Фактор (множитель) дисконтирования (FM2). 5 страница

Сырье и материалы
Заработная плата рабочих-сдельщиков
Прочие переменные издержки
Итого переменные издержки
Цена
Средняя величина покрытия +5

Мы видим, что товар Ж выгоден фирме. Его продажа увеличит общую прибыль на 25 тыс. руб. (5 руб. x 5000 шт.). Однако в результате анализа рынка выяснилось, что появление нового товара приведет к сокращению спроса на уже продаваемый товар Г и фирме придется сократить производство последнего на 2,5 тыс. шт.

Для принятия решения о целесообразности выпуска товара Ж рассчитаем потери фирмы от вынужденного сокращения производства товара Г.

Сокращение прибыли в результате отказа от 1 ед. товара Г равно его вкладу (см. табл. 22.20) и составляет 12 руб. Отказ от 2,5 тыс. шт. данного товара уменьшит прибыль фирмы на 30 тыс. руб. (12 руб. x 2500 шт.). Поэтому в случае введения нового товара Ж в ассортимент прибыль фирмы сократится на 5 тыс. руб.

3. Предположим, что был разработан еще один новый товар - Е, который можно продавать в количестве 15 тыс. шт. по цене 60 руб. Переменные затраты на его производство и реализацию содержатся в табл. 22.23.

Таблица 22.23. Затраты на единицу товара Е, руб.

Сырье и материалы
Заработная плата рабочих-сдельщиков
Прочие переменные издержки
Итого переменные издержки
Цена
Средняя величина покрытия +18

Наладив производство данного товара, фирма сможет получить дополнительно 270 тыс. руб. прибыли (18 руб. x 15 000 шт.). Однако для этого у нее не хватит существующих производственных мощностей (фирма уже выпускает 55 тыс. шт. различных товаров с учетом расширения выпуска товара Д, а производственные мощности рассчитаны на 60 тыс. шт.) и потребуется сокращение производства каких-то уже производимых товаров на 10 тыс. шт.

Вопрос: стоит ли вводить в ассортимент новый товар и если да, то производство каких товаров следует сократить и на сколько?

На первый вопрос можно сразу ответить утвердительно. Средняя величина покрытия для товара Е составляет 18 руб., что представляет собой наибольшую величину по сравнению с другими товарами (см. табл. 22.20).

Среди всех производимых фирмой товаров наименьшая средняя величина покрытия у товара Б (2 руб.). Если мы откажемся от производства 10 000 шт. товара Б, то потеряем 20 тыс. руб. (2 руб. x 10 000 шт.), в то же время от 10 тыс. шт. товара Е фирма получит дополнительно 180 тыс. руб. (18 руб. x 10 000 шт.). От этого выигрыш фирмы составит 160 тыс. руб. (180 тыс. руб. - 20 тыс. руб.) (табл. 22.24).

Таблица 22.24. Расчет прибыли фирмы

после изменения в ассортименте

  А Б В Г Д Е Всего
Объем выпуска, шт. 10 000 20 000 15 000 60 000
Цена, руб. 70 для 16 000 и 62 для 4000  
Выручка, тыс. руб. 1120 + 248 = 1368
Переменные издержки на 1 единицу товара, руб.  
Переменные издержки всего, тыс. руб.
Постоянные издержки, тыс. руб.            
Прибыль, тыс. руб.            

Мы видим, что прибыль фирмы выросла на 258 тыс. руб. (392 тыс. руб. - 134 тыс. руб. (из табл. 22.18) = 258 тыс. руб.).

Посмотрим, как отразилось изменение в ассортименте на запасе прочности фирмы и эффекте производственного рычага (табл. 22.25).

Таблица 22.25. Расчет точки безубыточности и запаса

прочности для фирмы после изменения в ассортименте

Выручка от реализации, тыс. руб.
Переменные издержки, тыс. руб.
Постоянные издержки, тыс. руб.
Прибыль, тыс. руб.
Сумма покрытия, тыс. руб.
Коэффициент покрытия 0,209
Пороговая выручка, тыс. руб. 1588,5
Запас прочности, % 54,2
Эффект производственного рычага 1,85

Мы видим, что в результате обновления ассортимента положение фирмы улучшилось: прибыль выросла со 134 тыс. руб. до 392 тыс. руб., запас прочности увеличился с 28,7 до 54,2%, эффект производственного рычага снизился с 3,48 до 1,85.

