Аудиторская деятельность и ее регулирование
Определение и цели аудита. Место аудита в системе финансового контроля.
Определение аудита дано в ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008г.:
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Цели аудита определены федеральным правилом (стандартом) (ФСА) №1 «Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утверждены Постановлением Правительством РФ от 23.09.02 № 696.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ во всех существенных отношениях.
При этом в стандарте отмечено, что аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников и эффективности хозяйственных операций – в этом отличие от зарубежных стандартов.
Достоверность – это степень точности во всех существенных отношениях данных ФБО, которая позволяет пользователям делать правильные выводы о результатах финансово-хозяйственной деятельности и имущественном положении аудируемого лица и принимать обоснованные решения.
Виды аудиторских услуг:
1. совместимые с проведением обязательной аудиторской проверки
2. несовместимые (ведение, восстановление бухгалтерского учета, составление отчетности).
Считается это подразделение многими специалистами некорректным, т.к. ФЗ не запрещает, а ограничивает тремя годами.
Виды:
- внутренний, внешний
- инициативный и обязательный
- операционный, управленческий, по специальным заданиям.
Отличие аудита от других форм экономического контроля.
Помимо аудиторской деятельности контрольные функции возлагаются на ревизоров, экспертов, участвующих в судебно – бухгалтерской экспертизе, работников налоговых органов, работников таможенных органов, работников органов валютного контроля и т.д., но аудит отличается от других форм экономического контроля. Сточки зрения основной цели контроля эти отличия следующие:
· Ревизия и контроль государственных органов являются исполнительной деятельностью. Аудит является свободной предпринимательской деятельностью.
· Ревизия регулируется административным правом, инструкциями, приказами вышестоящих органов и государственным органом. Аудиторская деятельность регулируется гражданским кодексом и ФЗ №307.
· Ревизия и контроль со стороны государственных органов направлены на незаконные операции и предусматривает наказания в виде штрафов. Аудит призван выявить недостатки и дать рекомендации исполнительному органу по их устранению.
· Ревизия и контроль государственных органов оплачивается централизованно. Аудит оплачивается в соответствии с договором.
Органы государственного контроля:
- Счетная Палата РФ.
- Контрольно-ревизионное управление.
- Министерство Финансов РФ.
- Министерство по налогам и сборам.
- Федеральная служба по валютному контролю.
- Федеральное казначейство.
- Государственный таможенный комитет.
Специальным видом контроля является судебно-бухгалтерская экспертиза, которая в отличие от аудита проводится принудительно по решению судебных органов.
Аудиторская деятельность и ее регулирование
Регулирование аудиторской деятельности (ст.2 ФЗ №307).
ФЗ «О саморегулируемых организациях» №315-ФЗ от 01.12.07г.
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
1. Аудит;
2. Сопутствующие аудиторские услуги
3. Прочие, связанные с аудиторской деятельностью, например,:
- налоговый аудит,
- анализ финансовой хозяйственной деятельности и т.д.
Ст. 1 ФЗ № 307:
Ст. 15 ФЗ №307 «Государственное регулирование аудиторской деятельности»
Орган гос. регулирования – Минфин РФ. Функции:
1) ведет государственную политику в сфере аудита;
2) нормативное регулирование;
3) ведет государственные реестр СРО и аудиторов.
Государственный контроль (надзор) осуществляется в порядке, установленном ст. 22 ФЗ №307.
Общественное регулирование:
Общественные интересы представляет Совет по аудиторской деятельности.
Профессиональное регулирование:
Для обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности создаются СРО, основанные на членстве аудиторов и аудиторских организаций
3. Аудиторские стандарты – определение и виды.
Статья 7 ФЗ №307-ФЗ "Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов».
Кодекс этики приравнен к стандартам и обязателен к применению. Также обязательны для исполнения Правила независимости аудиторов.
Стандарты – единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, к оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к подготовке аудиторов и оценке их квалификации.
1. МСА
2. ФСА
3. Внутренние
Аудиторы вправе самостоятельно выбирать формы и методы аудита, за исключением:
1. планирования
2. документирования
3. состояния рабочей документации
4. составления заключения
Структура ФСА
1. введение (из введения новых ФСА исчезла общая часть, оговаривающая обязательность стандартов, поскольку сейчас это приписано в ФЗ);
2. основные понятия и определения;
3. сущность стандарта;
4. практические приложения (очень мало в отличие от старых)
Новые стандарты более короткие, носят концептуальный характер.
Старые действуют в части, не противоречащей ФЗ. Сейчас приняты новые ФСА, их более 40. С 2013 г. Россия перешла на МСА.
4 группы стандартов:
1. общие
2. рабочие
3. стандарты отчетности
4. специфические
Полномочия по принятию федеральных стандартов аудиторской деятельности с 2010г. возложены на Минфин России