Формы международной предпринимательской деятельности
· Лицензирование (licensing) – соглашение, в соответствии с условиями которого фирма (лицензиар) продает другой компании (лицензиату) право на использование своей интеллектуальной собственности (патентов, торговой марки, фирменного названия, авторских прав или секретов производства) в обмен на выплату роялти.Лицензиар (licensor) – компания, которая продает права на использование интеллектуальной собственности другой компании. Лицензиат (liceness) – компания, которая покупает права на использование интеллектуальной собственности у другой компании. Роялти (royalty) – компенсация, выплачиваемая лицензиатом лицензиару в соответствии с условиями лицензионного соглашения. · Франчайзинг (franchising) – специальная форма лицензирования, в соответствии с которой владелец товара или услуги (франчайзер) позволяет другим независимым предпринимателям или компаниям (франчайзи) покупать право распространять товар или услугу на условиях, определяемых владельцем. Франчайзер (franchisor) – компания, которая предоставляет право независимому предпринимателю или компании вести бизнес от ее имени. Франчайзи(franchisee) – независимый предприниматель или компания, которая ведет бизнес от имени другой компании. · Управленческий контракт (management contract) – соглашение, в соответствии с которым компания в одной стране дает компании другой страны согласие на управление мощностями этой компании определенное вознаграждение (например, гостиничный бизнес). |
Эпоха глобализации
Глобализация (globalization) – это непрерывно продолжающийся, устойчивый процесс интеграции рынков, суверенных государств и технологий, который позволяет отдельным лицам, корпорациям и суверенным государствам быстро и с минимальными затратами устанавливать более глубокие контакты с зарубежными партнерами по всему миру. |
Причины глобализации
· Стратегические потребности компаний (использование ключевой компетенции компании, приобретение ресурсов по более низким ценам, поиск новых рынков сбыта, стремление повысить эффективность конкурентной борьбы). · Изменение среды международного бизнеса (политической и технологической). |
Общая характеристика международной деловой среды .
Задачи менеджеров международных компаний
· Обеспечение высокой конкурентоспособности компании в международном масштабе. · Глубокое понимание мировых рынков и взаимосвязей между ними. · Умение правильно оценить возможности для ведения бизнеса, имеющиеся на мировых рынках. · Умение правильно оценить привлекательность мировых рынков по уровню доходов на душу населения. |
Классификация мировых рынков
· Рынки стран Северной Америки. · Рынки стран Западной Европы. · Рынки стран Восточной и Центральной Европы. · Рынки стран Азии. · Рынки стран Африки и Ближнего Востока. · Рынки стран Южной Америки. |
Классификация стран по уровню доходов на душу населения
· Страны с высоким уровнем доходов (годовой доход на душу населения составляет не менее $ 9 206). · Страны со средним уровнем доходов (от $ 745 до $ 9 206)/ · Страны с низким уровнем доходов (не более $ 745). |
Уровень доходов на душу населения позволяет определить:
· Покупательную способность жителей страны. · Уровень технологического развития производственных процессов на местных предприятиях. · Уровень развития общественной инфраструктуры. |
Правовые, технологические, политические и культурные аспекты международного бизнеса
Правовые аспекты
Международная компания должна соблюдать не только законы своей страны, но и законы стран, в которых она осуществляет деловые операции. |
Общая характеристика международной деловой среды .
Международные менеджеры должны знать: · Различия между правовыми системами стран. · Законы, ориентированные на внутренний рынок. · Законы, регулирующие международные деловые операции. · Законы, направленные против иностранных компаний. · Особенности разрешения споров в международном бизнесе. |
Правовые системы стран