Выводы

1. Существуют различные виды классификации издержек фирмы. Та или иная классификация зависит от заложенного в ее основу критерия. Издержки могут быть разделены на производственные и непроизводственные; основные и накладные; прямые и косвенные; постоянные и переменные; явные и альтернативные; плановые и фактические; суммарные и затраты на единицу изделия и т.д.

2. Большое значение для обоснования принятия решений и планирования процесса производства имеет классификация издержек на постоянные и переменные. Постоянные издержки не меняются при изменении объема производства, остаются стабильными. Переменные издержки возрастают с расширением объема производства и уменьшаются при сокращении последнего.

3. Принцип деления издержек на постоянные и переменные применяется для определения оптимального объема производства и продаж фирмы. Под оптимальным понимается такой объем производства и продаж, при котором предприятие либо получает максимальную прибыль, либо терпит минимальные убытки.

Одним из способов определения оптимального объема является сравнение приростов выручки и издержек, связанных с расширением производства. Прирост выручки фирмы, связанный с увеличением объема выпуска, называют предельным доходом (предельной выручкой), а прирост издержек фирмы, также связанный с расширением объема, - предельными издержками. Наибольшую прибыль обеспечат такой объем выпуска и такая цена, при которых предельный доход будет максимально приближен к предельным издержкам.

4. Каждая фирма, начиная процесс производства или принимая решение о его расширении, должна быть уверена, что ее затраты обязательно окупятся и принесут прибыль. Для получения прибыли необходимо, чтобы объем выручки от продаж превышал сумму постоянных и переменных издержек фирмы. Разделение издержек на постоянные и переменные позволяет определить так называемую точку безубыточности (мертвую точку), т.е. такую выручку и объем выпуска, при которых фирма сможет лишь окупить все свои затраты, не имея при этом ни прибыли, ни убытков.

5. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные издержки фирмы, целесообразно использовать такую величину, как сумма покрытия. Расчет суммы покрытия позволит определить, сколько средств зарабатывает фирма, производя и реализуя свою продукцию с тем, чтобы окупить постоянные издержки и получить прибыль.

6. Если предприятие получает выручку больше той, которая соответствует точке безубыточности, оно работает с прибылью. Эта прибыль тем больше, чем больше разница между фактической выручкой и выручкой, соответствующей точке безубыточности. Сравнивая эти два значения выручки, мы можем оценить, насколько может фирма допустить снижение выручки без опасения оказаться в убытке.

7. Производственный рычаг показывает, какое воздействие изменение выручки фирмы оказывает на изменение ее прибыли. Чем выше значение производственного рычага, тем более рискованным с точки зрения изменчивости прибыли является положение фирмы.

8. При принятии решений об ассортименте выпускаемой продукции целесообразно использовать метод калькуляции по величине покрытия. Рассчитав величину покрытия, мы можем оценить вклад каждого из производимых товаров в общую прибыль фирмы. Любой товар, который вносит какой-либо вклад в прибыль (величина покрытия положительна), целесообразно производить. Метод калькуляции полной себестоимости не дает окончательного ответа для принятия решений, поскольку требует обязательной процедуры распределения постоянных затрат между отдельными товарами, а результаты такого распределения во многом субъективны.

9. Если производственные мощности фирмы ограниченны и для обновления ассортимента приходится отказываться от уже производимых фирмой товаров, то в первую очередь следует снимать с производства товар, имеющий наименьшую среднюю величину покрытия.

Основные понятия

Предельные издержки

Предельный доход

Сумма покрытия

Средняя величина покрытия (величина покрытия на единицу товара)

Коэффициент покрытия

Точка безубыточности

Пороговая выручка

Запас прочности

Производственный (операционный) рычаг

Калькуляция полной себестоимости

Калькуляция величины покрытия

Вопросы для самопроверки

1. Какой принцип заложен в основу деления издержек на постоянные и переменные?

