Заключения по специальным аудиторским заданиям

Сущность и назначение аудиторского заключения по специаль­ным аудиторским заданиям. Наряду с обязательным аудитом в практике аудиторской деятельности возникает необходимость проведения проверок по специальным аудиторским заданиям и выдачи при этом специального заключения, содержание и поря­док составления которого отличаются от общепринятого.

Под специальным аудиторским заданием понимается выпол­нение установленных договором и (или) поручением между ау­дитором и экономическим субъектом (или иным правоспособ­ным юридическим лицом) действий по проверке отдельных ста­тей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имуще­ства, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала и другим вопросам, не­посредственно связанным с финансово-хозяйственной деятель­ностью экономического субъекта. Порядок проведения аудита в этом случае определен российским правилом (стандартом) «За­ключение аудиторской организации по специальным аудитор­ским заданиям».

Заказчиками специального аудиторского задания могут выступать:

а) государственные и правоохранительные органы в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Фе­дерации;

б) органы, выдавшие лицензии;

в) иные правоспособные юридические лица на основании договорных обязательств.

Под органами, указанными в п. «а», понимаются органы доз­нания и следователь, прокурор, суд, арбитражный суд, таможен­ные органы, контрольные и ревизионные подразделения Мин­фина России и т.д.

Под органами, указанными в п. «б», понимаются органы, вы­давшие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в Российской Федерации. Под иными правоспособными юридиче­скими и физическими лицами (п. «в») понимаются лица, не под­падающие под действие пп. «а» и «б», а именно: счетные и кон­трольные палаты, собственники и инвесторы экономических субъ­ектов, вышестоящие органы экономического субъекта, руково­дство экономического субъекта по тематическим заданиям, страхо­вые организации, независимые оценщики, общественные органи­зации, в том числе общественные аудиторские объединения, пред­приниматели без образования юридического лица и т.д.

Орган дознания и следователь при наличии санкции прокуро­ра, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дать аудиторской организации поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта по специальным аудиторским заданиям при наличии в производстве указанных органов возбу­жденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гра­жданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Содержание такого поручения должно соответствовать обстоя­тельствам, послужившим основанием для возбуждения (возоб­новления производством) уголовного дела, принятия к производ­ству (возобновления производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок проведения ауди­торской проверки по такому поручению определяется по догово­ренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.

Если после заключения договора или дачи поручения на про­ведение аудиторской проверки возникли или стали известны об­стоятельства, не позволяющие в соответствии с действующими нормативными документами осуществлять аудиторскую деятель­ность, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается.

При проведении аудиторской проверки и составлении за­ключения по специальным аудиторским заданиям аудиторские организации независимы от проверяемого экономического субъ­екта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки. Дан­ные, полученные в ходе проверки по специальным аудиторским заданиям, проводимой по поручению органа дознания, прокуро­ра, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (ар­битражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.

Права, обязанности и ответственность аудиторской органи­зации и заказчика специального аудиторского задания регули­руются действующим законодательством, а также заключенным договором.

Содержание, характер и объем работы, выполняемой ауди­тором по специальному аудиторскому заданию, зависят от об­стоятельств, связанных с возникновением необходимости дан­ной работы. Перед выполнением специального аудиторского задания аудитор должен удостовериться в том, что у него с ли­цом, поручившим (заказавшим) специальное аудиторское зада­ние, достигнуто взаимопонимание относительно цели и харак­тера работы, а также содержания заключения, которое будет представлено аудитором.

Планируя выполнение специального задания, аудитор дол­жен представлять себе, для каких целей необходимо лицу, пору­чившему (заказавшему) выполнение работы, заключение по специальным аудиторским заданиям, а также определить состав и круг лиц, которые, вероятно, будут знакомиться с ним. Чтобы исключить возможности использования заключения аудитора по специальным аудиторским заданиям для целей, для которых оно не предназначено, аудитор может указать в документе цель, для которой он подготовлен, а также установить ограничения на оз­накомление с ним иного круга лиц, нежели указанного в заклю­чении по специальным аудиторским заданиям.

Примерная структура заключения аудитора по всем специ­альным аудиторским заданиям имеет вид.

• Название документа в целом — «Заключение по специ­альному аудиторскому заданию».

• Адресат.

Представление аудиторской организации, выполнившей спе­циальное аудиторское задание.

Объект специального аудиторского задания.

Определение ответственности исполнительного органа эко­номического субъекта за составление бухгалтерских документов, включая соответствующее отражение первичных данных учета, обеспечение адекватности бухгалтерских записей.

Описание работы, выполненной аудиторской организацией.

Описание и обоснование методов, примененных аудиторской организацией в ходе выполнения специального аудиторского за­дания.

Изложение вопросов, которые аудиторская организация считает

существенными.

Мнение аудиторской организации по результатам выполнения специального аудиторского задания.

Дата выдачи заключения.

Подпись руководителя аудиторской организации или аудитора, работающего самостоятельно.

Когда специальное аудиторское задание выполняется аудитором по поручению экономического субъекта, в договоре между эконо­мическим субъектом и аудитором должен быть сформулирован во­прос, выражение мнения по которому ожидается от аудитора.

Вопросы для специального аудиторского задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответ на них не мог иметь двоякого толкования.

Наши рекомендации