Неспособность разглядеть открывающиеся возможности
В 1960‑е и 1970‑е годы мой богатый папа смог разглядеть те возможности, которые должны были изменить жизнь наших сонных тропических Гавайских островов. И он знал, что пришло время выбирать: либо действовать, либо оказаться за бортом жизни. Мой же бедный папа видел лишь то, что цена на наш дом постоянно повышалась.
В те годы многие люди могли только мечтать о Гавайях. Это путешествие было по карману только богатым и добраться до наших островов можно было только по морю. Чтобы доплыть от Калифорнии до Гавайев, требуется от пяти до шести дней. У большинства людей не было ни времени, ни денег, чтобы пожертвовать две недели на поездку туда и обратно. А богатый папа смог увидеть, что появление реактивных самолетов позволит миллионам туристов в ближайшее время посетить Гавайи, сделав путешествие туда намного более дешевым и удобным. Он понимал, что новые реактивные пассажирские самолеты изменят все.
Точно так же как фермер видит цену земли в 10 тысяч долларов, в то время как предприниматель оценивает ее в 100 тысяч долларов, мой бедный папа смотрел на предстоящие изменения глазами школьного учителя, а богатый папа – глазами бизнесмена и инвестора… Просто каждый из них видел мир по-своему.
По иронии судьбы в 1960‑е и 1970‑е годы мой бедный папа зарабатывал больше денег, чем богатый папа. Первый был высокооплачиваемым государственным чиновником; у второго же на руках никогда не было наличных денег. Каждый лишний доллар он вкладывал в свой бизнес и скупал недвижимость. Он не имел стабильной зарплаты и часто бывало пусто в кармане, но он упорно продолжал идти к своей цели.
В то время моему бедному папе было бы проще делать такие же инвестиции, какие делал богатый папа. Учитывая его высокооплачиваемую работу, ему было бы гораздо легче получить в банке ссуду, для того чтобы вложить ее в собственность, цена на которую в ближайшее время должна была резко подскочить. А богатому папе приходилось обивать пороги, ходить от одного банкира к другому, чтобы раздобыть деньги. Было трудно найти людей, которые доверили бы ему свои деньги, потому что он был беден и не имел стабильной работы.
Но хотя у моего бедного папы в ту пору явно были лучшие условия, чтобы разбогатеть, он этого не сделал. Он предпочел усердно трудиться, проводить все свое время на работе, держать деньги в банке, покупать на сэкономленные деньги большие дома для своей семьи и радоваться, что они растут в цене вместе со всей недвижимостью на островах.
Но вот внезапно в 1967 году богатый папа, как казалось со стороны, неизвестно за какие деньги купил самый большой отель на Вайкики-Бич. И все, что смог на это сказать мой отец, было: «Как он может позволить себе покупать отель на Вайкики-Бич? Ведь у него нет даже постоянного места работы!»
Инвестирование с точки зрения богатого папы: как ни в чем себе не отказывать
С 1970‑х до начала 1990‑х состояние богатого папы увеличивалось все возрастающими темпами. А мой бедный папа в тот же период становился все беднее и беднее. С середины 1970‑х богатый папа уже не стеснялся в своих желаниях и не испытывал недостатка в наличных. Деньги все нарастающим потоком текли к нему от всех его инвестиций. Кроме самого большого отеля на Вайкики-Бич, он купил еще один отель на пляже и другую доходную недвижимость – и все за счет прибылей от первого отеля. Вместо того чтобы тратить наличные, он непрерывно реинвестировал их и в результате получал еще большее количество денег. А мой бедный папа в начале 1970‑х потерял работу, после того как попытался выставить свою кандидатуру на пост вице-губернатора, выступив против своего прямого начальника – действующего губернатора. После этого его занесли в «черный список», и он уже не мог рассчитывать на работу в государственном секторе.
В 1973 году, все еще продолжая служить на одной из размещенных на Гавайях военных баз, я старался почаще приезжать на Вайкики, чтобы посидеть за обедом с богатым папой. Обычно мы садились за столик и я задавал ему самые разные вопросы, готовясь к тому дню, когда уйду из армии. Тогда я часто расспрашивал богатого папу о том, как ему удалось, не имея вначале сколь-нибудь значительных средств, достичь таких вершин. И хотя мне уже и до этого в течение многих лет доводилось выслушивать его мысли о силе инвестирования, прежде я воспринимал все это еще совсем по-детски. Теперь, уже повзрослев и имея кое-какой жизненный опыт, а также возможность сравнить, к чему пришли за свою долгую жизнь оба моих папы, я стал еще с большим уважением относиться к планам богатого папы. Во время одного из таких обедов он сказал:
– В юности я знал, что если буду следовать этому плану инвестирования, то когда-нибудь смогу позволить себе все… все, чего только захочу… если добьюсь успеха.
Теперь, когда мне было 25 лет, его план очень заинтересовал меня, особенно когда я услышал слова: «Я смогу позволить себе все, чего только захочу». Я и до этого знал о плане инвестирования богатого папы, но он всегда казался мне слишком грандиозным и нереальным. Теперь, когда я своими глазами видел его огромный отель на Вайкики– Бич и другие владения на пляжах Гавайских островов, я стал гораздо больше интересоваться его планом. А судьба моего бедного папы еще больше подчеркивала достоинства этого плана.