Фактор (множитель) дисконтирования (FM2). 6 страница

Прогнозные проектировки являются наиболее уязвимыми с точки зрения степени неопределенности. Более того, они связаны с различными вариантами уровня сбыта продукции (услуг), разработанными в маркетинг-плане, а также уровнем себестоимости выпускаемой продукции. Именно поэтому финансовые проектировки должны быть многовариантны. Очень важно полное соответствие сведений данного раздела расчетам, представленным в остальной части бизнес-плана.

23.2. Методические подходы к составлению проектировок

финансового раздела бизнес-плана

Анализируя отечественный опыт по вопросам составления бизнес-планов, можно сделать вывод, что из всех их разделов наименее разработан финансовый план.

Настоящий раздел бизнес-плана рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности предприятий, фирм, организаций и наиболее эффективного использования имеющихся финансовых средств на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров и услуг на рынках в последующие периоды.

Финансовый план разрабатывают в виде следующих прогнозных финансовых документов:

- прогноз финансовых результатов;

- проектировка движения денежных средств;

- прогнозный баланс предприятия.

Как правило, прогнозный период охватывает 3 - 5 лет. Рассмотрим последовательность проектировок на том же самом примере предприятия, уже работавшего в сфере производства продуктов питания и желающего в прогнозный период выпустить новый вид продукции. Его интересует, как будут складываться в перспективе итоги деятельности с учетом новой производственной программы.

Прогноз финансовых результатов

Целью прогноза финансовых результатов является представление перспектив деятельности предприятия с точки зрения прибыльности (табл. 23.1). Особенно инвесторов будет интересовать уровень прибыльности в предстоящий период, так как они могут увидеть, какую долю от прибыли предприятия получат.

Таблица 23.1. Прогноз финансовых результатов, тыс. руб.


Показатель 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
1. Чистый объем продаж
2. Себестоимость реализованной продукции
3. Валовая прибыль
4. Операционные затраты (исследования, разработки, административные расходы)
5. Проценты уплаченные
6. Балансовая прибыль -190 -152
7. Расходы по выплате налогов (50%)
8. Чистая прибыль -190 -152

1-й, 2-й год и т.д. - это годы прогнозируемого периода начиная с последующего по отношению к году разработки бизнес-плана (базисный год).

Стартовой позицией для составления этого прогноза является планирование объема продаж в натуральном и стоимостном выражении. При этом расчеты осуществляются по всем видам выпускаемой продукции, а затем суммируются в результат, представленный в табл. 23.1 (строка 1).

Вычитая из чистого объема продаж себестоимость реализованной продукции, получаем показатель валовой прибыли. Показатели себестоимости уже были рассчитаны в разделе "Производственный план" рассматриваемого бизнес-плана.

К операционным затратам отнесены затраты на разработку нового вида продукции, на проведение маркетинговых исследований, административные расходы и затраты по сбыту продукции.

Чтобы рассчитать суммы, расходуемые на уплату процентов (строка 5), необходима информация об уровне процентных ставок по краткосрочному и долгосрочному долгу, а также о графике погашения долга.

Показатель "Балансовая прибыль" (строка 6) получен путем вычитания из валовой прибыли операционных затрат и сумм уплаченных процентов.

Налоги из прибыли в нашем примере составляют значительную величину - 50% балансовой прибыли минус суммы перенесенных прошлых убытков (отрицательной прибыли). Суммы перенесенных убытков определяются путем прибавления нераспределенной прибыли прошлого года (если она отрицательна) к чистой прибыли текущего года.

Разница балансовой прибыли (строка 6) и соответствующей суммы выплаченного налога на прибыль (строка 7) и дает показатель чистой прибыли (строка 8).

Данный показатель наряду с показателями чистого объема продаж и себестоимости реализованной продукции является основополагающим для дальнейшего анализа динамики возможных изменений финансовой ситуации за пятилетие.

Как правило, такие расчеты носят многовариантный характер в зависимости от предполагаемого объема сбыта, цен, издержек производства (оптимистичный прогноз, пессимистичный, средний).

Проектировка движения денежных средств

Данная проектировка отражает не доходы и затраты, а фактическое поступление денежных средств и их перечисление (табл. 23.2). Именно поэтому итоговая цифра проектировки движения денежных средств отражает сальдо оборота денежных средств предприятия. Прогноз финансовых результатов может быть трансформирован в проектировку движения денежных средств путем ряда корректировок.

