История развития банковского аудита
С переходом России на путь рыночных реформ стали активно формироваться негосударственные институты рыночной инфраструктуры: коммерческие банки, финансовые компании и аудиторские фирмы.
До 1993 года аудиторская деятельность в России не лицензировалась. Аудиторской деятельностью могла заниматься любая фирма, которая предусматривала в своем уставе такую деятельность. Аудитором также мог назвать себя любой сотрудник фирмы без каких-либо требований к квалификации или опыту работы. Сертификаты на право занятия аудиторской деятельностью также пеклись "как блины" многочисленными курсами. Эта ситуация требовала от правительства принятия мер, хотя бы временных, по государственному регулированию стихийно зарождающегося рынка аудиторских услуг. В то время эта необходимость воплотилась во "Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации", утвержденных Указом Президента от 22 декабря 1993 года №2263, которые должны были действовать до принятия закона. Но, как говорят, нет ничего более постоянного, чем временное.
Эти Правила до настоящего времени заменяют аудиторам закон. Во исполнение Указа Президента правительство Российской Федерации утвердило постановление от 6 мая 1994 года №482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации". Этот документ положил начало лицензированию банковского аудита. Центральному банку Российской Федерации было предоставлено право лицензировать банковский аудит, был установлен Порядок проведения аттестации и Порядок выдачи лицензии на право осуществления аудиторской деятельности. В целях обеспечения дополнительных гарантий независимости аудиторских фирм, было установлено, что аудиторские фирмы могут осуществлять аудиторскую деятельность при условии, если в их уставном капитале доля, принадлежащая аттестованным аудиторам, составляет не менее 51%. В целях дальнейшего совершенствования банковского аудита Центральный Банк Российской Федерации ввел в действие «Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации» (приказ от 10 сентября 1997г. № 02-391).
Основная цель банковского аудита была сформулирована как установление достоверности бухгалтерской отчетности кредитных организаций и соответствия совершенных ими операций действующему законодательству. В этом документе сконцентрированы основные положения, касающиеся регулирования аудита в банковской сфере: определен порядок проведения аттестации, лицензирования, проведения проверок, определены права и обязанности аудиторских фирм (аудиторов), предусмотрены меры воздействия к аудиторским фирмам, порядок аннулирования лицензий. В декабре 1997г. появилось Положение №10-П <О порядке составления и представления в банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год>. Этот документ также сыграл положительную роль в становлении банковского аудита. Был упорядочен перечень вопросов, которые должны обязательно включаться в проверку и сформулированы единые требования к оформлению аудиторских заключений.
В 1998 году приказом по Банку России от 20 января 1998г. №ОД-24 был создан Экспертный комитет при Центральном банке Российской Федерации по банковскому аудиту как коллегиальный совещательный орган. Однако говорить о том, что в России сложился цивилизованный, законодательно защищенный регулируемый аудиторский рынок еще рано. Конечно, сделано многое. В действующих положениях по регулированию банковского аудита определены важные, базовые для работы аудиторов положения: обязательность аудита для кредитных организаций, сформулированы требования к форме аудиторского заключения, предусмотрена ответственность за уклонение от аудита. Накоплен опыт проведения проверок, с каждым годом ужесточаются требования Центрального банка к качеству аудиторских заключений.
Это взгляд с одной стороны. С другой стороны, сами пользователи аудиторских услуг стали более разборчивыми и требовательными. В условиях углубления конкуренции на рынке банковских услуг и наличия устойчивой тенденции к концентрации банковского капитала вопрос адекватного условиям современного рынка качества банковского аудита приобретает особое значение. Особенно эти тенденции проявились после кризиса 1998 года. Если до этого времени банковский аудит в основном сводился к функции представления внешнего заключения для Центрального банка, то после кризиса возрос спрос на инициативный аудит. Клиенты все чаще стали заказывать аудит по более углубленной программе либо включать в проверку вопросы оценки эффективности деятельности, качества менеджмента и вопросы административного аудита. В настоящее время в Государственной думе находится на рассмотрении проект федерального закона "Об аудиторской деятельности", который, по обещаниям правительства, должен быть принят к лету текущего года.