Достоинства и недостатки бюджетирования
Как и любое явление, бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Достоинства бюджетирования:
• оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;
• позволяет координировать работу предприятия в целом;
• анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
• позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
• позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
• способствует процессам коммуникаций;
• помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;
• позволяет сотрудникам-новичкам понять "направление движения" предприятия, таким образом помогая им адаптироваться в новом коллективе;
• служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.
Недостатки бюджетирования:
• различное восприятие бюджетов у разных людей;
• сложность и дороговизна системы бюджетирования;
• если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания их ошибок;
• бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда;
• противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, — стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.
В рамках оперативного контроллинга анализу подвергаются показатели ликвидности, прибыль, рентабельность, Кэш Флоу, экономическая эффективность фирмы.
Прибыль как основной показатель результативности деятельности предприятия подвергается анализу с точки зрения влияния факторов на ее изменение. Анализу подвергается в первую очередь прибыль от реализации, как одна из составляющих валовой прибыли предприятия.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от:
- объема реализации (Q);
- ее структуры (D);
- себестоимости (c);
- уровня цен (p).
Модель зависимости прибыли от указанных факторов имеет следующий вид:
, (7.1)
где n – количество наименований изделий в номенклатуре продукции.
Данная модель исходит из предположения, что все факторы изменяются независимо друг от друга. Оценка влияния факторов на прибыль от реализации осуществляется способом цепных подстановок.
Рассмотрим модель на примере, используя условные данные таблицы 7.2.
Таблица 7.2
Исходные данные
Вид продук-ции | Плановые показатели | Фактические показатели | ||||||
Объем реализации, ед., Q0 | Удельный вес продукции, D0 | Цена, д.е., р0 | Себестои-мость, д.е., с0 | Объем реализации, ед., Q1 | Удельный вес продукции, D1 | Цена, д.е., р1 | Себестои-мость, д.е., с1 | |
А | 0,7 | 0,545 | 5,5 | |||||
Б | 0,3 | 0,455 | 4,5 | 2,5 | ||||
Итого | 1,0 | 1,0 |
Плановая прибыль от реализации продукции должна составлять:
д.е.
Прибыль от реализации продукции при изменении объемов производства и реализации составит:
д.е.
Прибыль от реализации продукции за счет изменения структуры производства составит:
д.е.
Прибыль от реализации продукции за счет изменения цены реализации составит:
д.е.
Прибыль от реализации продукции за счет изменения себестоимости составит:
д.е.
Изменение прибыли составит:
д.е.,
в том числе за счет изменения:
· объемов производства и реализации продукции: д.е.;
· структуры производства и реализации: д.е.;
· цены реализации: д.е.;
· себестоимости изделий: д.е.
В рассмотренном примере увеличение себестоимости изделий привело к сокращению прибыли от реализации продукции, все остальные факторы оказали положительное влияние на прибыль от реализации.
Рассмотренная факторная модель не учитывает различий в характере зависимости издержек от объема выпуска продукции. Анализ зависимости прибыли от переменных и постоянных издержек позволяет расширить возможности контроллинга. Маржинальный метод использует следующую факторную модель:
, (7.2)
где Qi – объем производства и реализации i-го вида изделия;
рi – цена реализации i-го вида изделия;
– удельные переменные расходы на изготовление i-го вида изделия;
– постоянные затраты.
Используя данные таблицы 7.3, проиллюстрируем на примере маржинальный метод.
Таблица 7.3
Исходные данные
Вид продукции | Плановые показатели | Фактические показатели | ||||||||
Объем реализации, ед., Q0 | Цена, д.е., р0 | Себестои-мость, д.е., с0 | Удельные переменные расходы, д.е., | Постоянные затраты, д.е., | Объем реализации, ед., Q1 | Цена, д.е., р1 | Себестои-мость, д.е., с1 | Удельные переменные расходы, д.е., | Постоянные затраты, д.е., | |
А | 5,5 | 3,5 | ||||||||
Б | 4,5 | 2,5 | 1,5 | |||||||
Итого |
Плановая прибыль составит:
д.е.
Прибыль в связи с изменением объема производства и реализации составит:
д.е.
Прибыль в связи с изменением цены реализации составит:
д.е.
