Аудиторская деятельность и ее регулирование

Определение и цели аудита. Место аудита в системе финансового контроля.

Определение аудита дано в ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008г.:

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Цели аудита определены федеральным правилом (стандартом) (ФСА) №1 «Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утверждены Постановлением Правительством РФ от 23.09.02 № 696.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ во всех существенных отношениях.

При этом в стандарте отмечено, что аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников и эффективности хозяйственных операций – в этом отличие от зарубежных стандартов.

Достоверность – это степень точности во всех существенных отношениях данных ФБО, которая позволяет пользователям делать правильные выводы о результатах финансово-хозяйственной деятельности и имущественном положении аудируемого лица и принимать обоснованные решения.

Виды аудиторских услуг:

1. совместимые с проведением обязательной аудиторской проверки

2. несовместимые (ведение, восстановление бухгалтерского учета, составление отчетности).

Считается это подразделение многими специалистами некорректным, т.к. ФЗ не запрещает, а ограничивает тремя годами.

Виды:

- внутренний, внешний

- инициативный и обязательный

- операционный, управленческий, по специальным заданиям.

Отличие аудита от других форм экономического контроля.

Помимо аудиторской деятельности контрольные функции возлагаются на ревизоров, экспертов, участвующих в судебно – бухгалтерской экспертизе, работников налоговых органов, работников таможенных органов, работников органов валютного контроля и т.д., но аудит отличается от других форм экономического контроля. Сточки зрения основной цели контроля эти отличия следующие:

· Ревизия и контроль государственных органов являются исполнительной деятельностью. Аудит является свободной предпринимательской деятельностью.

· Ревизия регулируется административным правом, инструкциями, приказами вышестоящих органов и государственным органом. Аудиторская деятельность регулируется гражданским кодексом и ФЗ №307.

· Ревизия и контроль со стороны государственных органов направлены на незаконные операции и предусматривает наказания в виде штрафов. Аудит призван выявить недостатки и дать рекомендации исполнительному органу по их устранению.

· Ревизия и контроль государственных органов оплачивается централизованно. Аудит оплачивается в соответствии с договором.

Органы государственного контроля:

- Счетная Палата РФ.

- Контрольно-ревизионное управление.

- Министерство Финансов РФ.

- Министерство по налогам и сборам.

- Федеральная служба по валютному контролю.

- Федеральное казначейство.

- Государственный таможенный комитет.

Специальным видом контроля является судебно-бухгалтерская экспертиза, которая в отличие от аудита проводится принудительно по решению судебных органов.

Аудиторская деятельность и ее регулирование

Регулирование аудиторской деятельности (ст.2 ФЗ №307).

ФЗ «О саморегулируемых организациях» №315-ФЗ от 01.12.07г.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

1. Аудит;

2. Сопутствующие аудиторские услуги

3. Прочие, связанные с аудиторской деятельностью, например,:

- налоговый аудит,

- анализ финансовой хозяйственной деятельности и т.д.

Ст. 1 ФЗ № 307:

Ст. 15 ФЗ №307 «Государственное регулирование аудиторской деятельности»

Орган гос. регулирования – Минфин РФ. Функции:

1) ведет государственную политику в сфере аудита;

2) нормативное регулирование;

3) ведет государственные реестр СРО и аудиторов.

Государственный контроль (надзор) осуществляется в порядке, установленном ст. 22 ФЗ №307.

Общественное регулирование:

Общественные интересы представляет Совет по аудиторской деятельности.

Профессиональное регулирование:

Для обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности создаются СРО, основанные на членстве аудиторов и аудиторских организаций

3. Аудиторские стандарты – определение и виды.

Статья 7 ФЗ №307-ФЗ "Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов».

Кодекс этики приравнен к стандартам и обязателен к применению. Также обязательны для исполнения Правила независимости аудиторов.

Стандарты – единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, к оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к подготовке аудиторов и оценке их квалификации.

1. МСА

2. ФСА

3. Внутренние

Аудиторы вправе самостоятельно выбирать формы и методы аудита, за исключением:

1. планирования

2. документирования

3. состояния рабочей документации

4. составления заключения

Структура ФСА

1. введение (из введения новых ФСА исчезла общая часть, оговаривающая обязательность стандартов, поскольку сейчас это приписано в ФЗ);

2. основные понятия и определения;

3. сущность стандарта;

4. практические приложения (очень мало в отличие от старых)

Новые стандарты более короткие, носят концептуальный характер.

Старые действуют в части, не противоречащей ФЗ. Сейчас приняты новые ФСА, их более 40. С 2013 г. Россия перешла на МСА.

4 группы стандартов:

1. общие

2. рабочие

3. стандарты отчетности

4. специфические

Полномочия по принятию федеральных стандартов аудиторской деятельности с 2010г. возложены на Минфин России

Наши рекомендации