Таблица 23.2. Проектировка движения денежных средств,

тыс. руб.


Показатель 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
Наличные денежные средства
Приход денежных средств
1. Поступления от продаж
2. Выручка от продажи акций
Приход - итого
Расход денежных средств
1. Операционные затраты
2. Оплата прямых затрат труда
3. Сырье
4. Прочие расходы
5. Капвложения
6. Погашение долгосрочной задолженности
7. Выплата процентов по займам
8. Платежи налога на прибыль
Расход - итого
9. Чистый денежный поток +2 -24 -57 +128 +308
10. Денежные средства без учета ссуд +9 -17 -50 +135 +357
11. Получение краткосрочных ссуд
12. Погашение краткосрочных ссуд
Итоговые денежные средства

В проектировке финансовых результатов показаны расчетные величины доходов от продаж, чистой прибыли. В отличие от этого денежный поток отражает фактическое поступление выручки от продаж. Для перехода от фактических к расчетным показателям необходимо учесть ожидаемые сроки поступления платежей по продажам.

Если прогноз финансовых результатов отражает затраты, осуществленные в тот или иной период, то проектировка движения денежных средств показывает фактическую оплату этих затрат. При этом следует учитывать, что некоторые затраты могут быть покрыты немедленно, а другие - через определенный период времени. Для проведения согласования показателей следует разобраться в характере кредитной политики предприятия.

Следует учитывать, что в начальный период существования предприятия его положение с денежными средствами будет куда важнее, чем прибыльность, так как именно этот фактор точнее всего характеризует его жизнеспособность.

Проектировка движения денежных средств отражает поступление всех денег из всех источников, включая не только выручку от реализации продукции, но также выручку от продажи акций или получаемых в долг средств от продажи некоторых активов.

В нашем примере предполагается, что минимальный остаток денежных средств составит 7 тыс. руб. Приход средств планируется за счет поступлений от продаж произведенной продукции (строка 1) и выручки от продажи акций предприятия в первые два года прогнозного периода (225 тыс. руб. и 125 тыс. руб. соответственно). Уровень поступлений от продаж будет зависеть от характера расчетов с покупателями продукции.

При проектировке расходования денежных средств планируются суммы операционных затрат, по оплате прямых затрат труда, используемое сырье (в зависимости от объемов и ассортимента выпускаемой продукции).

Строка 5 "Капвложения" отражает расходование средств на пополнение основных фондов (приобретение оборудования и др.) в объемах, предусмотренных при проектировке раздела "Производственный план".

В нашем примере развитие производства в прогнозируемый период будет происходить за счет собственных средств предприятия, их пополнения путем дополнительной эмиссии акций, а также краткосрочных займов. Долгосрочное кредитование не предусмотрено, поэтому строка 6 содержит нулевые значения этого показателя. Выплата процентов по займам (строка 7) осуществляется только по краткосрочным займам с учетом условий кредитования.

Осуществив расчеты прихода и расхода денежных средств по годам, получаем такой важный показатель, как чистый денежный поток (строка 8), а также сальдо оборота денежных средств (строка 9). Учитывая необходимость сохранения резервных средств (последняя строка) и объемы погашения уже взятых краткосрочных ссуд, можно рассчитать необходимые объемы получения ссуд по прогнозируемым периодам.

При проектировке потока денежных средств следует иметь в виду следующее:

- неопределенность большинства финансовых и других проектировок возрастает с расширением временного диапазона: для первых 12 - 24 месяцев помесячные и поквартальные проектировки вполне приемлемы, для периода средней продолжительности целесообразней осуществлять поквартальные, а для долгосрочного периода - годовые проектировки;

- при определении суммы средств для начала производства новой продукции практически невозможно рассчитать объем необходимых оборотных средств без помесячного проектирования денежного потока.

Расчет месячного денежного потока может стать основой для выработки целого ряда целей, благодаря которым становится возможным управление предприятием и правильная оценка фактически достигнутых им результатов.

Проектировка баланса предприятия

Как известно, баланс не отражает результатов деятельности предприятия за какой-либо период времени, а представляет собой ее мгновенный "снимок", показывающий с финансовой точки зрения ее сильные и слабые стороны на данный момент. В балансе сведены воедино активы предприятия (то, чем оно располагает), его обязательства (сколько и кому оно должно), а также собственный капитал.

