Основные категории и понятия. Бюджет - экономические отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с предприятиями
Бюджет - экономические отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с предприятиями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования централизованных финансовых ресурсов для обеспечения функций государства.
Функции бюджета - перераспределительная, регулирующая, социальная, контрольная.
Государственные доходы - это экономические отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства игосударственных предприятий; включают доходы бюджета, внебюджетных фондов и государственного сектора экономики.
Налоговые доходы бюджета - доходы бюджетов в соответствии с налоговым законодательством; налоги преобладают в структуре доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Переложение налогов - перемещение налогового бремени с плательщика на носителя налога. Существует два вида переложения налога: с продавца на покупателя и с покупателя на продавца. Классическим примером переложения налога с продавца на покупателя служат косвенные налоги. Иллюстрацией переложения налога с покупателя на продавца является установление высокого земельного налога, который не может быть переложен на покупателей продуктов питания из-за высокой конкуренции с импортными товарами и поэтому уменьшает доход собственников земельных участков и ценупоследних.
Неналоговые доходы - категория доходов бюджета, не связанных с налогами; к ним относятся доходы от использования государственной собственности, доходы от приватизации, часть прибыли государственных предприятий, часть прибыли Центрального банка, доходы от продажи земли и нематериальных активов, доходы от реализации государственных запасов, административные платежи и штрафные санкции, доходы от внешнеэкономической деятельности.
Безвозмездные перечисления - группа доходов бюджета, которая включает средства, поступающие безвозмездно в пользу бюджета от предприятий, организаций, расположенных внутри страны и за ее пределами, от иностранных государств, от бюджетов других уровней. В настоящее время эти доходы ничтожно малы и не играют существенной роли для бюджетов всех уровней. Здесь преимущественно учитываются средства по взаимным расчетам.
Целевые бюджетные фонды - фонды, которые являются составной частью бюджета (федерального или регионального) и учитываются обособленно в его доходах и расходах. Состав фондов изменяется в зависимости от приоритетов финансовой политики государства в текущем году. Доходы фондов федерального бюджета формируются преимущественно из целевых налогов, а также поступлений из территориальных фондов, и доходов, предусмотренных специальным законодательством.
Государственные расходы - это экономические отношения, связанные с распределением и использованием средств государства для обеспечения выполнения им своих функций; количественно они оцениваются как совокупность государственных закупок и трансфертов.
Текущие расходы бюджета - часть расходов бюджета, осуществляемых и оплачиваемых в данный период времени и связанных с финансированием текущих, повседневных потребностей бюджетополучателей; сюда относят все расходы неинвестиционного характера (заработная плата, социальные выплаты, стипендии и т.п.).
Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включают расходы на реализацию инвестиционных программ, расходы на проведение восстановительного ремонта и расширение производства, бюджетные кредиты, расходы на создание и увеличение государственного и муниципального имущества ит.п.
Формы расходования бюджетных средств - категории расходов бюджета, различающиеся по принципам финансирования {условия предоставления бюджетных средств, целевое назначение, сроки, объемы, получатели средств): ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, услуг, работ юридическим и физическим лицам; трансферты населению; бюджетные и налоговые кредиты; бюджетные ссуды, субвенции, субсидии, дотации; средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.
Ассигнования (от лат. assignare - назначать, выделять) - суммы денежных средств, выделенные из централизованных и децентрализованных источников финансовых ресурсов для покрытия затрат на определенные цели; в
утвержденном бюджете, эти средства распределяются по кварталам в соответствии с составленной бюджетной росписью и ежеквартально перечисляются на счета распорядителей ассигнований.
Субвенция (от лат. subvemre - приходить на помощь) - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому липу, на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Подлежат возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок.
Субсидия ( от flaxsubsidium - помощь, поддержка) - пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое государством за счет средств бюджетов и специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Дотация (от naT.dotatio - дар, пожертвование) - государственное пособие гражданам, организациям, предприятиям для покрытия убытков или других текущих целей, а также средства, выделяемые из вышестоящего бюджета для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня; дотация предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе, а ее использование не имеет целевого назначения.
Бюджетная ссуда - средства, передаваемые из вышестоящих бюджетов нижестоящим на возвратной и возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года, ссуда предоставляется для покрытия временных плановых кассовых разрывов (из-за несовпадения сроков поступления и расходования ресурсов) с тем, чтобы обеспечить своевременное финансирование предусмотренных затрат бюджета.
Резервный фонд государственных органов власти *- форма резервирования бюджетных средств в федеральном или региональных бюджетах для обеспечения бесперебойного финансирования предусмотренных расходов бюджетов и покрытия непредвиденных затрат государства в связи с чрезвычайными событиями, стихийными бедствиями и т.п.; размер фонда в федеральном бюджете не должен превышать 3% от общей суммы расходов, размер фонда в региональном бюджете законодательно не ограничивается и определяется решением органов власти субъекта РФ; не допускается использование бюджетных резервов на проведение выборов, референдумов и т.п.