2. Что такое точка безубыточности и когда возникает необходимость ее определения?

3. Как можно рассчитать, при каком объеме продаж фирма окупит свои затраты?

4. Какие преимущества дает метод калькуляции затрат по величине покрытия?

5. Используя информацию, содержащуюся в сокращенном отчете о прибылях и убытках фирмы X (табл. 22.26), рассчитайте пороговую выручку, запас прочности и эффект производственного рычага для этой фирмы.

Таблица 22.26. Сокращенный отчет о прибылях и убытках

фирмы X за 2010 г., тыс. руб.


Выручка от реализации
Расходы на основное сырье и материалы
Расходы на вспомогательные материалы
Расходы на заработную плату рабочих
Другие прямые затраты на производство и реализацию
Валовая прибыль (результат от реализации)
Административные расходы
Расходы на рекламу
Расходы по выплате процентов за кредит
Прибыль

6. Предприятие рассчитывает, что возможности сбыта одного из производимых товаров будут следующими (табл. 22.27).

Таблица 22.27. Цены и объемы реализации товара

Объем реализации, шт. Цена, руб.

Переменные издержки растут пропорционально расширению объема производства, поэтому переменные издержки на единицу товара не зависят от объема производства и составляют 140 руб. С помощью сопоставления предельных показателей определите оптимальный объем производства и продаж данного товара.

7. Фирма производит и продает четыре товара. Информация о ценах, объемах реализации и затратах приведена в табл. 22.28.

Таблица 22.28. Цены, объемы реализации

и затраты на товары А, Б, В и Г

  А Б В Г
Объем выпуска, шт.
Цена, руб.
Переменные издержки на производство и сбыт каждого товара, руб.
Постоянные издержки, тыс. руб.

Распределите постоянные издержки между товарами: а) пропорционально выручке от реализации; б) пропорционально переменным издержкам. Рассчитайте прибыль на единицу каждого товара; в) примите решение о целесообразности выпуска каждого из четырех товаров.

Глава 23. ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС-ПЛАНА

Бизнес-план - это комплексный документ, содержащий все основные аспекты планирования деятельности предприятия и разрабатываемый как для обоснования конкретных инвестиционных проектов, так и для управления текущей и стратегической финансовой деятельностью. Далее будет рассмотрен бизнес-план в широком смысле как документ, позволяющий осуществлять управление предприятием в целом: анализировать проблемы, с которым оно может встретиться, а также определять пути решения финансово-хозяйственных задач. Бизнес-план может и должен быть разработан и для предприятий, выпускающих продукцию, и для тех, которые специализируются на оказании услуг, торговой деятельности и т.д. От этого будет зависеть как его структура, так и прогноз основных параметров деятельности.

23.1. Задачи финансового планирования на предприятии.

Структура бизнес-плана

Российские предприятия уже накопили определенный опыт составления бизнес-планов, применяемых ими в следующих областях:

- при подготовке инвестиционных заявок на получение кредитов в коммерческих банках;

- при обосновании предложений по приватизации предприятий государственной и муниципальной собственности;

- при разработке проектов создания частных фирм;

- при выборе способов достижения финансовых результатов предприятиями и фирмами, находящимися в условиях переходного периода;

- при организации выпуска новых видов продукции;

- при составлении проектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций);

- при привлечении иностранных инвестиций для развития предприятия.

Однако бизнес-план может разрабатываться не только в случае необходимости привлечения финансовых средств, т.е. с расчетом на внешних инвесторов или кредиторов, но и с учетом необходимости повышения эффективности работы предприятия. В этом случае бизнес-план используется внутри предприятия, чтобы убедить менеджмент в жизнеспособности той или иной идеи. При этом целью такого бизнес-плана является конкретизация цели и/или путей ее достижения.

К основным задачам деятельности, которые предприятие может наметить при помощи бизнес-плана, относятся:

- определение емкости и перспектив развития рынка сбыта продукции;

- определение затрат по производству и реализации продукции и услуг;

- соизмерение затрат с возможными ценами для прогнозирования финансовых результатов деятельности;

- обнаружение в планировании финансово-хозяйственной деятельности возможных неточностей.

