Центральные банки: возникновение, характеристика, функции, задачи
Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в наиболее надежных коммерческих банков, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.
Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, так как выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов и уже в конце XIX–начале XX вв. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном банке, который стал называться центральным эмиссионным банком, а на современном этапе–центральным банком.
Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль государственного казначейства, посредника между государством и коммерческими банками, проводящим денежно-кредитную политику в рамках экономической политики государства.
Несмотря на то, что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 году он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 году Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.
Современные центральные банки можно классифицировать с точки зрения собственности на капитал: государственные (Германия, Франция, Великобритания, Россия), частные (США, Италия) и смешанные (Япония). Центральный банк независимо от принадлежности его капитала является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от имущества государства, центральный банк распоряжается им как собственник.
Деятельность центральных банков промышленно развитых и развивающихся стран регулируется рядом законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции.
Традиционно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны, в котором устанавливается организационно-правовой статус, процедура назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.
Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.
При этом вне зависимости от права собственности на капитал центрального банка, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, которые усилились в конце XX века.
Степень независимости центрального банка от государства различна и характеризуется следующими законодательно закрепленными моментами:
1. Участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;
2. Процедура назначения (выбора) руководства банка;
3. Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
4. Права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
5. Правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.
Большей самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчетные парламенту (США, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньшей – подотчетные Министерству финансов (Япония, Франция, Великобритания, Италия).
В любом случае, независимость центрального банка имеет относительный характер, так как экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политик, что определяет в долгосрочном плане политику центрального банка в зависимости от приоритетов макроэкономического курса правительства.
Деятельность любого центрального банка подчинена решению следующих задач, объединенных в единое целое:
1. Обеспечение стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы;
2. Поддержание стабильности и ликвидности банковской системы;
3. Повышение эффективности и надежности платежной системы.
Для решения данной триединой задачи центральный банк наделяется правом и обязанностью выполнять следующие функции:
1. Монопольная эмиссия банкнот;
2. "Банк банков";
3. Банк правительства;
4. Валютный контроль;
5. Денежно-кредитное регулирование.
Монопольная эмиссия банкнот
За центральным банком законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, то есть общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств в стране.
В некоторых странах центральный банк имеет право на монопольное осуществление эмиссии монет, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство).
Эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (как в форме банкнот, так и в форме депозитов коммерческих банков в центральном банке) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.
"Банк банков"
Центральный банк непосредственно не обслуживает коммерческие предприятия и организации, не работает с населением. Основными клиентами центрального банка являются коммерческие банки, которым он оказывает услуги по хранению свободной денежной наличности, организации и проведению межбанковских расчетов, рефинансированию, лицензированию деятельности и/или отдельных операций, проверка и анализ финансового состояния и тому подобное.
Начиная с XX в. коммерческие банки в большинстве стран в соответствии с законом обязаны хранить часть своих кассовых резервов (обязательные банковские резервы) в центральном банке. Центральный банк устанавливает для коммерческих банков минимальное отношение обязательных резервов к их обязательствам по депозитам (норму обязательных резервов).
Банк правительства
Независимо от принадлежности капитала центральные банки выступают как кассир, кредитор и финансовый консультант правительства.
В центральном банке открыты счета правительства и правительственных ведомств, осуществляется кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, все правительственные расходы покрываются с этого счета.
Центральный банк анализирует и публикует информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, что позволяет при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.
Центральный банк кредитует государство и консультирует министерство финансов по вопросам размещения и погашения государственных займов, выбора условий и сроков проведения эмиссии, определения доходности государственных ценных бумаг в зависимости от рыночной ситуации.
Центральный банк управляет государственным долгом (размещение и погашение займов, организация выплат доходов по ним, проведение конверсии и консолидации), используя различные методы управления: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.
Валютный контроль
Центральный банк является органом валютного контроля, для целей и задач которого он определяет режим обменного курса национальной валюты и осуществляет его регулирование, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты и платежный баланс, контролирует движение валютных ценностей внутри страны и за границей, принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса.
Центральный банк участвует в подготовке международных соглашений по соответствующим вопросам, сотрудничает с центральными банками других стран, а также с международными и региональными валютно-кредитными организациями, представляет страну в этих организациях.
Денежно-кредитное регулирование
Все рассмотренные выше функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк проводит эмиссию, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств–воздействует на уровень ссудного процента.
Указанная взаимосвязь определяет особое положение центрального банка в банковской системе и создает объективные предпосылки для выполнения им своей важнейшей функции–функции денежно-кредитного регулирования.
Сущность функции денежно-кредитного регулирования заключается в регулировании экономики путем воздействия на состояние кредита и денежного оборота, что является составным элементом экономической политики правительства.
Возможность денежно-кредитного регулирования определяется способностью банковской системы изменять размер денежной массы в соответствии с эффектом мультипликативного расширения и свойством денежного оборота по обеспечению свободного перелива денежного капитала из одной сферы рыночных отношений в другую посредством изменения структуры денежного оборота.
Функции и полномочия Центрального банка России (Банка России) регламентируются Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которым целями деятельности Банка России являются:
1. Защита и обеспечение устойчивости рубля;
2. Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
3. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Таким образом, цели и функции Банка России, установленные законодательством, отвечают требованиям, принятым в промышленно-развитых странах.