Резервный фонд Президента РФ - форма резервирования бюджетных средств в федеральном бюджете для покрытия непредвиденных расходов, а также расходов, вызванных Указами Президента РФ, размер фонда в федеральном бюджете не должен превышать 1 % от общей суммы расходов.
Бюджет развития - часть бюджета любого уровня, включающая ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, капитальные вложения и другие расходы по расширенному воспроизводству в целях социально-экономического развития страны и ее отдельных территорий, разграничение на бюджет развития и бюджет текущихрасходов в РФ является обязательным, что позволяет особо учитывать различия в направлении
расходования средств бюджетов и определять приоритеты социального и экономического развития; средства бюджета развития федерального бюджета используются на конкурсной, платной, срочной, возвратной основах; условие возвратности связано с тем, что, во-первых, возвратными являются средства, формирующие Бюджет развития (связанные иностранные кредиты, средства от размещения долговых обязательств Российской Федерации за границей, средства из источников внутреннего заимствования), и, во-вторых, инвестиции в производственную сферу из средств фонда предполагают высокую экономическую эффективность проектов.
Федеральный фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР) - фонд денежных средств, создаваемый в федеральном бюджете для оказания финансовой помощи субъектам РФ; фонд занимает центральное место в системе бюджетного регулирования, через него осуществляется большая часть трансфертов регионам для выравнивания бюджетов регионов по текущим расходам.
Фонд регионального развития (ФРР) - фонд денежных средств, создаваемый в федеральном бюджете, задачей которого является оказание инвестиционной поддержки регионам в части обеспечения социального развития, то есть частичное финансирование региональных капитальных затрат. Средства ФРР передаются субъектам Федерации для осуществления инвестиционных проектов, предусмотренных федеральными и региональными программами социального развития.
Фонд развития региональных финансов (ФРФ) - фонд денежных средств в федеральном бюджете, создаваемый для оказания финансовой поддержки субъектам РФ для проведения бюджетных реформ в территориях.
Фонд целевых субвенций (ФЦС) - фонд денежных средств в федеральном бюджете, средства которого направляются на финансовую поддержку регионов с критическим жизнеобеспечением (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), на оказание дополнительной финансовой помощи высокодотационным субъектам Федерации, финансирование программ развития регионов.
Налоговое бремя - степень, уровень экономических ограничений, налагаемых на налогоплательщиков, вызванных отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования
Закон расширяющейся деятельности государства (закон Вагнера) - закон, отражающий тенденцию к возрастанию роли государства по отношению к экономике и обществу; поскольку потребности порождают расходы, то названная тенденция конкретизируется растущими финансовыми потребностями государства; закон был сформулирован немецким экономистом Адольфом Вагнером (1835-1917) в работе "Финансовое хозяйство" (1883)
Вопросы для дискуссионного обсуждения:
1 Сравните определение бюджета по материалам разных учебников, монографий, а также российского бюджетного законодательства и расскажите о функциях бюджета
2 По каким признакам классифицируются доходы государства?
3 По каким признакам классифицируются расходы государства?
4 На примере доходов и расходов федерального бюджета РФ рассмотрите, как реализуются функции бюджета и направления финансовой политики государства?
5 Расскажите о налоговой системе России и направлениях ее реформирования
6 Как соотносится прямое и косвенное налогообложение в России?
7 По каким критериям можно оценить налоговое бремя в экономике страны?
8 Как можно оценить эффективность государственных расходов?
9 Расскажите о формах бюджетного финансирования в России
10 Расскажите об основных положениях теоретических концепций дефицитного и бездефицитного финансирования расходов государства. Как использовались эти положения в экономической политике развитых государств в 1980-90 годы?
11 Расскажите о сбалансированности государственного бюджета СССР
12 Как в последнее десятилетие в России применялась (не применялась)
политика дефицитного финансирования государственных расходов?
13 Какие источники покрытия дефицита бюджетов используются в России?
14 Как бюджетное законодательство России регламентирует использование дефицита бюджета на разных уровнях бюджетной системы
Задачи
1. Рассчитайте сумму дефицита бюджета области и сумму субвенции. Сумма регулирующих доходов бюджета – 500 млн. руб. Сумма закрепленных доходов – 400 млн. руб. Сумма расходной части бюджета – 1000 млн. руб. Сумма субвенции составляет 30 % суммы дефицита.
2. Рассчитайте сумму профицита бюджета области. Сумма регулирующих доходов бюджета – 500 млн. руб. Сумма закрепленных доходов – 380 млн. руб. Сумма расходной части бюджета – 580 млн. руб.
3. Реализуемый товар (шампанское) подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора. Стоимость одной специальной марки 48 коп. Ставка акциза 10,50 руб. за литр. Реализуемая партия – 250000 бутылок шампанского по 0,7 л. Рассчитать сумму акциза.