Проектировки балансов составляются, как правило, на конец каждого года из прогнозируемого пятилетнего периода (табл. 23.3). Эти балансы составляются на основе исходного баланса базисного года с учетом предполагаемых особенностей развития предприятия в прогнозируемый период (изменение финансовых результатов, операционных характеристик, привлечение собственных и заемных средств и др.).

Таблица 23.3. Проектировка показателей баланса по годам,

тыс. руб.


Показатель Базисный год 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
Денежные средства
Дебиторская задолженность
Товарно-материальные средства
Основные активы
Предпроизводственные затраты
Актив - всего
Кредиторская задолженность
Краткосрочные ссуды
Обязательства по уплате налогов
Долгосрочная задолженность
Обязательства - всего
Акционерный капитал
Нераспределенная прибыль -190 -342 -335 -134 +183
Собственный капитал - всего
Пассив - всего

Считается, что этот документ менее важен, чем проектировки финансовых результатов и движения денежных средств, но именно прогнозный баланс тщательно изучают специалисты (кредиторы, инвесторы), чтобы оценить, какие суммы будут вложены в активы и за счет каких пассивов.

При подготовке проектировок балансов необходимо обратить особое внимание на следующие особенности:

- даже если предприятие только начинает работу, некоторая часть активов должна быть образована за счет собственных средств;

- большое значение для кредиторов и инвесторов имеет доля собственного капитала, так как значительные финансовые обязательства такого рода будут означать серьезность намерений по развитию предпринимательства;

- уровень ликвидности баланса играет существенную роль, так как, имея достаточную ликвидность, предприятие может позволить себе более маневренную политику.

При проектировке баланса было учтено, что статья "Денежные средства" включает в себя краткосрочные инвестиции и их уровень поддерживается на величину минимального остатка (7 тыс. руб.) посредством привлечения краткосрочных займов. К основным активам относятся капвложения, направленные на приобретение оборудования, амортизируемого более пяти лет.

При проектировке обязательств учитывается необходимость получения краткосрочных займов для финансирования дефицита денежных средств и поддержания минимального их остатка. Собственный капитал включает в себя имеющиеся первоначальные инвестиции (55 тыс. руб.) соучредителей предприятия, а также планируемую эмиссию акций, которая в первый и второй годы прогнозного периода может обеспечить необходимый приток средств для успешного запуска данного производства.

Нераспределенная прибыль включает в себя доходы и убытки начиная с первого года. Предшествующие затраты включены в состав предпроизводственных затрат и планируются к возмещению в течение 10 лет равными долями.

После выполнения проектировок финансового раздела бизнес-плана переходят к экспресс-анализу финансовой деятельности предприятия в прогнозируемый период.

23.3. Экспресс-анализ прогнозируемых показателей

Финансовый план является важнейшим разделом бизнес-планов, которые составляются не только для обоснования конкретных инвестиционных программ, но также и для управления текущей и стратегической финансовой деятельностью предприятия.

При этом очень важным этапом финансового планирования является проведение серьезной аналитической работы посредством расчета наиболее важных относительных показателей (финансовых коэффициентов), динамические ряды которых позволяют определить тенденции развития финансовой ситуации на предприятии при принятии конкретных решений (в нашем случае - при выпуске новой продукции).

Финансовые коэффициенты рассчитываются на основе полученных в ходе проектировок данных и всесторонне характеризуют рассматриваемый проект. Как правило, на этой стадии прогнозирования осуществляется расчет наиболее важных показателей, дающих представление об уровне платежеспособности, рентабельности деятельности предприятия в рассматриваемый период.

Цель такого рода экспресс-анализа - в наиболее конкретном виде представить тенденции развития предприятия в условиях заявленной программы действий, сделав вывод о целесообразности (нецелесообразности) осуществления этого проекта. Финансовые коэффициенты, рассчитанные по результатам проектировок, включаются в таблицу финансового резюме (табл. 23.5) и в значительной степени могут повлиять на мнения потенциальных кредиторов и инвесторов.

Приведем некоторые показатели, которые рассчитываются для оценки прогнозируемых результатов деятельности предприятия. К ним относятся: показатели ликвидности, характеризующие способность погашения краткосрочной задолженности; показатели, характеризующие управление средствами, - период оборачиваемости запасов, дебиторской задолженности, период погашения кредиторской задолженности (табл. 23.4).

