Понятие и предпосылки возникновения инфляции

Непосредственно сам термин инфляция появился в Северной Америке в период 1861-1865 гг. – это была гражданская война и инфляция обозначала процесс увеличения кол-ва денег в обращении.

Инфляция – это процесс переполнения канала обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен. Важнейшие причины инфляционного роста цен:

1. Диспропорциональность или несбалансированность гос. доходов или расходов – это несбалансированность выражается в дефиците гос. быджета. Если этот дефицит финансируется за счет кредитов в ЦБ гос-ва, т.е. за счет эмиссии новых денег, то это приводит к росту ден. массы в обращении сверх потребностей товарооборота и следовательно к росту цен.

2.Диспропорциональность финансирования инвестиций и прежде всего в военной отрасли; непроизводительное потребление нац. дохода на военные цели ведет не только к потере нац. Богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия.

3. Изменение структуры современного рынка в 20 веке и превращение его в олигополистическую. Олигополист может влиять на рынок, быть заинтересованным в установлении и поддержании высокого уровня цен на свою продукцию, в создании дефицита товара и ограничении притока новых производителей в отрасль.

4. Рост открытости экономики страны и международной интеграции проявляется в возможном внешнем повышении цен на импортные товары.

5. Инфляционные ожидания в стране, которые обеспечивают самоподдерживающийся характер инфляции (причина субъективного характера, зависящая от ожиданий юридических лиц физических лиц или субъектов хоз. деятельности).

17. Типы инфляции.Взависимости от темпов инфляции:

1. Ползучая инфляция – характеризуется небольшими (до 10% в год, максимально до 20%) темпами обесценивания денег при ее постоянном воспроизведении (из года в го примерно одинаковое); данный вид инфляции рассматривается как положительный фактор развития, т.к. позволяет балансировать товарные рынки (при росте цен на продукцию опред. вида повышается пр-во данного вида продукции, как пользующегося спросом).

2. Галоппирующая инфляция – (в среднем от 10 – 20% до 100% в год) – такой вид отражает нестабильность общей экономической обстановки в стране.

3. Гиперинфляция (годовые темпы инфляционного роста цен свыше 100 – 200%) – в рамках данной инфляции выделяют еще супер-гипер-инфляцию – это когда темп роста цен достигает 50% и больше в месяц.

По формам проявления:

1. Подавленная инфляция или скрытая – это инфляция, когда обесценивание денег осуществляется без открытого роста цен – такая инфляция характерна для стран с административно-командной экономикой и экономикой с регулируемыми ценами. Основной формой проявления такой инфляции явл. обострение товарного дефицита, когда покупательная способность денег падает в связи с невозможностью приобрести необходимые товары, при этом цены на такие товары поддерживаются на фиксированном уровне с помощью административных методов. Другой формой данной инфляции явл. скрытое повышение цен, которое проявляется в ухудшении качества товаров при неизменной цене, исчезновение товаров дешевого ассортимента, продажа старых товаров под новой маркировкой и соответственно по более высоким ценам. Также скрытая инфляция проявляется в наличии неудовлетворенного спроса, представленного вынужденным сбережением или накоплением денег, которое создается из-за того, что покупатели не могут найти нудные товары. Во всех случаях официальные регулируемые цены проявляются на «черном рынке» и в теневой экономике. Такая инфляция часто называется административной, т.к. вызвана установлением административных цен.

2. Открытая инфляция – характерна для экономики со свободным ценообразованием (рыночной экономики) и выявляется непосредственно в росте товарных цен. В его основе может лежать механизм инфляционных ожиданий, основанный на психологии потребителей, а также несбалансированность государственных доходов и расходов.

По факторным формам (по факторам возникновения причин инфляции). Два основных вида:

1. Инфляция спроса – её вызывает излишек денежных доходов и избыточный совокупный спрос на товары. Инфляция спроса наблюдается, когда совокупный спрос возрастает быстрее пр-нного потенциала экономики, поднимая при этом цены, что бы уровнять предложение и спрос на товары данного вида. Покупатели конкурируют за ограниченное предложение товара, что приводит к росту цен. Покрытие дефицита гос. бюджета за счет ден. эмиссии явл. одним из важнейших факторов инфляции спроса, т.к. увеличение предложения денег и выпуска их в оборот увеличивает совокупный спрос на товары и услуги в стране, который в свою очередь повышает уровень цен.

2. Инфляция затрат (инфляция предложения) – наблюдается в том случае, когда увеличиваются затраты на пр-во единицы продукции. Увеличение затрат на единицу продукции в экономике сокращает прибыль и объем продукции, который может быть предложен по существующему уровню цен, в результате чего уменьшается совокупное предложение товаров и услуг, что в свою очередь повышает уровень цен. Таким образом не спрос увеличивает цены. Рост себистоимости продукции, который приводит к инфляции затрат, может быть вызван разными причинами: подорожание сырья, материалов, топлива, труда в виде зарплаты, повышение цен на импортную продукцию, а также неблагоприятными природными условиями.

Наши рекомендации