Прибыль в связи с изменением удельных переменных расходов составит:
д.е.
Фактическая прибыль составит:
д.е.
Общее изменение прибыли составит:
д.е.,
в том числе за счет изменения:
· объемов производства и реализации продукции: д.е.;
· цены реализации: д.е.;
· удельных переменных затрат: д.е.;
· постоянных затрат: д.е.
Небольшое несовпадении общего изменения прибыли от реализации продукции, рассчитанных двумя способами, опосредовано различиями применяемых моделей.
Маржинальный анализ, кроме изучения влияния факторов на прибыль, применяется для определения точки критического объема производства и реализации. Инструментом анализа являются графические и аналитические модели взаимосвязи показателей затрат, объема производства и выручки (рис. 7.2).
Графическое представление показателей в математическом выражении имеет вид:
(7.3)
(7.4)
(7.5)
Рис. 7.2 График безубыточности
где – выручка в точке безубыточности;
– переменные затраты;
– постоянные затраты;
– удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции;
Q – объем производства и реализации;
р – цена реализации единицы продукции;
md – маржинальный доход на единицу продукции.
Анализ величин в точке безубыточности позволяет решать ряд вопросов:
· определение выручки с целевым значением прибыли:
(7.6)
; (7.7)
где Пцел – целевая прибыль;
Nmd – норма маржинального дохода.
· Установление уровня загрузки производственных мощностей:
; (7.8)
где – уровень загрузки производственных мощностей;
– выручка от реализации.
· Выбор продуктовых групп, которые приносят предприятию наибольшую прибыль;
· принятие решений об объеме выпуска отдельных видов продукции;
· проверка ценовой политики;
· принятие инвестиционных решений;
· исследование комплекса работ по расширению производства;
· определение критической выручки;
· определение запаса и коэффициента финансовой прочности:
(7.9)
(7.10)
где В – суммарная выручка от реализации.
Пример. Постоянные затраты предприятия составляют 600 д.е., удельные переменные затраты на одно изделие – 6 д.е., цена реализации продукции – 9 д.е. Руководство желает достичь коэффициента финансовой прочности в размере 0,44. Требуется определить объем производства и реализации, которые бы обеспечили достижение поставленной цели.
При указанных затратах на изготовление продукции критический объем производства и реализации составит: ед. изделий. Учитывая коэффициент финансовой прочности, предприятию необходимо произвести и реализовать 357 единиц продукции:
д.е.;
ед. изделий.
Маржинальный анализ применяется также и для обоснования решения "производить или покупать".
Пример. Предприятию для выполнения месячной производственной программы требуется 500 деталей. Поставщик поставляет деталь по цене 10 д.е., руководство, зная о возможности производить деталь на своем оборудовании, решает вопрос о прекращении закупок у поставщика.
Обоснованием принятия решения будет являться сопоставление затрат собственного производства и общих расходов на покупку у поставщика.
Удельные переменные затраты на изготовление единицы детали составляют 70 д.е., а постоянные расходы оценены в размере 1000 д.е. В результате производство 500 деталей обойдется предприятию в 4500 д.е., а на закупку оно тратит 5000 д.е. Таким образом, предприятию целесообразнее производить деталь самостоятельно.
На основе разделения издержек на переменные и постоянные используется метод расчета сумм покрытия.
Покрытие издержек (или сумма покрытия) представляют собой разность между выручкой и переменными издержками. Исходя из этого прибыль возникает тогда, когда накопленные суммы покрытия по всей проданной продукции становятся больше величины постоянных затрат предприятия.
В контроллинге различают несколько методов покрытия издержек: одноступенчатый, двухступенчатый и многоступенчатый.
Одноступенчатый метод покрытия издержек позволяет вести учет сумм покрытия в форме краткосрочного учета прибылей/убытков с разделением продукции по видам. Применение метода одноступенчатого покрытия издержек позволяет ранжировать продукты по уровню покрытия издержек и тем самым выделить те продукты, которые приносили прибыль.
Пример. Фирма производит 4 вида продукции: А, Б, В, Г. Результаты производства и реализации продукции представлены в таблице 7.4., где показатель сумма покрытия представляет собой разницу между выручкой и
Таблица 7.4