Во многих отношениях бизнес-план для любого предприятия становится первым опытом стратегического планирования, охватывающего 3 - 5 лет предстоящей деятельности. От того, насколько точными будут значения показателей, лежащих в основе прогноза, зависит и точность проектировок.

Постоянное уточнение бизнес-плана в целях корректировки его в соответствии с меняющимися условиями позволяет иметь фактические результаты деятельности предприятия. По сути, планирование - составляющая непрерывного процесса мониторинга работы предприятия, позволяющая определить, не произошло ли каких-либо изменений, не нужно ли что-нибудь скорректировать с учетом этих изменений. Это необходимая составляющая оценки текущего положения дел на предприятии.

Как правило, разрабатываются альтернативные варианты бизнес-плана, в основу которых могут быть положены различные способы реализации поставленной цели.

В рамках бизнес-плана определяются цели, пути и средства их достижения. В итоге разработанный документ будут читать потенциальные кредиторы, инвесторы, что позволит обеспечить приток финансовых средств на предприятие. Именно это обстоятельство следует учитывать при разработке финансового раздела бизнес-плана.

Бизнес-план - объемный документ, разносторонне отражающий стратегию развития предприятия, его разделы взаимосвязаны и являются базовыми для финансовых проектировок.

В зарубежной и отечественной литературе можно встретить различные варианты структуры бизнес-плана, а также названия его разделов. В значительной степени это зависит от того, к какой сфере деятельности относится конкретное предприятие.

Мы будем рассматривать структуру и предлагаемые названия разделов бизнес-плана на примере предприятия, которое производит и реализует пищевые продукты. Данный пример связан с разработкой бизнес-плана в связи с желанием предприятия выпускать новый вид продукции.

Раздел I. Резюме

Фактически резюме является предельно сокращенной версией бизнес-плана (3 - 4 страницы текста). Этот раздел находится в начале, хотя его написание осуществляется в конце всей работы. Цель резюме - изложение основных положений разработанного бизнес-плана, чтобы в сжатом виде дать представление о содержании этого документа.

В начале резюме формулируются цели и стратегии, с помощью которых они будут достижимы. Далее дается характеристика выпускаемой продукции, в том числе планируемой к выпуску; ее особенности по сравнению с представленной на рынке, основные финансовые показатели в перспективе, потребность в финансировании и направления использования полученных средств.

Последняя страница резюме должна содержать финансовые результаты, ожидаемые от проекта (финансовое резюме). Здесь приводятся сведения о прогнозных объемах продаж на ближайшие годы, затратах на производство, валовой прибыли, уровне прибыльности (рентабельности) вложений, указание о возможном периоде возврата капвложений или предоставленных в кредит средств (финансовое резюме и особенности его составления изложены в п. 23.3).

Раздел II. Общее описание предприятия

В этом разделе дается полное и сокращенное наименование предприятия, дата регистрации, описание основных видов деятельности предприятия (код ОКОНХ), его организационно-правовая форма, форма собственности (код СКФС), доля государства (субъекта Федерации) в капитале, подчиненность предприятия - вышестоящий орган.

Излагаются намерения по производству и сбыту продукции, указываются географические пределы развития бизнеса, сведения о том, какой стадии развития достигло предприятие, имеет ли полностью разработанный ассортимент продукции и т.д.

Важным представляется четкое формулирование цели бизнеса (выход на определенный объем продаж или в определенные географические районы, выпуск нового вида продукции и т.д.). Главное, чтобы цели были четкими и однозначными, выглядели реалистично и были достижимы. Именно поэтому при их формулировании стоит придерживаться правила SMART, предусматривающего, что они должны также быть:

- конкретными (Specific). Например, ежегодно увеличивать объем продаж на 10%;

- поддающимися измерению (Measurable). В качестве цели необходимо использовать такие показатели, как объем продаж, объем чистой прибыли, рыночная доля и др.;

- достижимыми (Achievable) при наличии имеющихся ресурсов и вариантов их пополнения, предлагаемых в бизнес-плане;

- реалистичными (Realistic), основанными на достигнутом уровне развития;

- привязанными ко времени (Timed), что означает четкое формулирование сроков достижения поставленной цели.