Таблица 23.4. Проектировка финансовых коэффициентов


Показатель 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
Коэффициент ликвидности 1,42 1,08 1,08 2,38 3,02
Период оборачиваемости запасов, дней
Период погашения дебиторской задолженности, дней
Период погашения кредиторской задолженности, дней
Соотношение заемного и собственного капитала, % 35,1 85,4 156,1 9,1 4,2
Норма прибыли, %     0,5 10,0 11,2
Рентабельность собственного капитала, %     10,8 73,9 53,6
Рентабельность активов, %     2,6 44,5 36,2

Для оценки финансовой устойчивости предприятия или степени зависимости от долговых обязательств рассчитывается показатель соотношения заемных и собственных средств. Он позволяет судить о стабильности положения предприятия и его способности привлекать дополнительные средства.

Показатели рентабельности включают в себя норму прибыли (отношение чистой прибыли к чистому объему продаж), рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к объему собственного капитала) и рентабельность активов (отношение чистой прибыли к сумме активов предприятия).

Финансовые коэффициенты, характеризующие рентабельность деятельности предприятия, ожидаемый уровень платежеспособности наряду с другими важными показателями деятельности предприятия включаются в финансовую часть резюме бизнес-плана (разд. I).

Для нашего примера показатели финансового резюме приведены в табл. 23.5. Прогнозные показатели чистого объема продаж, чистой прибыли на предстоящий период показывают позитивную динамику развития предприятия (увеличение объема продаж к пятому году более чем в четыре раза, чистой прибыли - от отрицательных значений в первом году периода (-190 тыс. руб.) до достаточно высокого значения в последний год (+317 тыс. руб.). Подкрепляют выводы о хороших перспективах развития предприятия при реализации цели (производство нового вида продукции) значения рассчитываемых финансовых коэффициентов (норма прибыли увеличивается от 0,0 до 11,2%; рентабельность собственного капитала - от 0,0 до 53,6%; рентабельность активов - от 0,0 до 36,2%).

Таблица 23.5. Финансовое резюме

Показатель 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
Чистый объем продаж, млн руб.
Прибыль после уплаты налогов, млн руб. -380 -304
Норма прибыли, % 0,0 0,0 0,6 10,0 11,2
Рентабельность собственного капитала, % 0,0 0,0 10,8 73,9 53,6
Рентабельность активов, % 0,0 0,0 2,6 44,5 36,2
Коэффициент текущей ликвидности 1,4 1,1 1,1 2,4 3,0
Соотношение заемных и собственных средств, % 35,1 85,4 156,1 9,1 4,2

Из приведенных в финансовом разделе бизнес-плана расчетов видно, что уровень текущей ликвидности баланса нестабилен, однако начиная с четвертого года прогнозного периода его значения превышают нормативный уровень.

Одним из важнейших показателей финансовой устойчивости предприятия является соотношение заемных и собственных средств (см. табл. 23.5). Во втором и третьем годах планируется увеличение этого показателя, причем в третьем году до 156,1%, что отражает тактику предприятия на вынужденные краткосрочные заимствования для покрытия увеличивающихся объемов оборотных средств. Однако в четвертом и пятом годах этот показатель заметно снижается.

Приведенные расчеты позволяют утверждать, что значения финансовых коэффициентов в четвертом и пятом годах указывают на хорошие перспективы развития предприятия. В первые два года его деятельности финансовые трудности будут достаточно ощутимыми, хотя преодолеть их позволит правильно определенная политика заимствований при сохранении достаточного уровня ликвидности.

Иногда финансовый план заключают анализом безубыточности, чтобы показать, каким должен быть объем продаж, чтобы предприятие могло осуществлять производство безубыточно. Такой анализ имеет определенное значение для потенциальных кредиторов предприятия.

Выводы

1. Бизнес-план содержит основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия. С его помощью можно определить способы решения конкретных финансово-хозяйственных задач на перспективу, убедить кредиторов и инвесторов в предоставлении финансовых средств.

2. Структура бизнес-плана зависит от сферы деятельности предприятия, названия его разделов могут быть произвольными, хотя содержание основных его положений должно охватывать круг вопросов, рассмотренных в данной главе.

3. Одним из ключевых разделов бизнес-плана является финансовый план, включающий в себя проектировку основных финансовых показателей.

