Формы финансирования международной предпринимательской деятельности

В современной международной практике используются различные формы финансирования внешнеторговой деятельности компаний. Виды и формы финансирования во многом зависят от характера международных сделок.

В целом формы финансированиядеятельности экспортеров и импортеров можно разделить на традиционное банковское кре­дитование, инструменты торгового финансирования (в частности аккредитивы, гарантии), факторинг и форфейтинг, финансирова­ние с участием институтов страхования и гарантирования экс­порта (или экспортных кредитных агентств - ЭКА).

Кредитование во внешней торговле является одним из инструментов стимулирования международных операций. Кредит под­разумевает предоставление денежных средств на условиях платности, срочности и возвратности. Финансирование обеспечивается коммерческими банками, получателями кредитных средств могут быть как импортеры, которым предоставляется кредит на закупку товара и, соответственно, расчеты с экспортером, так и экспортеры (в данном случае речь может идти о предэкспортном финансиро­вании или финансировании под будущие поступления выручки за поставленный товар).

Можно перечислить несколько моментов экономического смысла получения кредита экспортером: ускорение сбыта, увеличение объема поставок товаров, возможность предо­ставления товарного кредита контрагенту и, соответственно, уве­личение конкурентоспособности. Возможность и целесообразность получения кредитных средств зависит от способности вернуть кре­дит и начисленные за период его использования проценты за счет поступающей выручки от продажи экспортируемых товаров.

Кредит импортерам может потребоваться на закупку товаров у экспортера, соответственно возврат ссудных средств будет про­изводиться за счет последующей реализации товаров на внутрен­нем рынке (для торгового предприятия) или же, в случае, когда закупается производственное оборудование, — за счет реализация продукции, произведенной на данном оборудовании.

Формы кредитования внешнеторговых сделок достаточно многообразны и классифицируются по признакам, характеризующим кредитные отношения, в частности: срокам кредитования (долго-, средне- и краткосрочное кредитование), целевому назна­чению (на завершение производства экспортного товара, подго­товку к отправке товара импортеру, закупку товара импортером), по условиям погашения (по графику, ежемесячно равными долями, единовременно в конце срока), по обеспеченности (обеспеченные, необеспеченные) и т.д.

Помимо банковского кредитования, в международных сделках может использоваться товарный кредит (или кредит поставщика) в виде отсрочки платежа за проданные товары.

Предоставление кредита по открытому счету предполагает, что экспортер, отгружая товар и направляя документы импортеру, учитывает стоимость товара на счете импортера, который откры­вает у себя, импортер погашает задолженность по открытому счету согласно установленному в контракте сроку. Кредит по открытому счету может предоставляться как на отдельную партию товара, так и по регулярным поставкам.

Товарный кредит, безусловно, выгоден для импортера, вме­сте с тем для экспортера он сопряжен с определенными рисками, в этой связи при заключении контракта, предполагающего оплату за фактически поставленный товар, целесообразно предусмо­треть, каким образом будут снижены риски неполучения пла­тежа от контрагента. Одной из распространенных форм снижения рисков по внешнеторговым сделкам является банковская гаран­тия.

Со стороны импортера также возможно предоставление ком­мерческого кредита экспортеру в форме покупательских авансов (предоплаты), например, в случае заказа дорогостоящего оборудо­вания, требующего длительного периода времени на его изготовле­ние. В этом случае, получение аванса может снизить потребность экспортера в получении банковского кредита, соответственно экс­портер имеет возможность снизить цену экспортного товара.

Риски импортера, связанные с перечислением авансовых пла­тежей, могут быть покрыты банковской гарантий возврата предо­платы.

Факторингпредставляет собой финансирование под дебитор­скую задолженность (уступку денежного требования), возникаю­щую в процессе торговых операций между коммерческими пред­приятиями. Фактор обычно предоставляет поставщику до 80-90% от суммы дебиторской задолженности сразу после отгрузки товара (до наступления срока платежа) и возмещает затем это финан­сирование из последующих поступлений средств от покупателей-контрагентов поставщика. Оставшаяся часть дебиторских задолженностей, т.е. 10—20%, за вычетом комиссий фактора, выплачивается поставщику после того, как покупатель произвел оплату.

В настоящее время используется достаточно много видов фак­торинговых операций в зависимости от обязательств, которые при­нимает на себя фактор. Вместе с тем можно выделить несколько форм факторинга, применяемых в современной международной практике.

1. По количеству участников операции и их местонахождению.

Внутренний факторинг — покупатель и продавец находятся на территории одной страны, резидентом которой является также и сам фактор.

