Фрагменты из французского издания I т. «капитала»] 209
«хозяин потому, что труд этого рабочего стоил больше, чем его заработная плата»
(следовало сказать: произвел больше стоимости, чем стоимость заработной платы) 1).
Правда, дело выглядит совершенно иначе, когда мы рассматриваем капиталистическое производство в непрерывном потоке его возобновления и вместо отдельного капиталиста и отдельных рабочих берем класс капиталистов и класс рабочих. Но тем самым мы применили бы критерий, совершенно чуждый товарному производству.
В товарном производстве противостоят друг другу лить независимые продавец и покупатель, взаимные отношения между которыми прекращаются после обусловленного договором платежа. Если сделка повторяется, то уже благодаря новому договору, который столь мало связан со старым, что лишь случайно тот же покупатель может заключить его с тем же продавцом.
Итак, если товарное производство рассматривать соответственно его собственным экономическим законам, то мы должны каждую сделку брать изолированно, вне всякой связи с предшествующими и последующими сделками. Более того, так как купли и продажи совершаются всегда между отдельными индивидуумами, то не следует искать здесь отношений между классами.
Какой бы длинный ряд периодических воспроизводств и предшествующих накоплений ни проделал функционирующий в настоящее время капитал, он сохраняет всегда свою первоначальную девственность. Если даже предположить, что при каждой сделке, взятой в отдельности, соблюдаются законы обмена, способ присвоения может совершенно измениться, нисколько не затрагивая права собственности, соответствующего товарному производству. Право собственности сохраняет свою силу как вначале, когда продукт принадлежит производителю и когда последний, обменивая эквивалент на эквивалент, может обогащаться лишь за счет собственного труда, так и в капиталистический период, когда богатство во все возрастающем масштабе становится достоянием тех, кто постоянно вновь и вновь присваивает неоплаченный труд других 2).
Этот результат неизбежен с тех пор, как рабочая сила свободно продается самим работником как товар. Но лишь начиная
Sismondi. Nouveaux Principes d'Économie Politique, t. I,p. 135 [Русский перевод, том I, стр. 206].
Г1 Собственность капиталиста на продукт трудаработника «является неукоснительным следствием закона присвоения, основнымпринципом kotopoi о было, напротиз, исключительное право каждого работника напродукт своего труда» (Cherbuliez. Richesse ou pauvreté. Parie, 1841, p. 58). — Авторчувствует диалектическое противоречие, но неверно его объясняет.
К. МАРКС
с этого момента, товарное производство принимает всеобщий характер и становится типичной формой производства; лишь с этого момента каждый продукт все больше и больше производится для продажи, и все богатство проходит через сферу обращения. Лишь тогда, когда наемный труд становится базисом товарного производства, это последнее не только навязывает себя всему обществу, но и впервые может развернуть также все скрытые в нем потенции. Утверждать, что появление наемного труда искажает характер товарного производства — все равно, что сказать: для того чтобы товарное производство оставалось в чистом виде, оно не должно развиваться. В той самой мере, в какой товарное производство превращается в производство капиталистическое, в той же самой море законы собственности товарного производства превращаются в законы капиталистического присвоения. Насколько же иллюзорны представления некоторых социалистических школ, которые воображают, что можно сокрушить капиталистический режим, применив к нему вечные законы товарного производства!
Известно, что первоначально авансированный капитал, даже когда он своим существованием обязан труду его владельца, рано или поздно превращается, благодаря простому воспроизводству, в накопленный капитал, или капитализированную прибавочную стоимость. Но, кроме того, весь авансированный капитал оказывается затерянным как капля во все растущем потоке накопления. Этот факт настолько признан экономистами, что они любят определять капитал как
«накопленное богатство, которое снова применяется для производства прибавочной стоимости» ", а капиталиста — как «владельца чистого продукта»В).
Этот же взгляд, но лишь в иной форме, выражают, когда говорят, что весь наличный капитал есть накопленный или капитализированный процент, потому что процент есть лишь часть прибавочной стоимости.
«Капитал, пишет лондонский «Economist» 5S, со сложными 'процентами на каждую часть сбереженного капитала является настолько всепоглощающим, что все богатство, дающее доход, давно уже стало во всем мире просто процентом на капитал».
«Economist» в действительности слишком сдержан. Идя вслед за доктором Прайсом, он мог бы путем точных подсчетов до-
11 «Капитал, т. с. накопленное богатство, употребляемое с целью получения прибыли» (Mallhua. Principles of Political Economy, [p. 262]. «Капитал... состоит из богатства, сбереженного из дохода и употребленного с целью получения прибыли» (Д. Jones. Text-book of Lectures on the Political Economy of Nations. Hertford, 1852, p. 16 [Русский перевод, стр. 295]).
2» «Владелец чистого продукта, т. е. капитала» («The Source and remedy of the national difficulties» etc. London, 1821).
[фрагменты из Французского издания i t. «Капитала»! 211
казать, что нужно было бы присоединить к этому земному миру другие планеты, чтобы отдать капиталу все, что ему причитается.
II. ОШИБОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА В РАСШИРЕННОМ МАСШТАБЕ 69
Очевидно, что товары, покупаемые капиталистом для собственного потребления на часть прибавочной стоимости, не служат ему в качестве средств производства и увеличения стоимости1^; так же и труд, покупаемый им с той же целью, не является производительным трудом. Купля этих товаров и этого труда не обогащает его, а, наоборот, уменьшает его богатство. Он растрачивает таким образом прибавочную стоимость как доход вместо того, чтобы использовать ее как капитал.
В противоположность феодальному дворянству, которое стремилось потребить больше того, что имело, выставляя напоказ свою роскошь, свою многочисленную и праздную челядь, буржуазная политическая экономия должна была проповедовать накопление как первую гражданскую обязанность и неустанно поучать, что накопление требует мудрости, что надо не проедать весь доход, а львиную долю его расходовать для найма добавочных производительных работников, дающих больше, чем они получают.
Кроме того, политической экономии пришлось бороться с народным предрассудком, который смешивает капиталистическое производство с накоплением сокровищ и считает по-•этому, что накоплять — значит ограждать от потребления те предметы, которые составляют богатство, или уберегать деньги от риска обращения. Хранение денег под замком — самый надежный способ избавления их от капитализации; накоплением товаров с целью накопления сокровищ может заниматься только сумасшедший скупец2). Накопление товаров, когда это не является случайным эпизодом в процессе их обращения, есть результат переполнения рынка или перепроизводства 3).
В повседневном житейском языке еще происходит смешение капиталистического накопления, которое является производственным процессом, с двумя другими экономическими явле-
11 Мы полагаем, что термин ь> alorisation» наиболее точно выражает движение, благодаря которому стоимость становится средством своегособственного увеличения.
" Так, у Бальзака, который основательно изучил все оттенкискупости, старый ростовТцик Гобсек уже потерял рассудок, когда он начинаетнакоплять товары сцелью накопления сокровищ.
31 «Накопление товаров... приостановка обмена... перепроизводство» {Th. Corbet. [An Inquiry into the causes and modes of the wealth of individuals. London, 1841, p. 104]),
К. МАРКС
ниями, а именно : с увеличением накопленных в потребительном фонде богачей медленно потребляемых благ х) и с образованием запасов, которое свойственно всем способам производства.
Следовательно, классическая политическая экономия вполне права, когда подчеркивает как самый характерный момент накопления то обстоятельство, что люди, живущие за счет прибавочного продукта, должны быть производительными работниками, а не непроизводительными2). Но здесь же начинается и ее ошибка. Ни одна теория Адама Смита не получила такую силу бесспорной истины, как следующая: накопление есть не что иное, как потребление прибавочного продукта производительными работниками или, что то же самое, капитализация прибавочной стоимости сводится всего лишь к превращению ее в рабочую силу.
Послушаем, например, Рикардо:
«Необходимо понять, что все продукты страны потребляются, но величайшая разница, какую только можно себе представить, заключается в том, потребляются лп они теми, кто производит новую стоимость, или же теми, кто ее не воспроизводит. Когда мы говорим, что доход сберегается и прибавляется к капиталу, мы подразумеваем тем самым, что часть дохода, которая присоединилась к капиталу, потребляется производительными работниками, а не непроизводительными. Нет большего заблуждения, чем предположение, что капитал увеличивается от непотребления» 3>.
Не может быть большего заблуждения, чем представление, будто «та часть дохода, которая присоединилась к капиталу, потребляется производительными работниками». Согласно этой точке зрения, вся прибавочная стоимость, превратившаяся в капитал, становится переменным капиталом и может аванси-, роваться только на заработную плату. Напротив, она как и та капитальная стоимость, которая ее создает, разделяется на постоянный капитал и переменный капитал, на средства производства и рабочую силу. Для того чтобы прибавочный продукт мог послужить для приобретения дополнительной рабочей силы, он должен содержать в себе излишек предметов первой необходимости. Но чтобы эта дополнительная рабочая сила могла
" Именно в этом смысле Неккер говорит о «предметах роскоши, накопление» которых «увеличивается с течением времени», и о том, что «по законам собственности они сосредоточиваются у одного класса общества» («Oeui res de M. Necker. Paris et Lausanne», 1789, t. II. «De l'Administration des finances de la France», p. 291).
21 «Ни один экономист нашего времени не может под сбережением разуметь простое накопление сокровищ; но вне этой ограниченной и недостаточной операции для данного термина в его применении к народному богатству можно представить себе только одно значение, а именно то, которое исходит из различного употребления сбереженного и основывается на реальном различии между видами труда, оплачиваемого за счет сбережений» (Mallhus. Principles of Political Economy, [p. 38, 39]).
" Ricardo. On the Principles of Political Economy, 3rd. ed. London, 1821, p. 163, примечание [Русский перевод, том I, стр. 129—130].