4. Для финансовых проектировок необходима информация, содержащаяся в других разделах бизнес-плана, в частности в производственном плане и маркетинг-плане. Следует разрабатывать несколько вариантов бизнес-плана в зависимости от уровня объемов продаж, изменения себестоимости продукции.

5. После разработки прогнозных значений финансовых показателей проводится их экспресс-анализ с помощью финансовых коэффициентов.

6. Как правило, экспресс-анализ важнейших финансовых показателей имеет целью показать потенциальным кредиторам и инвесторам уровень платежеспособности и рентабельности деятельности предприятия на перспективу.

Основные понятия

Бизнес-план

Структура бизнес-плана

Правило SMART

Финансовое резюме

Маркетинг-план

Производственный план

Финансовый план

Экспресс-анализ основных прогнозных показателей

Источники финансовых средств

Проектировка финансовых показателей

Анализ безубыточности

Вопросы для самопроверки

1. Каковы области применения бизнес-плана?

2. Что представляет собой правило SMART, используемое при формулировании цели развития предприятия?

3. Что представляет собой структура бизнес-плана и от чего она зависит?

4. Какие финансовые показатели включаются в резюме бизнес-плана?

5. Каковы основные проектировки финансового плана?

6. Из каких разделов бизнес-плана и какие показатели используются для финансовых проектировок?

7. В чем проявляется связь показателей производственного и финансового разделов бизнес-плана?

8. Как взаимосвязаны маркетинг-план и финансовый раздел бизнес-плана?

9. В чем состоит особенность проектировки движения денежных средств?

10. На какой основе прогнозируется баланс предприятия?

11. Зачем проводится экспресс-анализ основных финансовых показателей?

12. Какие финансовые коэффициенты рассчитываются при проведении экспресс-анализа?

Раздел VI. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ

Международные валютно-финансовые и кредитные отношения - составная часть и одна из сложных сфер рыночной экономики. В этом разделе рассматриваются основные категории и структурные принципы мировой и национальной валютных систем, изучаются традиции в организации международных валютных, кредитных и расчетно-платежных операций, освещаются основные формы и методы валютной политики. Особое внимание уделяется валютно-финансовым и платежным условиям внешнеторговых контрактов, традиционным и современным формам кредитования международной торговли. В каждой теме читатель найдет специальный раздел, посвященный валютно-кредитным и финансовым отношениям России.

Глава 24. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА

И ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Валютная система (национальная, региональная, мировая) является формой организации и регулирования валютных отношений. Задача настоящей главы состоит в изучении элементов валютной системы, характеристике основных этапов развития мировой валютной системы, структурных принципов Ямайской валютной системы, включая систему СДР; специальный раздел посвящен проблемам валютной интеграции ЕС, этапам создания ЭВС и переходу к единой валюте.

24.1. Валютные отношения и валютная система:

общие положения

Валютные отношения представляют собой общественные отношения, связанные с функционированием валюты при осуществлении внешней торговли, оказании экономического и технического содействия, предоставлении и получении за границей различного рода кредитов и займов, совершении сделок по покупке или продаже валюты и т.д.

Участниками валютных отношений являются государства, международные организации, юридические и физические лица. Правовой основой для возникновения, изменения или прекращения валютных отношений служат международные соглашения и внутригосударственные акты.

Отдельные элементы валютных отношений появились еще в античном мире в виде вексельного и меняльного дела. Меняльное дело сосредоточивалось в Афинах в силу их торговых связей с другими странами и в силу их первенствующего положения в экономике Древней Греции. Размен денег получил дальнейшее развитие в первоначальную эпоху денежного хозяйства, именно с XII столетия, когда всякие мелкие владетели и города стали чеканить свою монету и появилась масса денег, различных по своему происхождению, счету, весу, роду и качеству металла. Разобраться в этой пестрой массе мог только меняла по профессии. Преобладание внешней торговли над внутренней в этот период содействовало тому, что крупные торговые центры (Венеция, Флоренция, Антверпен, Амстердам) стали одновременно ведущими центрами международной торговли благородными металлами, центрами международных расчетов, где производились расчеты по переводным векселям (траттам). На нидерландских "плакатах" в 1606 г. давались изображения и указывались курсы почти одной тысячи иностранных монет. С появлением банков они становятся главными финансовыми посредниками в международных расчетах.

Наши рекомендации