Международный факторинг:

— двухфакторный факторинг — покупатель и продавец нахо­дятся в разных странах, при этом в сделке участвуют и импорт-фактор и экспорт-фактор;

— однофакторный импортный факторинг — в сделке участвует только импорт-фактор, находящийся в стране импортера;

— однофакторный экспортный факторинг — в сделке участвует только экспорт-фактор, находящийся в стране экспортера.

2. По осведомленности покупателя о переуступке задолженно­сти.

Открытый тип факторинга представляет собой операцию, при которой покупатель поставщика оповещается об участии факто­ринговой компании в сделке. Такое уведомление обычно произ­водится с помощью специальной надписи на счете-фактуре, ука­зывающей, что дебиторская задолженность по данному счету была полностью переуступлена фактору, который является единствен­ным законным получателем платежа, с указанием платежных рек­визитов фактора.

При закрытом (конфиденциальном) типе факторинга договор между поставщиком и фактором не подлежит огласке для покупа­теля до тех пор, пока покупатель не нарушит условия контракта, не произведя своевременного платежа. В этом случае поставщик уполномочивает фактора уведомить покупателя о факте пере­уступки.

Управлением дебиторской задолженностью при данном виде факторинга занимается продавец от имени фактора.

3. По возможности регресса к поставщику.

При факторинге с правом регресса поставщик несет кредит­ный риск в отношении дебиторских задолженностей, проданных фактору. В случае неплатежа со стороны покупателя, произошедшего по любой причине, включая финансовую несостоятель­ность, фактор имеет право потребовать соответствующий платеж от поставщика.

При сделках без права регресса фактор фактически принимает на себя кредитный риск в отношении задолженностей покупателей поставщика, переуступленных фактору.

Величина факторинговых комиссий зависит от типа соглаше­ния, в том числе от наличия административного управления деби­торской задолженностью, права регресса и др. На ставку комиссии влияет состояние финансового рынка в целом.

Общая величина факторинговых комиссий обычно складыва­ется из двух составляющих. Первый вид комиссии — комиссия за предлагаемое финансирование — в большинстве стран исчисля­ется в процентах годовых, и ее величина сопоставима с величиной процентов по банковскому кредиту. Второй вид комиссии взима­ется за административное управление дебиторской задолженно­стью и страхование риска неплатежа, исчисляется в виде процента от обслуживаемого торгового оборота и зависит от объема продаж, количества обслуживаемых счетов-фактур, кредитоспособности дебиторов и т.д.

Форфейтинг представляет собой форму финансирования внеш­неторговых сделок, предусматривающую покупку у экспортера векселей, акцептованных импортером. При форфейтинге продавец переуступает свои требования к покупателю конкретному кредит­ному учреждению. Продавец покупает сразу всю сумму за вычетом процентов. При этом покупатель товаров ликвидирует свои долго­вые обязательства регулярными выплатами. От обычного учета векселей банками форфейтинг отличается тем, что предполагает переход всех рисков по долговому обязательству к его покупа­телю — форфейтору. Форфейтинг позволяет сократить дебиторскую задолженность продавца, улучшить структуру баланса, уско­рить оборот капитала.

Форфейтинг интересен преимущественно машиностроитель­ным предприятиям, экспортирующим свою продукцию и предо­ставляющим покупателям торговые кредиты (отсрочку платежа). Экспортер продает долговые обязательства покупателя форфейтору (банку или форфейтинговой компании) и полученные сред­ства может направить на развитие бизнеса.

По сравнению с факторингом форфейтинг обладает опреде­ленными преимуществами. Первый обычно используется для кратко- и среднесрочного финансирования (до 180 дней), при этом в случае использования факторинга, с регрессом риск непла­тежа со стороны импортера остается на экспортере. Форфейтинг, в отличие от факторинга не предполагает предоставления допол­нительных услуг экспортеру.

И факторинг и форфейтинг могут быть интересны участникам внешнеторговых сделок, целесообраз­ность использования той или иной формы финансирования опре­деляет экспортер, исходя из своих потребностей и характера сделок.

Факторинг может быть востребован предприятиями малого и среднего бизнеса, предоставляющими товарный кредит контр­агентам и испытывающими недостаток оборотных средств, кроме того, факторинг может предусматривать управление дебиторской задолженностью экспортера, что также может быть более целесо­образно, чем создание соответствующего подразделения экспорте­ром. Форфейтинг более эффективен для крупных предприятий, которые преследуют цель аккумуляции денежных средств для реализации долгосрочных и дорогостоящих проектов.

Наши рекомендации