4. Предприятие реализовало натуральных вин игристых 1500 л, вин нетрадиционных крепленных с содержанием этилового спирта 25% 2000 л, шампанского 3000 л. Ставки акциза за 1 литр соответственно составляют 10,50 руб., 88 руб. за один литр без водного этилового спирта, 10,50 руб. Рассчитать сумму акциза перечисленного в бюджет.
5. Фирма безвозмездно передала предприятию 250 ед. продукции, обменяла по бартеру 500 ед. продукции; реализовано (без учета НДС) 600 ед. продукции по цене 24 руб., 700 ед. – по цене 25 руб. и 650 ед. по цене 30 руб. Фактическая себестоимость реализованной продукции 22 руб. Рассчитать налогооблагаемый оборот для расчета НДС.
6. Сумма налога на прибыль по налоговой декларации за I квартал составила 800 тыс. руб. При сдаче налоговой декларации за полугодие налогоплательщик определил сумму налога 980 тыс. руб. Определить сумму авансовых платежей, подлежащих уплате в III квартале текущего года.
7. Налогоплательщиком в III квартале были определены авансовые платежи в 180 тыс. руб. Фактически было внесено в бюджет 150 тыс. руб. При сдаче декларации за 9 месяцев налогоплательщиком была определена сумма налога на прибыль 1200 тыс. руб. При этом уплаченная сумма налога на прибыль за полугодие составила 980 тыс. руб. Определить сумму налога на прибыль, подлежащую к доплате за 9 месяцев.
8. Мелкооптовое предприятие, функционирующее первый год, занимается закупкой и реализацией продовольственных товаров на сумму 7596,8 тыс. руб., которые были проданы за тем на сумму 9670,7 тыс. руб. Издержки обращения за квартал составили 1142 тыс. руб. Перечислите налоги, которые будет уплачивать предприятие, и рассчитайте их величину по результатам деятельности за квартал.
9. Нормативная или фактическая себестоимость товара 4800 руб. прибыль – 1200 руб. Ставка акциза к отпускной цене 30 %. Рассчитать сумму акциза.
10. Сумма расходной части бюджета области – 450 млн. руб. Дефицит бюджета – 60 млн. руб. Сумма закрепленных доходов – 180 млн. руб. Рассчитайте сумму регулирующих доходов бюджета области.
11. Рассчитайте сумму регулирующих доходов бюджета области. Сумма расходной части бюджета области – 300 млн. руб., дефицит бюджета – 40 млн. руб. Сумма закрепленных доходов – 100 млн. руб.
12. Рассчитайте сумму взносов хозяйствующего субъекта во внебюджетные фонды за квартал от начисленной заработной платы: отчисления в Пенсионных фонд, на государственное социальное страхование, на обязательное медицинское страхование. Фонд оплаты труда предприятия за квартал составил 3127,3 тыс. руб.
13. Рассчитайте сумму налога на рекламу. Хозяйствующий субъект израсходовал на рекламу 517,9 тыс. руб.
Задание для самостоятельной работы студента
1. Составьте схему, отражающую взаимосвязи государственного бюджета с другими звеньями финансовой системы и кредитом.
2. Подберите данные, характеризующие динамику доходов и расходов государственного бюджета за последние 10 лет. Проанализируйте соотношение между доходами и расходами бюджета. Раскройте причины происходящих изменений.
3. Сопоставьте систему платежей организаций в государственный бюджет, действовавшую в 80-е годы, в 1991 и 1992 годах.
4 Составьте структурно-логическую схему распределения и перераспределения ВВП с помощью бюджетного и рыночного методов
5 На основании данных консолидированного бюджета РФ за ряд лет рассмотрите динамику бюджетного дефицита и его распределение между уровнями бюджетной системы. Как изменения в структуре доходов и расходов повлияли на сбалансированность бюджетной системы?
6 Сопоставьте динамику объемов (темпов роста) ВВП и расходов федерального бюджета РФ (консолидированного бюджета РФ) за ряд лет и сделайте выводы о возрастающей роли государства в общественномвоспроизводстве {согласно закона Вагнера). Как повлияли изменения в структуре расходов бюджета на их общий уровень?
7 Сопоставьте динамику дефицита федерального бюджета и государственного долга за ряд лет и сравните с допустимыми критериями, принятыми в мировой практике (в процентах в ВВП)
8 Проанализируйте на показателях консолидированного бюджета соотношение прямых и косвенных налогов в РФ и оцените масштабы и последствия налогового переложения в экономике
9 Оцените вклад федеральных, региональных и местных налогов в доходную часть бюджетов разного уровня бюджетной системы РФ
10 Проанализируйте, как в расходах федерального бюджета соотносятся инвестиционные и текущие расходы
11 Сгруппируйте расходные статьи федерального бюджета РФ по группам затрат и темпам роста за ряд лет и сделайте выводы о роли государства в общественном воспроизводстве
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение государственного бюджета.
2. Назовите отличительные черты бюджетных отношений.
3. Что является материально-вещественным носителем бюджетных отношений?
4. Какими законодательными актами регулируется бюджетная система России?
5. В чем заключается сбалансированность бюджета и каковы способы ее обеспечения?