Особенности аудита в Республике Беларусь
Савицкая Е.Н., Шешко Е.Ф., студ.III к. БарГУ, науч. рук. Цимбаленко С.Н.
Финансовый контроль является одним из важных элементов рыночной экономики. В Республике Беларусь действуют системы государственного, управленческого и независимого контроля, позволяющие обеспечить необходимой информацией все уровни управления. Наибольшее развитие независимого контроля получило аудиторство – ведущая форма внешнего финансового контроля. Аудит – это процедура независимой оценки финансовой деятельности любой промышленной компании, экономической системы или производства, которая чаще всего связана с проверкой бухгалтерской отчетности предприятия или фирмы. В современных условиях, когда налаживанию экономических связей между предприятиями часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности. Решением данной проблемы является проведение независимого контроля [1].
Основным документом, регламентирующим деятельность аудитора, в Республике Беларусь является «Закон об аудиторской деятельности», № 3373-XII, от 8 ноября 1994 г. По состоянию на 1 января 2011 года специальные разрешения (лицензии) на аудиторскую деятельность имеют 144 аудиторские организации и 564 аудитора – индивидуальных предпринимателя [3]. Однако качество работы аудиторских организаций не всегда соответствует требуемому уровню. Опыт работы аудиторских организаций показывает, что некачественным аудит бывает, как правило, в случаях, когда аудитор из-за недостатка профессионального опыта и по иным причинам не в состоянии предоставить требуемый уровень качества. В этом случае ответственность несет аудитор. Если же заказчик не оплачивает время, необходимое для выполнения качественных аудиторских процедур, то в данном случае заказчик, решая вопрос о работе с той или иной аудиторской организацией, принимает на себя соответствующий риск. Проблема контроля качества аудита давно волнует белорусских аудиторов. Она усложняется тем, что в белорусских ВУЗах отсутствуют специальности, подготавливающие квалифицированных аудиторов.
Стоимость аудиторских услуг является одним из важнейших вопросов для аудитора и клиента. Согласно установленному порядку стоимость аудита определяется путем умножения стоимости одного человеко-дня на планируемую трудоемкость услуг. Трудоемкость и соответственно качество аудиторских услуг также зависят от опыта аудиторов, применяемых технологий проверки, программных продуктов, технического оснащения аудиторской организации. Кроме того, реальная трудоемкость аудита значительно выше оплаченной заказчиком. Таким образом, заниженная стоимость аудита и есть главная причина, по которой страдает ее качество [2].
Актуальным вопросом является ответственность аудиторов. Заказчик часто считает, что, заплатив аудиторам небольшую сумму, он останется в выигрыше. Он предполагает, что аудитор помимо выдачи аудиторского заключения застрахует его от возможных штрафных санкций контролирующих органов. Заказчики не всегда осознают, что небольшая стоимость проверки зачастую означает меньше затраченного аудиторами времени. К сожалению, некоторые аудиторы принимают такие условия и готовы за мизерную цену предоставить аудиторское заключение без проведения проверки. Ответственность аудиторских организаций в соответствии с действующим законодательством определяется условиями договоров на проведение аудита и обеспечивается обязательным страхованием аудиторских рисков. Однако, механизм возмещения ущерба при наступлении страхового случая законодателем до сих пор не отработан. Аудиторы проверяют бухгалтерскую (финансовую) отчетность выборочным методом в целях выражения мнения о ее достоверности, поэтому существует вероятность не обнаружения ошибки.
Таким образом, для совершенствования аудиторского процесса в Республике Беларусь необходимо изменить критерии оценки стоимости аудиторских услуг в соответствии с трудоемкостью аудита. Внедрение новых современных электронных технологий управления, контроля и автоматизации учета позволит сделать аудит более быстрым и качественным. Также для повышения эффективности следует обратить внимание на подготовку и переподготовку квалифицированных кадров, путем создания специальностей в белорусских ВУЗах. Выполнение указанных рекомендаций позволит улучшить качество аудита в Республике Беларусь.
Список источников
1. Ветрова В.А., Скрипкин В.И. «Проблемы банковского аудита». Электронный ресурс – 2009 - Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/afa/2001-1/21_vet.shtml
2. Гавриленко А.А. «Проблемы аудита на современном этапе». Электронный ресурс – 2010 – Режим доступа: http://www.expert-eco.by/files/files/probl_audit.pdf Дата доступа: 28.11.2011
3. Сайт Министерства финансов Республики Беларусь. Электронный ресурс – 2010 – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/auditing/geninfo/lic-audit/