Персонал предприятия как объект управления
Управление персоналом предприятия — целенаправленная деятельность руководящего состава предприятия, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления.
Объектом управления персоналом являются работники предприятия, на которых направлено воздействие функций управления персоналом, т.е. все работники предприятия, включая носителей функций управления.
Предметом управления персоналом является эффективность деятельности, как отдельных сотрудников, так и их групп, подразделений и всего коллектива предприятия в целом, образующего человеческий капитал предприятия.
Человеческий капитал — совокупность способностей, знаний, навыков и мотивации персонала, применение которой, способствует развитию и росту благосостояния предприятия.
Персонал предприятия как объект управления характеризуется следующими признаками:
· наличием трудовых взаимоотношений с работодателем, оформленных трудовым договором (контрактом);
· мотивацией, проявляемой в сфере профессиональных и личных интересов, в стремлениях к власти, к карьерному росту и т.п.;
· интеллектуальными способностями, выражающимися в умении воспринимать определенный уровень физических, психических или интеллектуальных нагрузок, концентрировать внимание, а также в объеме памяти;
· другими личностными свойствами, необходимыми для выполнения какой-либо работы;
· обладанием качественными характеристиками (профессиональными способностями), которые определяются уровнем образования, объемом полученных знаний, профессиональными навыками, опытом работы в определенной сфере профессиональной деятельности и т.п.
Выделим основные черты управления персоналом.
Во-первых, управление персоналом является командно ориентированным.
Управление действиями группы людей, объединившихся для достижения общей цели, которой они не могут добиться, действуя поодиночке, подразумевает:
1. создание, развитие и использование корпоративной культуры — ценностей, правил поведения, характерных для конкретного трудового коллектива;
2. использование феномена групповой динамики, включая
этап развития коллектива, особенности лидерства, способа поведения в ситуациях конфликта и т.д.
Во-вторых, управление персоналом является индивидуально ориентированным.
Каждого сотрудника организации необходимо рассматривать как личность, для которой следует предлагать услуги и программы, устремленные к индивидуальным потребностям.
При этом необходимо учитывать особенности индивидуального поведения, определяемые многими параметрами, среди которых:
a) индивидуальные способности, склонности и одаренность —предрасположенность к реализации какой-либо деятельности, ориентация на ее выполнение;
b) специфика мотивации — специфика потребностей человека, представление о целях профессиональной деятельности;
c) индивидуальные ценности — общие убеждения человека, вера, мировоззрение, представление о мире;
d) демографические — половые и возрастные особенности;
e) национальные и культурные особенности — усвоенные в опыте способы, правила и нормы поведения, которые проявляются в конкретной реакции человека в конкретных ситуациях.
В-третьих, направленность, стиль и результат управления персоналом во многом определяются особенностями поведения руководителя.
Руководители как разработчики, проводники решений, касающихся деятельности организации, с одной стороны, с другой стороны, являются:
a) субъектами, имеющими индивидуальные особенности;
b) членами некоторой группы, обладающими корпоративной культурой;
c) функционерами определенной управленческой технологии, обладающей своими правилами поведения.
В-четвертых, управление персоналом является деятельностно ориентированным.
Эффективное управление персоналом чаще всего направлено на сложные, подчас неординарные, практические действия, а не на реализацию формальных процедур или правил. Конечно, здесь используются определенные правила, но выделяются все же реальные действия. Особый акцент делается на решении служебных проблем в целях выполнения поставленных предприятием задач благодаря поддержке персонала, каждого отдельного работника, совершенствованию условий труда и их удовлетворению.
В-пятых, управление персоналом ориентировано на будущее.
Управление персоналом должно обеспечить предприятие компетентными и заинтересованными в результатах своего труда сотрудниками. Таким образом, в долговременных стратегиях предприятий следует Обязательно учитывать человеческий фактор.