Аналогичные таблицы могут быть составлены для любого случая.
Таблица 5.7
Влияние на рентабельность изменений в уровне материальных и трудовых затрат при малых значениях амортизационных начислений
Вариант А) инфляция отсутствует (i = 0; НДС = 0,20; НП = 0,35).
Удельный вес материальных затрат | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | О,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
Удельный вес трудовых затрат | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 |
Рентабельность, в % | 49.3 | 43,8 | 38.4 | 32,9 | 27,4 | 21.9 | 16,4 | 10,9 | 5,5 |
Из табл. 5.7 видно, что даже при 3% инфляции и равной величине материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции, для обеспечения простого воспроизводства необходимо закладывать в цену рентабельность, равную 28,1% при цикличности производства 1 месяц и 49,5% при цикличности производства 3 месяца.
2) Если полагать, что Ш = 0 и в результате проведенной по состоянию на 1.01.96г. переоценки основных фондов значительно возрастает доля амортизационных отчислений в себестоимости продукции, то давление инфляции на процесс воспроизводства ослабнет. Например, если принять, что А=М=U, т.е. амортизационные начисления составляют 1/3 (или 33%) себестоимости продукции, то формула для вычисления рентабельности примет следующий вид:
Расчеты показывают, что при месячной инфляции 10% (i == 0,10), НДС 20%, ставке налога на прибыль 35% (НП = 0,35) рентабельность продукции с 3-месячным циклом производства должна закладываться в цену изделий не ниже 10,7%. При тех же предположениях, но при инфляции 20% и продолжительности производственного цикла 3 месяца рентабельность составляет уже 74,25%.
Для устранения влияния инфляции в современных условиях формирования рыночных отношений в России приемлема также корректировка балансовой прибыли отчетного года с использованием индексов изменения цен на потребляемые ресурсы. Корректировка производится по всем элементам затрат.
Методика пересчета балансовой прибыли с учетом уровня инфляции представлена в табл. 5.8. Пересчет по статьям 1, 4, 5 не производится, потому что данные по этим статьям на момент составления отчета уже . выражены в денежных единицах текущей стоимости.
Пересчет по статьям 2.1.1; 2.1.2; 2.1.3; 2.1.4; 2.1.5 производится путем умножения соответствующих отчетных данных на индекс роста цен производителей промышленной продукции (условно принят = 1,5).
Пересчет по статьям 2.2; 2.3 производится путем умножения соответствующих отчетных данных на индекс роста потребительских цен (равен 1,2).
Индексация амортизационных отчислений производится по коэффициенту переоценки основных средств (принят == 2,0).
Как следует из результатов пересчета затрат (табл. 5.8), балансовая прибыль в текущей оценке составляет всего 70 662 тыс. руб., что ниже номинальной ее величины, показанной в отчетности на сумму 464 677 тыс. руб. Именно на такую сумму предприятие утратит свои оборотные средства в результате инфляции.
Таблица 5.8
Корректировка балансовой прибыли с учетом уровня инфляции
тыс. руб.