Указываются также сведения о том, какой стадии развития достигло предприятие.

Раздел III. Товары и услуги

Основной целью данного раздела является профессиональная характеристика привлекательных черт продукции и услуг, выпускаемых или оказываемых данным предприятием.

Здесь дается описание физических характеристик продукции, направлений ее возможного использования и привлекательности для потребителя ее свойств. Это позволяет подчеркнуть уникальность продукта или услуги, выделить их из числа одноименной продукции конкурентов.

Кредитор или инвестор, читающий бизнес-план, из этого раздела должен сделать для себя вывод о преимуществе потребительных свойств продукции именно данного предприятия, понять, чем они отличаются от аналогов других производителей. Далее в маркетинг-плане эти товары и услуги рассматриваются с позиций перспектив продаж, выработки соответствующей стратегии маркетинга.

Раздел IV. Маркетинг-план

Это один из важнейших разделов бизнес-плана, так как многие кредиторы и инвесторы считают, что успех нового предприятия или выпуска новой продукции и услуг можно прогнозировать, лишь принимая во внимание факторы, определяющие спрос на товар или услугу.

В результате разработки маркетинг-плана мы должны получить важнейший показатель для дальнейших финансовых проектировок - объем продаж производимой продукции по всему ассортименту и в целом по предприятию.

В данном разделе должны быть рассмотрены важные аспекты программы маркетинга. В первую очередь необходимо исследование рынков, на которые "нацелен" бизнес, выявление отличительных характеристик и размеров основных рынков и сегментов рынков. Важнейшей составляющей является также оценка степени существующей конкуренции и ее воздействие на предприятие. Рассматривая предприятия-конкуренты, следует определить ту долю поставок каждым из них, которую они составляют на том или ином сегменте рынка, определить на этой основе ту долю рынка, которая будет принадлежать данному предприятию (объем реализации продукции в физическом выражении).

Далее должна быть представлена стратегия маркетинга, проводимая предприятием. В первую очередь следует показать, как предприятие намерено добиваться достижения намечаемых объемов продаж (создание службы сбыта для прямого маркетинга или использование дилерской сети, дистрибьюторов, посредников; численность, квалификация сотрудников). В обеспечении сбыта продукции большая роль отводится рекламе. При этом важно определить, какие инструменты будут использованы для этой цели (пресса, рассылка по почте и т.д.).

Определение основного параметра для дальнейших финансовых проектировок - объема продаж по всему ассортименту выпускаемой продукции - основано на расчетах прогнозных значений объемов реализации (в физическом измерении) и цен на соответствующую продукцию.

Наряду с объемом реализации в физическом измерении основополагающим является правильное обоснование в маркетинг-плане прогнозных значений уровня цен на основе изучения конкурентных материалов. Именно поэтому имеет смысл привести общую структуру цен и обосновать ее, рассмотреть изменение цен во времени в зависимости от объемов реализации.

В разработке маркетинг-плана наиболее сложным является определение перспектив сбыта продукции, а также прогноза цен. Разработка различных возможных сценариев на прогнозируемый период определит и различный уровень показателей объемов продаж (в стоимостном выражении), а значит, и изменения всех финансовых параметров деятельности предприятия, которые учтены в проектировке финансового раздела бизнес-плана. Следует разрабатывать как консервативный вариант (т.е. наиболее вероятный), так и оптимистичный.

Если предприятие собирается выпускать несколько наименований продукции, прогнозы объемов реализации, цен и объемов продаж должны быть выполнены по каждому продукту, а затем объем продаж суммируется для определения общего итога.

Раздел V. Производственный план

Важнейшим показателем для финансовых проектировок является себестоимость производимой продукции. Именно поэтому производственная составляющая в стоимостном выражении должна быть разработана в данном разделе наиболее подробно, учитывая, что в нем всесторонне представлен процесс производства и все его составляющие.

Собственно производство отражено описанием технологических процессов, производственных мощностей, особенностей задействованного оборудования, сырья, материалов.

Серьезное внимание отводится определению поставщиков сырья и материалов, цен на них.

