Использование работы третьих лиц
Сопоставление и характеристика основных различий МСА и ФСАД.
Существующая на данный момент в России система аудиторских стандартов свидетельствует о значительных различиях с МСА(состав, перечень документов, их классификация и внутренняя структура).
Сопоставление российских правил (стандартов) аудиторской деятельности (ПСАД) с МСА позволяет выделить следующие группы: 1)ПСАД, совпадающие по содержанию с МСА; 2) ПСАД, которые в своих существенных содержательных аспектах отличаются от аналога МСА; 3) ПСАД и МСА, не имеющие аналогов.
Цель разработки ПСАД – подготовка системы документов, которые основаны на МСА.
Основные причины несовпадения ПСАД и МСА:отличия в российском законодательстве, которое формирует ПСАД (бухгалтерское, налоговое и др.); изменение и переработка самих МСА.
К ПСАД, не совпадающим с МСА, относятся следующие: 1. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведенного аудита. 2. Образование аудитора. 3. Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов. 4. Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудита организации. 5. Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Объединение с налоговыми органами.
Основные причины несовпадения стандартов
1. По поводу «Образования аудитора»в МСА нет единого стандарта, но Международным комитетом по МСА (IFAC) выпускаются отдельные инструктивные и регулирующие материалы. 2. По поводу «Письма руководству»у российских разработчиков существует четкое мотивированное мнение о том, что такой стандарт необходим, так как обычно национальные аудиторские стандарты предусматривают наличие той или иной формы развернутого отчета аудитора руководству субъекта. 3. По поводу ПСАД «Права и обязанности аудиторской организации»сложилось мнение как о документе, который, очевидно, ниже по своему уровню, чем стандарт. Эта точка зрения может привести в дальнейшем к отмене данного стандарта. 4. «Требования к внутреннему аудиту» – в зарубежной практике подготовка внутренних стандартов является работой аудиторской фирмы. 5. ПСАД «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам».Налоговые проверки или налоговый аудит по своей сути относятся к отдельной области аудита и не должны соединяться с финансовым аудитом, в целях совершенствования которого и разрабатываются МСА. Это разделение связано с тем, что в основе МСА лежат стандарты финансового учета и отчетности – МСФО. В основе же налогового аудита должно лежать налоговое законодательство,которое, в соответствии с МСФО и международным подходом в целом, представляет собой направление деятельности, отдельное от финансового учета и аудита. Включение в состав российских ПСАД стандарта по налоговому аудиту связано прежде всего с существующей в настоящее время в России доминирующей ролью налогового учета и налогового законодательства по сравнению с другими направлениями деятельности и включением налоговых требований в различные финансовые и бухгалтерские нормативные акты.
СОПОСТАВЛЕНИЕ МСА С РОССИЙСКИМИ СТАНДАРТАМИ АУДИТА (ПСАД) НА НАЛИЧИЕ И СООТВЕТСТВИЕ :
Рядом с МСА жирным шрифтом выделены названия соответствующих им российских ПСАД.
Вводные аспекты (российских аналогов нет): 100 Задания, обеспечивающие уверенность; 120 Основные принципы МСА.
Обязанности
200 Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности – Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности; 210 Условия аудиторских заданий – Письмо – обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудиторской проверки; 220 Контроль качества работы в аудите – Внутрифирменный контроль качества аудита; 230 Документирование – Документирование аудита; 240 Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности – Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности; 240А Мошенничество и ошибка; 250 Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности – Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита; 26 °Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями – Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.
Планирование
300 Планирование – Планирование аудита;310 Знание бизнеса – Понимание деятельности экономического субъекта;32 °Существенность в аудите – Существенность и аудиторский риск.
Внутренний контроль
400 Оценка рисков и внутренний контроль – Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита;401 Аудит в среде компьютерных информационных систем – Аудит в условиях компьютерной обработки данных;402 Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации.
Использование работы третьих лиц
600 Использование работы другого аудитора – Использование работы другой аудиторской организации;610 Рассмотрение работы внутреннего аудита – Изучение и использование работы внутреннего аудита;620 Использование работы эксперта – Использование работы эксперта.