Рассмотрение потребностей в трудовых ресурсах имеет важнейшее значение для полного понимания производственной стороны бизнеса. Как правило, указываются общие, а также специальные требования к уровню квалификации персонала.

В этом разделе описывается также уровень сервиса, который будет обеспечен после того, как потребитель приобретет товар или услугу. Сервис рассматривается как один из главных источников доходов предприятия в послепродажный период, поэтому условия его предоставления являются достаточно важными для пополнения источников средств.

Главным параметром, связывающим данный раздел с финансовым разделом бизнес-плана, является объем средств, которые понадобятся для осуществления разрабатываемых перспектив. Вот почему предельно важен достоверный прогноз цен на сырье, материалы, оборудование, трудовые ресурсы, возможные изменения в технологических процессах и др. Здесь важно правильно определить объемы производства по годам, так как от их уровня также будут зависеть затраты предприятия. От правильного прогноза объемов затрат (издержек производства) будет зависеть достоверность всех дальнейших финансовых проектировок.

Результаты разработки производственного плана по каждому из пяти лет прогнозного периода сведены к следующим основным проектировкам и представлены в табличной форме:

- прогнозируемый объем выпуска продукции (в физическом измерении);

- определение потребности в основных фондах (в стоимостном выражении);

- определение потребности в ресурсах (сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо, энергия). Эти показатели должны быть разработаны в физическом измерении и в стоимостном выражении;

- расчет потребности в кадрах и затрат на оплату труда;

- смета расходов и калькуляция себестоимости продукции.

Данные проектировки, итогом которой является расчет объемов затрат предприятия по каждому году прогнозного периода, являются основополагающими для дальнейшего определения потребностей в финансовых средствах. Реалистичность этих проектировок очень важна для потенциального инвестора или кредитора, так как правильное определение потребностей в финансовых ресурсах, а значит и их источников (в рамках финансового раздела бизнес-плана) позволит предприятию успешно реализовать поставленные цели.

Другим важнейшим параметром, получаемым в процессе разработки производственного плана, является себестоимость планируемой к выпуску продукции по всему ассортименту. Этот показатель используется для расчета уровня рентабельности продукции при финансовых проектировках.

Раздел VI. Организация управления

В данном разделе должна быть проведена оценка имеющихся кадров (численный состав), а также определена потребность в привлечении специалистов.

Далее целесообразно дать организационную структуру, показывающую связи и разделение ответственности между звеньями управления. Часто в данный раздел включаются разъяснения по поводу подбора необходимых кадров, их специальная подготовка, подходы к определению уровня оплаты труда. Могут быть приведены структура заработной платы, система стимулирования работников.

Данный раздел связан с финансовыми проектировками бизнес-плана, так как оценка затрат на управленческий персонал учитывается при определении себестоимости продукции.

Раздел VII. Капитал и организационно-правовая форма

предприятия

В этом разделе дается обоснование выбора организационно-правовой формы предприятия (акционерное общество, товарищество, общество с ограниченной ответственностью и т.д.). Здесь также необходимо указать, какие финансовые ресурсы потребуются для того, чтобы предприятие успешно развивалось в прогнозируемый период. Дав общие объемы потребностей в финансовых ресурсах, следует назвать источники средств, имеющиеся в данный момент и планируемые на перспективу (собственные средства, ссуды, кредиты и т.д.), а также дать направления использования финансовых средств.

Одной из сложнейших задач является определение возможных источников привлекаемых средств исходя из знания ситуации на финансовых рынках, конкретного опыта общения предприятия с кредитными организациями, инвесторами и др.

Раздел VIII. Финансовый план

Данный раздел является ключевым в бизнес-плане. В нем рассматриваются вопросы финансового обеспечения деятельности предприятия и наиболее эффективного использования имеющихся средств на основе текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров и услуг на рынках в последующие периоды. Именно этот раздел бизнес-плана дает ответы главным рецензентам относительно целесообразности сотрудничества в этом предприятии: инвесторы узнают об уровне прибыли, на который они могут рассчитывать, кредиторы - о способности возможного заемщика обслуживать долг в определенных объемах.

Наши рекомендации